КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6: Административно-процессуальное право
1. Сущность, задачи и принципы административного процесса. 2. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. 2.1. Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. 2.2. Подведомственность дел об административных правонарушениях. 1. Участники административного процесса. Доказательства в административном процессе. 3.1. Участники административного процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы. 3.2. Иные участники административного процесса. 3.3. Обстоятельства, исключающие возможность участия в административном процессе. 3.4. Доказательства в административном процессе. 2. Стадии административного процесса. 4.1. Возбуждение административного процесса и подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению. 4.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении. 4.3. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении. 4.4. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении. 4.5. Исполнение постановления о наложении административного взыскания.
СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Действующее законодательство исходит из понимания административного процесса как чисто юрисдикционного, т.е. связанного с рассмотрением и разрешением административно-правовых споров, оценкой правомерности поведения участников управленческих общественных отношений, применением в необходимых случаях мер административного принуждения. Таким образом, административный процесс отождествляется с уголовным и гражданским, хотя во многих случаях административно-правовые споры разрешаются во внесудебном порядке. Административный процесс обладает следующими особенностями: 1)Он призван регулировать общественные отношения, возникающие на базе норм административного права в связи с совершением административного правонарушения. Такие отношения возникают, как правило, по инициативе субъекта управления (так, гражданин, совершивший правонарушение, совсем не горит желанием вступать по этому поводу в какие-либо отношения с государственным органом, однако отношения возникают). В то же время инициатором возникновения административно-процессуальных отношений может быть и сам гражданин (например, при подаче жалобы на действия государственного органа или должностного лица уже у последнего возникают определенные обязанности перед гражданином), и даже иное лицо (законный представитель, адвокат, представитель и др.). 2)В основе административного процесса лежит рассмотрение индивидуальных административных дел. 3)Административный процесс регламентируется нормами права. То есть правовые нормы устанавливают определенный порядок, на основании которого происходит рассмотрение и разрешение конкретных дел. 4) Административно-процессуальную деятельность осуществляют не только органы исполнительной власти и их должностные лица, но и судебные органы. В то же время не все органы исполнительной власти наделены правом осуществлять административную юрисдикцию. Однако хотя круг субъектов, уполномоченных осуществлять административный процесс, весьма широк, но их перечень четко определен законом и произвольная замена недопустима. 5)Административно-процессуальная деятельность базируется на определенных принципах, которые по своему характеру близки к принципам правосудия, но отражают специфику административной юрисдикции. 6)В результате осуществления административной юрисдикции происходит принятие властного и одностороннего решения. Причем только посредством административного процесса применяются административные взыскания. ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Задачами административного процесса являются: 1)защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях; 2)изобличение и привлечение виновных к административной ответственности; 3)обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.
ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Принципы административного процесса закреплены в ст. 2.2-2.16 ПИКоАП. Их основное содержание сводится к следующему: Принцип законности означает, что процедура осуществления административного процесса должна реализоваться строго согласуясь с буквой закона. Необходимо доказать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Административное взыскание может быть наложено только компетентными на то органами (должностными лицами). Существуют возможность обжалования решения по делу об административном правонарушении и целая система надзорных органов, следящих за соблюдением законности. При этом необходимо соблюдать как материальные, так и процессуальные нормы законодательства. Принцип обеспечения защиты прав и свобод означает, что какие бы то ни было ограничения прав и свобод участников административного процесса допускаются только по основаниям и в порядке, установленным ПИКоАП. Никто не должен принуждаться к даче объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Принцип неприкосновенности личности означает, что никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, установленного ПИКоАП. Никто из участвующих в административном процессе физических лиц не должен подвергаться насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Содержание физического лица, задержанного за административное правонарушение, или административно арестованного должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу для его жизни и здоровья. Принцип уважения чести и достоинства личности, деловой репутации подразумевает, что при ведении административного процесса запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности, либо порочащие деловую репутацию физического или юридического лица, либо создающие опасность для жизни и здоровья участников административного процесса. Неприкосновенность жилища и иных законных владений гарантируется законом. Никто не вправе войти в жилище и иное законное владение лица против его воли, за исключением случаев, установленных законодательством. Принцип презумпции невиновности является новым для административного законодательства. Он означает, что лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в предусмотренном порядке не будет установлена его виновность в совершении правонарушения. При этом лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность. Наоборот, его вину обязаны доказать должностные лица органа, ведущего административный процесс. Обеспечение права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, означает, что физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитника. Нарушение права на защиту является основанием для отмены вынесенного постановления о наложении административного взыскания. Принцип публичности административного процесса предполагает, что государственные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по обнаружению административного правонарушения, выявлению лиц, его совершивших, для привлечения их к административной ответственности. Принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела обязывает суд, орган, ведущий административный процесс, принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе. При этом запрещается принуждение к даче объяснений путем насилия, угроз и применения иных незаконных мер. Принцип языка, на котором ведется административный процесс, устанавливает, что административный процесс в Республике Беларусь ведется на белорусском или русском языке. Участнику административного процесса, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется административный процесс, обеспечивается право устно или письменно делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела об административном правонарушении на родном языке или на языке, которым он владеет. В этих случаях, а также при ознакомлении с делом об административном правонарушении он вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика. Принцип равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов означает, что все лица, участвующие в административном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов. Административный процесс осуществляется на основе равенства физических лиц перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Административный процесс осуществляется на основе равенства юридических лиц перед законом независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Принцип независимости судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс, означает, что решение по делу может быть принято только в соответствии с законодательством. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения либо с целью добиться принятия незаконного решения влечет установленную законом ответственность. Принцип открытого рассмотрения дела об административном правонарушении означает, что, как правило, все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. Вместе с тем закон допускает закрытое рассмотрение дела в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни физических лиц, участвующих в административном процессе, либо сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Принцип прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса означает, что прокурор осуществляет надзор за исполнением законодательства при ведении административного процесса на любой его стадии. Для этого он наделен весьма обширными полномочиями. Право обжалования процессуальных действий, постановлений как принцип административного процесса означает, что лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, иные лица, участвующие в административном процессе, вправе обжаловать процессуальное действие или постановление, принятое по делу об административном правонарушении, в порядке, установленном ПИКоАП.
ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СИСТЕМА И РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ (ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ), УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Определение круга органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях, имеет большое значение для обеспечения справедливого и законного привлечения правонарушителей к административной ответственности. Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осуществляет только суд, так как от правосудия административный процесс отличается оперативностью и относительной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочисленные и разнообразные административные дела (а их разнообразие связано с наличием многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений), нужно обладать специальными знаниями и быть компетентным в данной области. Оперативность рассмотрения административных дел многочисленными органами и должностными лицами достигается еще и тем, что эти же органы и должностные лица систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, отличаются также и неоднородностью субъектов. Отдельные из них созданы специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие выполняют эту работу наряду с осуществлением своих основных функций (например, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, государственные инспекции). Система органов, осуществляющих административную юрисдикцию, строится по территориально-отраслевому принципу. Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления. К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комиссии районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе; районные (городские) суды; хозяйственные суды; сельские, поселковые исполнительные комитеты и др. Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, непосредственно связаны с отраслями исполнительной власти и функционируют на основании специализации и четкой иерархичности юрисдикционной подведомственности. Например, органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с засорением или загрязнением вод, нарушением правил водопользования, нарушением законодательства об отходах и т.п. От имени органов государственного санитарного надзора дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители. Отраслевой принцип на практике сочетается с территориальным. Как правило, орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории. Однако, органы межтерриториального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с административно-территориальным делением, например органы железнодорожного транспорта, пограничные войска Республики Беларусь и др. Основными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, в настоящее время являются общие суды. Так, в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 252 статьями (или их отдельными частями) Особенной части КоАП, что составляет или 56,5 % от числа всех статей Особенной части, тогда как по КоАП 1984 г. к подведомственности общих судов относились дела об административных правонарушениях, предусмотренных лишь 82 статьями. Впервые к органам административной юрисдикции отнесены хозяйственные суды, судьи которых единолично рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных 38 статьями (или их отдельными частями), что составляет 8,5 % от числа всех статей. Таким образом, подведомственность общих и хозяйственных судов является преобладающей. Они взяли на себя рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 65 % статей Особенной части КоАП. Конечно, это не означает, что именно на суды падет основной груз рассмотрения дел об административных правонарушениях. То, что они рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных 65 % статей, совсем не означает, что это 65 % от числа всех дел об административных правонарушениях. Как известно, некоторые статьи применяются постоянно и в больших количествах, а по некоторым встречаются лишь единичные случаи. Поэтому точно определить, какое фактически количество дел об административных правонарушениях рассматривают суды, а какое - иные уполномоченные органы, достаточно сложно. Наряду с судами, к числу тех, кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены 25 видов государственных органов и органов местного управления. Это: 1) сельские, поселковые исполнительные комитеты; 2) административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов или администраций районов в городе; 3) районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; 4) органы внутренних дел; 5) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; 6) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь; 7) органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; 8) органы государственного санитарного надзора; 9) пограничные войска Республики Беларусь; 10)таможенные органы; 11)налоговые органы; 12)Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь; 13)органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов; 14)органы Национального банка Республики Беларусь; 15)органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь; 16)органы железнодорожного транспорта; 17)органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь; 18)органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; 19)Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь; 20)органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь; 21)органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; 22)органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; 23)органы государственной безопасности; 24)государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками; 25)органы Министерства юстиции Республики Беларусь.
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Подведомственность в широком смысле слова - это определение объектов, на которые распространяется власть субъектов — носителей властных полномочий. Что же касается подведомственности дел об административных правонарушениях, то она представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и налагать а виновных лиц административные взыскания. При определении подведомственности дел об административных правонарушениях необходимо учитывать существование различных видов подведомственности и порядок их последовательного выявления. Выделяют следующие основные виды подведомственности дел об административных правонарушениях: 1) видовая подведомственность; 2) территориальная подведомственность; 3) должностная подведомственность. Видовая подведомственность - это административная подведомственность, правила которой определяют, какой вид государственных органов или иных общественно-государственных объединений (к которым можно отнести, например, комиссии по делам несовершеннолетних) занимается рассмотрением конкретных видов административных дел (ст. 3.2-3.27 ПИКоАП). Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дело рассматривается, например, только судом). Иногда законодательством допускается рассмотрение дела альтернативно, т.е. одним или другим органом (например, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.13, 17.6, 18.20, 18.23 и др. КоАП, может быть рассмотрено должностным лицом органа внутренних дел или судьей). Определив видовую подведомственность, необходимо решить вопрос о территориальной подведомственности. Территориальная подведомственность — это административная подведомственность, правила которой устанавливают, какой из органов одного вида ведает делами: по месту жительства, по месту совершения, по месту обнаружения или по месту нахождения. В соответствии со ст. 3.31 ПИКоАП административный процесс ведется, как правило, по месту совершения административного правонарушения, находящемуся в границах соответствующей административно-территориальной единицы. Допускаются и изъятия из этого правила. Так, в целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12-18.27, 18.29, 18.35, частью 4 ст. 18.36, ст. 18.38 КоАП, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс. Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административный процесс. Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом, которым был составлен протокол об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.29-23.32, 23.55 КоАП, рассматриваются по месту расположения соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь. Получив или собрав (подготовив) материалы дела об административном правонарушении, следует определить тех должностных лиц, кто имеет право и должен в государственном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это и есть должностная подведомственность. То есть должностная подведомственность - это административная подведомственность, допускающая, что в рамках органа контролировать, ведать, решать и т.д. могут разные должностные лица. Она закреплена в статьях главы 3 ПИКоАП, определяющих компетенцию конкретных государственных органов, обладающих юрисдикционными полномочиями. Например, ч. 2 ст. 3.26 ПИКоАП предусматривает, что от имени государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками, дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор (генеральный директор) государственного природоохранного учреждения и его заместители.
УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
Кроме суда или иного органа (должностного лица), рассматривающего дело, участниками административного процесса являются: 1) Субъекты, имеющие личный интерес в деле (лицо, в отношении которого ведется административный процесс; потерпевший; законный представитель юридического лица; представитель юридического лица; защитник и представитель). 2) Лица и органы, содействующие осуществлению процесса (свидетель; эксперт; специалист; переводчик; понятой). Несмотря на то, что процессуальное положение каждого из участников административного процесса специфично (в частности, объем их процессуальных прав и обязанностей далеко не одинаков), наличие ряда общих признаков, характеризующих их правовой статус, определило позицию законодателя, выделившего эту группу субъектов в самостоятельной главе ПИКоАП. Такими признаками выступают отсутствие у этих субъектов властных полномочий, та или иная степень их заинтересованности в деле, а также обязанность содействовать производству в силу своего служебного или общественного долга. Рассмотрим их правовой статус более подробно.
УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА, ЗАЩИЩАЮЩИЕ СВОИ ИЛИ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |