Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация комплексных общеразвивающих программ в ДОУ Тамбовской области




Специфика работы различных видов дошкольных образовательных учреждений

В Тамбовской области за последние годы произошли качественные изменения в системе дошкольного образования, осуществлен переход от унитарной к вариативной образовательной системе, что определило существенные перемены в области организационных, содержательных и технологических основ дошкольного обучения и воспитания. В этих условиях управление системой дошкольного образования неизбежно приобретает новые акценты. С одной стороны, дошкольные образовательные учреждения активно включаются в процесс модернизации непрерывного образования, способствуя становлению целостной системы образования, наиболее полно удовлетворяя потребности населения. С другой стороны модернизация системы дошкольного образования напрямую зависит от решения нормативно – правовых, социально – экономических, организационно – административных проблем формирования государственно – общественных структур управления образованием на областном уровне.

Система дошкольного образования имеет достаточно сложный институционный механизм. Ключевым звеном, которого являются дошкольные образовательные учреждения. Поэтому преобразование системы дошкольного образования – это, прежде всего, создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному образовательному учреждению. Дошкольное образовательное учреждение рассматривается сегодня, как организация признанная удовлетворить основные запросы семьи по обучению и воспитанию детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. Таким образом, приоритетным направлением остается дальнейшее развитие сети дошкольных образовательных учреждений, ориентированной на удовлетворении образовательных запросов населения, в т.ч. на оказание услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.

На современном этапе развития дошкольного образования необходимо обеспечить внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста. Организационными формами образования детей старшего дошкольного возраста могут быть: группы кратковременного пребывания в детском саду; группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений; центры игровой поддержки ребенка, мини – центры. Уже в ближайшей перспективе предшкольный этап образования в разных формах станет всеобщим и массовым, что позволит в среднесрочной перспективе перейти к системным и всеохватывающим изменениям в дошкольном образовании в последующие годы. В результате будет обеспечена адаптация каждого ребенка к школе, ранняя позитивная социализация, и как следствие - снижение случаев асоциального поведения.

Для обеспечения доступности дошкольного образования, всестороннего развития детей параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования активно развиваются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, а так же систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Приоритетным направлением остается создание вариативных организационных форм дошкольного образования, а именно групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях. Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей от 0 до 3 лет. Требуется создание специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевых программ сопровождения детей из семей группы риска, создание новых типов образовательных услуг по выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии детей раннего возраста. Организационными формами дошкольного образования детей раннего возраста могут быть: центры игровой поддержки, мини – центры, адаптационные группы, консультативные группы.

В условиях конкурентной среды становятся важными не только количественные, но и качественные результаты дошкольного образования. Большинство дошкольных образовательных учреждений, стремясь повысить качество образовательного процесса, используют современные образовательные и профильные программы, расширяют применение здоровьесберегающих технологий – программ здоровья. С целью развития инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений по различным направлениям открыты муниципальные площадки. Одним из эффективных механизмов активизации инновационной деятельности является проведение ежегодного конкурса «Лучшее дошкольное образовательное учреждение». В рамках общеобразовательных программ дошкольного образования уделяется особое внимание выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии детей. В результате усиления внимания к раннему развитию детей происходит снижение числа детей, обучающихся по коррекционным программам, и значительное повышение качественных результатов освоения общеобразовательной программы начального общего образования. Основными задачами реформирования дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья являются дальнейшая разработка нормативной правовой и научно – методической базы; обеспечение многоуровневого вариативного дошкольного образования с учетом индивидуальных потребностей и возможностей с нарушением психофизического развития, с гарантированным участием в этом процессе необходимых специалистов, использование в учебно – воспитательном процессе стандартизированного, лицензированного психолого – педагогического инструментария для комплексной ранней диагностики нарушений психофизического развития детей, обеспечение непрерывности и преемственности коррекционно – образовательной помощи ребенку на занятиях, в повседневной жизни, а также при переходе в школу.

Проблемы сохранения здоровья детей, профилактика заболеваний являются приоритетными при решении любых задач модернизации системы дошкольного образования. В связи с этим следует улучшить питание и оздоровление дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях, поднять уровень качества и материально – технической оснащенности образовательного процесса. Необходима более тесная интеграция учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, деятельность которых направлена на обеспечение здорового образа жизни.

Существующая система финансово – экономических отношений дошкольных образовательных учреждений в настоящее время требует характерных изменений. Необходимы: переход к новым формам финансового обеспечения предоставления муниципальных услуг, внедрение новых методов формирования бюджета, ориентированного на результат. Актуальным является решение проблем дошкольного образования программно – целевым методом, то есть посредством принятия целевой программы, направленной на развитие дошкольного образования, которая позволяет привлечь выделение субсидий и субвенций из областного и муниципального бюджета в случаях предусмотренных федеральными, региональными целевыми программами и решениями представительных органов местного самоуправления. В целях создания условий для более эффективного распределения бюджетных ассигнований необходимо введения нормативно – подушевого финансирования, основной целью которого является определение объема бюджетных средств, для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным заданием государственные услуги, по единым методикам. Существенным условием развития и увеличения охвата дошкольным образованием является формирование конкурентной среды при предоставлении услуг дошкольного образования. Базой для развития конкурентной среды может выступить механизм формирования и размещения муниципального заказа на образовательные услуги с полноценным доступом к нему негосударственных организаций, что позволит привлечь в сферу оказания социальных услуг частные инвестиции.

Реформирование системы дошкольного образования выдвигает новые требования к системе управления в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности, нацеленности на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности. Управление дошкольным образовательным учреждением должно строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно – общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением.

В настоящее время все более острой становится потребность в воспитателе – профессионале, мобильном, конструктивном, способном с учетом меняющихся социально – экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. В современных условиях воспитателю необходимо не только специальные знания, владения информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, но и общая и профессионально – педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности. Модернизация системы дошкольного образования, изменение оценки критериев деятельности педагога, принципиально новые подходы к организации и содержанию образовательного процесса требуют изменений в подготовке и переподготовке, повышении квалификации педагогических кадров. Необходимо, чтобы в дошкольных учреждениях работали только специалисты со специальным педагогическим образованием или специалисты, имеющие педагогическое образование и прошедшие соответствующую переподготовку. Особое значение в этом процессе приобретает реализация принципа дифференциации профессиональной подготовки: в колледжах – подготовка воспитателей дошкольного образовательного учреждения общего профиля, специалистов по новым специальностям (помощник воспитателя, музыкальный руководитель, младший воспитатель); в вузах – подготовка воспитателей для дошкольных образовательных учреждений новых типов (специальность «педагог – детства» сдвоенного профиля для работы в школах – детских садах, центрах, включающих дошкольный, школьный и внешкольный компоненты), педагогов по новым специальностям (социальный педагог, коррекционный педагог, психолог, менеджер образования).

Продуктивными средствами повышения качества профессиональной подготовки являются: определение профессиональной пригодности абитуриентов при поступлении в учебное заведение; целевое направление на обучение; целевой отбор молодых специалистов; присутствие на выпускных экзаменах заинтересованных лиц, которые могут приглашать выпускников для работы в конкретные дошкольные учреждения, гарантируя им при этом соответствующие социально – экономические условия жизни и деятельности.

Обновленная модель системы повышения квалификации должна обеспечивать: выявление и удовлетворение перспективных образовательных потребностей работников в повышении квалификации с выходом на формирование специальных компетенций, востребованных современностью; перевод системы повышения квалификации в индивидуальный режим с применением интерактивных методов обучения на основе информационных технологий; разработку нового содержания повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих и педагогических кадров дошкольного образования; новых технологий образовательной деятельности; предоставление широкого спектра программ повышения квалификации, направленных на передачу инновационных идей и новых педагогических технологий; накопительный характер повышения квалификации, обеспечивающий проектирование индивидуальных образовательных маршрутов; предоставление дистантной поддержки повышения квалификации руководителей, воспитателей и специалистов дошкольных учреждений; использование опыта и потенциала инновационных учреждений и лучших педагогов.

Виды ДОУ:

- Детский сад;

- Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интелектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Категории ДОУ:

Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.

I категория - это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

II категория - это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт по одному или нескольким направлениям его деятельности

III категория - это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Самая большая группа детских садов - это ДОУ II категории:

- общеразвивающего вида;

- компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);

- присмотра и оздоровления (для детей с ослабленным здоровьем);

- комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)

В ДОУ разных категорий отличаются друг от друга платой за содержание ребенка, чем выше категория, тем, соответственно, выше и оплата. За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.

Программы ДОУ:

Программы подразделяются на комплексные (включают все основные направления развития ребенка) и парциальные (включает одно или несколько направлений развития), целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

 

1. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой. Программа основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитатние в соответсвии с возрастными особеностями, подготовка к школе. Давая воспитателю достаточно жесткие предписания относительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как среднестатистическую единицу.

2. Программа "Развитие" (одобрена Министерством образования РФ) пользуется большой популярностью в практике. Разработана научным коллективомт под руководством Л.А. Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежит концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Приоритетная цель программы - развитие умственных способностей детей. Отличием от других программ являются критерии продвижения детей - освоение соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений.

3. "Радуга" Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, т. Гризик, Е.Соловьева и др. (Институт общих проблем образования Минобразования России). Эта программа, как и традиционная (под ред. М.А.Васильевой), выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. Своеобразие программы сосотоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами - введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, "обволакивающих" почти все занятия. В данной программе ощущается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. По задачам почти не отличается от традиционной. Особо следует отметить, что авторы "Радуги" не рекомендуют соединять ее с другими программами и привлекать к работе в детском саду специалистов-предметников

4. Программа "Детство" (разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.). Осовные цели: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия - миру людей, предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. "Детство" - программа с выраженной гуманистической направленностью. Содержание знаний освобождено от идеологичности и центрировано на человеке (человек как творец предметного мира, человек как неотъемлемая часть и в то же время "Хранитель" природного мира). Дано также новое для дошкольных программ содержание, связанное с развитием социально-нравственных представлений, осознанием ребенком себя как представителя определенной возрастной группы и отличия от других возрастных категорий.

5. Программа "Золотой ключик" (авторский коллектив под руководством Г.Г. Кравцова) основывается на концепции Л.С. Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Основная цель программы - достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье - через разновозрастную организацию групп (3 - 10 лет). Содержание образования организовано по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами, развитие рефлексии (способности анализировать свои действия).

6. Программа "Дом радости" (авторы -Н.М. Крылова, В.Т. Иванова, г. Пермь) по сути представляет собой методически-сценарное приложение к «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду». авторы дают подробнейшее описание жизни воспитателя и детей в детском саду на каждый день. В отличие от традиционной российской программы делается акцент на индивидуальных обучающих занятиях с детьми, которые, наряду с фронтальными, по мнению авторов, могут обеспечить индивидуальный подход к детям. Кроме того, предлагается использовать сюжетное обрамление для всех моментов жизни детей (не только для усиления мотивации на занятиях, как в программе "Радуга"). В результате вся жизнь детского сада предстает как жестко регламентированный процесс; сценарий не оставляет свободного обраховательного пространства ни для детей, ни для воспитателей.

7. "Семицветик". Авторы: Ашиков В.И., Ашикова С.Г., педагоги дополнительного образования Центра детского творчества г. Троицка Московской области. Комплексная программа культурно-экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. Цель: обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и грганизации детской деятельности. Программа реализуется на основе широкого использования интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайд-фильмов и композиций.

8. "В пространстве игры" Автор: Иваницкая И.М., доцент кафедры режиссуры Краснодарской академии культуры. Комплексная программа непрерывного театрально-зстетического образования. Цель: развитие у детей базовых, культурно-эстетических и этических качеств. Строится на основе широкого использования приемов театральной педагогики и специализированных методик художественного воспитания.

9. "Маленький Эмо и Большой Настройщик". Автор: Ражников В.Г., доктор психологических наук, поэт, музыкант. Цель: приобщить ребенка к полноценной эмоционально-эстетической культуре; помочь ребенку взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научить сочинять и исполнять простейшие, но полноценные художественные произведения.

10. "Наш дом - природа". Автор: Рыжова Н. А., зав. лабораторией экологии Тамбовского института повышения квалификации работников образования, кандидат биологических наук. Программа экологического образования и воспитания старших дошкольников. Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

11. "Паутинка". Автор: Васякина Ж. Л., методист по дошкольному воспитанию Детского экологического центра Управления образования Северо-Западного округа г. Москвы. Программа экологического воспитания и обучения дошкольников. Цель: формирование у дошкольников "планетарного мышления", образа совершенных экосреды и экоотношений. Программма строится на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и конкретных игровых действий.

12. "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Авторский коллектив: Стеркина Р. (Минобразование России), Авдеева Н. (Институт человука РАН), Князева О. (Институт педагогических инноваций РАО). Цель: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

13. "Малыш" Автор: В. Петрова, музыкальный руководитель-консультант дошкольного образовательного учреждения № 817 г. Москвы. Цель: развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни во всех доступных им видах деятельности, приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры и высоких духовных ценностей.

14. "Кроха" Авторский коллектив: Г. Григорьева, Д. Сергеева, Н. Кочетова, И.Чиркова (Нижегородский институт развития образования). Программа для работы с детьми раннего возраста. Цель: комплексное развитие, воспитатние и обучение детей в возрасте до трех лет. Разработана в духе гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. Своеобразие программы - в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (в том числе включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до адаптации детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

15. "Успех"

В создании программы «Успех» приняли участие ведущие научные и образовательные учреждения: Институт стратегических исследований в образовании; Федеральный институт развития образования; НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; Московский педагогический государственный университет; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; Московский городской психолого-педагогический университет; Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина; Челябинский государственный педагогический университет; Нижегородская государственная архитектурно-строительная академия. В авторский коллектив «Успеха» вошли также авторы востребованных вариативных образовательных программ «Радуга», «Развитие», «Детство», «Из детства — в отрочество».

16. "Школа 2100"

Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова.

Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она, по мнению авторов, реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Вопросы для контроля знаний и подведения итога прочитанной лекции:

1. Какова ситуация с детскими образовательными учреждениями в Тамбовской области?

2. Что руководство области предпринимает для решения проблемы, связанной с нехваткой мест в детских садах?

3. Какие меры социальной поддержки оказываются семьям дошкольников?

4. Решение каких вопросов призвано содействовать развитию дошкольного образования в области?

5. Какие виды ДОУ и категории ДОУ существуют?

6. Перечислите, какие программы ДОУ реализуются в Тамбовской области?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.