Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МЕХАНИЦИЗМ — способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из меха­нических закономерностей. 3 страница




ции не могут отделяться и двигаться вне субстанции... ни субстанция, ни акциденция не смогут извне проник­нуть в монаду". Но монады находятся в зависимости од­на от другой, и эта взаимозависимость в подобном "спи­ритуалистическом" континууме допустима лишь как взаимная согласованность в перцепциях и апперцепци­ях монад. Лейбниц допускает идеальное влияние одной монады на другую, происходящее посредством Бога, ко­торый установил порядок между монадами, приняв во внимание каждую из них, и в каждой "он находит осно­вание, побуждающее его приспособлять одну к другой". Мир в учении Лейбница, таким образом, качественно многообразен, все в нем уникально и неповторимо, но в то же время един, через плюрализм монад Лейбницем проводится идея всеобщего монизма. Монады подобны синхронизированным часам, тогда как Бог — "верхов­ный часовщик", заложивший в монады абсолютные программы и тем самым создавший эту синхронность, в силу которой все в универсуме дышит "взаимным согла­сием". Теория "предустановленной гармонии" есть одна из форм артикуляции позиции деизма Лейбница. "Пре­дустановленная гармония" действует и в духовном, и в физическом мирах, но с той разницей, что души дейст­вуют согласно законам конечных причин, а тела — со­гласно законам действующих причин, но оба царства гармонизируют между собой. Лейбниц фиксирует также гармонию между физическим царством благодати, "между Богом как устроителем машины универсума и Богом, рассматриваемым как Монарх божественного Го­сударства Духов", т.е. "Бог как зодчий полностью удов­летворяет Бога как законодателя". Теория "предустанов­ленной гармонии" позволяет Лейбницу достичь ком­промисса между понятиями действующей и целевой причин. Механицизм (мир — "божественная машина", "естественный автомат") является способом, которым достигается высший финализм, в силу чего происходит не только спиритуализация причин, но и натурализация целей. Теория "предустановленной гармонии" имеет це­лый ряд транскрипций: онтологическую (единство раз­нообразия), гносеологическую (познавательная дея­тельность всех монад и ее результаты составляют еди­ную гармоническую систему), этическую ("под этим со­вершенным правлением не могут оставаться ни добрые дела без награды, ни злые без возмездия"), эстетичес­кую (реализация принципа совершенства). Идея преду­становленной гармонии задает также единство микро- и макрокосмоса. Вся бесконечная Вселенная "представле­на" в каждой из монад, и каждая монада со своей всегда уникальной "точкой зрения" репрезентирует мир и упо­добляется "живому зеркалу Вселенной". Эти бесчислен­ные "образы мира" как бы умножают Вселенную в бес­численное количество раз, раскрывая ее бесконечное со-

держательное богатство, и "как один и тот же город, ес­ли смотреть на него с разных сторон, кажется совершен­но иным и как бы перспективно умноженным, таким же точно образом вследствие бесконечного множества про­стых субстанций существует как бы столько различных универсумов, которые, однако, суть перспективы одного и того же соответственно различным точкам зрения каждой монады". Таким образом, идея предустановлен­ной гармонии позволяет реализовать совершенство ка­кое только возможно, где предусматривается и наиболь­шее разнообразие, и наибольший порядок. Мир Лейбни­ца — это мир многогранный, неисчерпаемый в своем содержании, и в то же время — единый и гармоничный. Воистину — наилучший из миров, который из великого множества миров мудростью Бога познается, благостью избирается, могуществом производится. В этом аспекте монада Лейбница выступает предельным выражением идеи системности, так как не только она сама как эле­мент постигается через ее место в бесконечной системе отношений, но и система определяется через монаду (элемент), которая будучи бесконечно уникальной, про­дуцирует свою систему, свой особый мир.

И.И. Лещинская

МОНИЗМ (греч. monos — один)

МОНИЗМ (греч. monos — один) — 1) тип органи­зации философского знания, определяющийся наличи­ем в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполне­ние философской системы; семантически противосто­ит дуализму и плюрализму; 2) признание в рамках это­го принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, М. отличается большей внутренней по­следовательностью, монолитностью, что в то же время с неизбежностью приводит к большей схематизации реальности. Сложность охватить всю действитель­ность в рамках одного принципа приводит к тому, что исторически возникавший М., как правило, трансфор­мировался в дуализм или плюрализм. Однако в исто­рии философии имело место и обратное движение, что было вызвано решением имманентных философских проблем той или иной философской системы (движе­ние от Декарта к Спинозе, от Канта к Фихте). Посколь­ку понятие М. используется преимущественно во вто­ром значении и поскольку современная философия в большинстве своих систем не занимается построением онтологии, т.е. лишена традиционной иерархии про­блемных философских полей, постольку понятие М. употребляется сегодня, как правило, в историко-фило­софском смысле.

В.И. Ретунский




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.