Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТОЛАНД (Toland) Джон (1670—1722) — англий­ский философ, один из первых представителей свободо­мыслия в интеллектуальной традиции Нового времени




ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ — две взаимосвязан­ные категории философии и логики.

ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ — две взаимосвязан­ные категории философии и логики. При определении понятий Т. и Р. используют два фундаментальных прин­ципа: принцип индивидуации и принцип Т. неразличи­мых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, кото­рая формулируется в следующем виде: каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее, т.е. можно ли считать свойство Т. реальным, если каждая вещь имеет своеобразие (см. Универсалии). Благодаря появлению понятия абстрактного объекта, проблема универсалий стала решаемой. Абстрактным объектом называется реальный объект, характеризуемый по како­му-нибудь одному свойству. Поскольку нет двух дейст­вительно тождественных вещей, путем абстрагирования выделяются такие объекты, в которых можно актуально установить Т. Для абстрактных объектов Лейбниц ввел принцип Т. неразличимых: один объект тождественен второму, если и только если все свойства одного и второ­го объекта являются общими. Итак, Т. двух реальных объектов определяется на основании их общего призна­ка, Р. двух реальных объектов — исходя из наличия ин­дивидуального признака. Таким образом, в зависимости от выделяемых признаков, между одними и теми же объ­ектами имеет место как Т., так и Р. С этих позиций, по­знание свойств реальных объектов может быть интер­претировано как выявление в них Т. и Р., классифициру­ющих объекты по различным признакам.

А.Н. Шуман

ТОЛАНД (Toland) Джон (1670—1722) — англий­ский философ, один из первых представителей свободо­мыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687—1690), Эдин­бурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Гол­ландия, 1691—1692), в Оксфорде (1693—1695). Основ­ные сочинения: "Племя левитов" (1691, не сохранилось), "Христианство без тайн" (издано анонимно в 1696), "Свободная Англия" (1701), "Письма к Серене" (1704),

"Адеисидемон" (1708), "Письма против духовенства" (1712), "Назарянин" (1718), "Тетрадимус" (1720), "Пантеистикон" (1720) и др. Осуществил системную критику христианства на рационалистически-атеистических ос­нованиях. Считал абсурдным поклонение тому, чего мы не в состоянии понять. По мысли Т., "кто бы ни раскры­вал нам что-нибудь, т.е. кто бы ни сообщал нам нечто, че­го мы раньше не знали, его слова должны быть понятны, а дело — возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек". Усматривал про­цесс целенаправленного формирования у людей религи­озных предрассудков "на всех ступенях нашей жизни" и у людей "всех званий". Духовенство именовал особым сословием оплачиваемых лиц, задача деятельности кото­рых — "не просвещать остальных людей, а удерживать их в заблуждениях". Придерживаясь идеи о возможнос­ти адекватного постижения людьми таинств мира, Т. подчеркивал: "У Божественного творца не может быть больше оснований считаться непостижимым, чем у са­мого презренного из его творений". Вера, согласно Т., есть знание. Разум более важен, чем откровение. Ра­зум — способность души обнаруживать "несомненность чего-либо сомнительного или неясного, сравнивая его с чем-нибудь достоверно известным". Сформулировал по­стулаты о единстве материи и движения, трактуя послед­нее (правда, вне его качественного "измерения") как ат­рибут (наряду с протяжением и плотностью) материи, об изначальной активности ("...материя по необходимости столь же активна, как и протяженна") и самодвижении материи ("...всякая вещь претерпевает бесконечные из­менения, т.е. находится... в непрестанном движении"; "...движение есть существенное свойство всей материи в целом"). Разделяя воззрения о материальности и беско­нечности Вселенной, Т. отрицал случайность, оставаясь в рамках механистического материализма. Отвергая по­стулаты гилозоизма, Т. представлял мышление как чисто физическое движение мозгового вещества ("мышление... есть особенное движение мозга, специального органа этой способности"). Мозг, по мнению Т., будучи очень сложным, но телесным органом, "может производить только телесное". Будучи сторонником тезиса о необхо­димости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвященных), Т. тем самым рассуждал в русле традиционного англий­ского материализма 17—18 вв., утверждавшего материа­листическое миропонимание уделом элиты, а рели­гию — пригодной для утешения масс.

A.A. Грицанов

"ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ" ("Die Traumdeutung". Вена, 1900) — работа Фрейда,

"ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ" ("Die Traumdeutung". Вена, 1900) — работа Фрейда, посвя­щенная одному из основных психоаналитических мето-

дов познания бессознательных психических процессов и их врачевания. "Т.С." полагается в психоаналитических кругах "библией психоанализа". Основное внимание Фрейд уделил источникам сновидений, среди которых выделяются: внешнее чувственное раздражение, внут­реннее (субъективное) чувственное раздражение, внут­реннее (органическое) физическое раздражение и психи­ческие источники раздражений. Кроме того, Фрейд осу­ществляет группировку различных теорий сновидений, выделяя: теории, признающие, что в сновидениях полно­стью продолжается вся психическая деятельность бодр­ствующего состояния; теории, признающие понижение психической деятельности в сновидениях (т.е. ослабле­ние ассоциаций и оскудение перерабатываемого матери­ала); и теории, приписывающие "грезящей душе" спо­собность и склонность к особой психической деятельно­сти, на которую она в бодрствующем состоянии либо не­способна, либо способна в очень незначительной степе­ни. Наиболее общую функцию сновидений Фрейд опре­деляет как снятие полученных раздражений. Фрейд опи­сывает два общеизвестных метода толкования сновиде­ний (символический и расшифровывания) и предлагает психоаналитический метод их интерпретации, на осно­вании того, что сновидения могут и должны быть вклю­чены в "психологическую цепь" существования индиви­дуума. Фрейд выводит положение о том, что сновидения являются инструментом специфического осуществле­ния нереализованных и вытесненных желаний. Фрейд анализирует различного рода искажения, которые про­исходят в снах и сновидениях относительно реальных жизненных ситуаций, поскольку правила и законы, дей­ствующие в обыденной жизни, в них не действуют либо вообще, либо действуют в незначительной малой степе­ни. Фрейд систематизирует материал, используемый в сновидениях, и делит его на следующие группы: впечат­ления предыдущего дня, детские воспоминания, сома­тические источники и типические сновидения. Особый интерес представляет последняя группа, где Фрейд предлагает собственную трактовку символов, часто по­являющихся в сновидениях. Фрейдом описываются ви­ды деятельности сновидений и выделяются: процесс сгущения, процесс сдвига, средства изображения, отно­шение к изобразительности, влияние на счет и речь, ин­теллектуальную деятельность, аффекты и вторичную обработку. Фрейд рассматривает проблему психологии деятельности сновидений, анализируя вопросы забыва­ния сновидений, регрессии, осуществления желаний, пробуждения благодаря сновидениям, отодвигания и ре­альности. В общем анализ снов и толкование сновиде­ний осуществляются Фрейдом в целях диагностики и психотерапии.

Д.П. Брылев




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.