Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология — учение о способах организа­ции и построения теоретической и практической дея­тельности человека




МЕТОДОЛОГИЯ — учение о способах организа­ции и построения теоретической и практической дея­тельности человека. Философия выявляет обществен­но-историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от харак­тера разрешаемых ими проблем. В границах обслужи­вания типовых программ деятельности смысл М. сво­дим к обеспечению их нормативно-рационального по­строения. Общественно-историческая и культурная обусловленность М. выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых ме­тодологических средств. Значимую роль в разработке философских проблем М. сыграли Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Декарт, Кант, Шеллинг, Гегель и др. Специфический подход к проблеме предлагает системо-мыследеятельностная М. Сложность отношений М. и философии, как известно, определялась тем, что и М. может трактоваться с позиции философии, и фило­софия может характеризоваться в рамках некоей обоб­щенной М. Пока в науке доминировала вера в незыбле-

мые познавательные стандарты, философия реконстру­ировалась в категориально-понятийных комплексах общей М. познания. Но поскольку в 20 в. познаватель­ные стандарты обнаружили собственную зависимость от самого процесса познания, от развитости познаю­щего субъекта и от типа познаваемых объектов, по­стольку в основаниях М. выявились социально-исто­рические, человеческие, личностные, культурные из­мерения, потребовалось их принципиально иное фило­софское осмысление. В этом плане М. обнаружила свою условность в контексте постоянно воспроизводя­щихся репертуаров и процедур деятельности людей. В развитии современной М. все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных про­блем, культурно-исторической природой познаватель­ных средств, изменчивостью категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т.д. Эти вопросы так или иначе сопряжены с включени­ем в структуру М. философских представлений. Мето­дологическая работа философии не ограничивается анализом познания, она рассматривает схемы деятель­ности, создаваемые людьми для обновления и воспро­изводства социального бытия. Задачей М. становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов. М. становится важным пунк­том осмысления и переосмысления современной куль­турной проблематики. Внимание М. к схемам обыден­ного поведения и к мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Дейст­вия и поступки людей, их общение и мышление утра­чивают черты естественности стереотипных актов. Ав­томатизмы человеческого бытия уступают определяю­щую роль всевозрастающей совокупности оригиналь­ных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, программирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач. Осуществле­ние новых нетрадиционных схем деятельности стано­вится уделом все большего числа людей. Эффектив­ность этой работы — это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя жи­вет и трансформируется в значительной мере благо­даря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественно-гуманитарные измерения М.

A.A. Грицанов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.