Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность характеризуется сле­дующими основными чертами




ПРАВУ

ЛЕКЦИЯ.2: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ

1. Общая характеристика юридической ответственности.

2. Понятие и виды дисциплинарной ответственности по административному праву, основания ее применения.

3. Понятие и основные черты материальной ответственности по административному праву, основания и особенности ее применения.

4. Понятие, основные черты, принципы и основания административной ответственности, ее отличие от других видов ответственности.

5. Обстоятельства, исключающие признание деяние административным правонарушением.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Признаки такого рода наказания имеются и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в лишении свободы, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке. Соответственно и виды юридической ответственности бывают различными: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная и др.

Все эти виды ответственности устанавливаются государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответ­ственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.

Для всех видов юридической ответственности существуют общие признаки:

• юридическая ответственность представляет собой разновид­ность государственного, правового принуждения;

• влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы;

• является итоговой правовой оценкой деяния (и его совер­шившего лица) от имени государства;

• всегда рассматривается в качестве негативной ответственно­сти (в отличие от позитивной ответственности, которая по­нимается как ответственность за порученное дело, т.е. когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга);

• ее несут и субъекты, и объекты управления и т.д.

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности:

• дисциплинарную ответственность;

• материальную ответственность;

• административную ответственность.

 

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ, ОСНОВАНИЯ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

Дисциплинарная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности, обладает рядом особенностей, со­вокупность которых определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.

1.Дисциплинарная ответственность применяется чаще все­го в связи с дисциплинарными проступками, но может быть ис­пользована и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями.

2.Дисциплинарная ответственность внесудебна, это разно­видность исполнительно-распорядительной деятельности.

3.Ее осуществляют и органы негосударственных организа­ций в отношении работающих в них граждан. Они осуществля­ют это на основании норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил нанимателю.

4. Дисциплинарная ответственность может применяться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, военнослужащих, студентов, заключенных и т.д.).

5. Для дисциплинарного взыскания характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выгово­ров).

Дисциплинарная ответственность применяется субъекта­ми дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линей­ной власти, руководители коллективов. К конкретному право нарушителю меру дисциплинарного воздействия может приме­нить только непосредственный или вышестоящий руководи­тель.

7.Дисциплинарная ответственность регламентирована мно­гими отраслями права: трудовым, административным, исправи­тельно-трудовым.

8.Меры дисциплинарного воздействия могут применяться только к конкретным лицам. Дисциплинарная ответственность не только персонифицирована, но и индивидуализирована. Это частично проявляется в том, что в ее рамках существует множе­ство санкций и процедур, рассчитанных только на определен­ную группу лиц. Так, можно выделить санкции, применяемые к солдатам и матросам, офицерам и генералам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарная ответственность - это на­ложение на основании административно-правовых норм дис­циплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисцип­линарные проступки и иные правонарушения.

Виды дисциплинарной ответственности:

1) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

2) в порядке подчиненности;

3) в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в отдельных министерствах и органах.

Для каждого вида дисциплинарной ответственности зако­нодательством предусмотрены свои взыскания.

Так, применительно к рабочим и служащим действует тру­довое право, применительно к заключенным - исправительно-трудовое. Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъек­тов (членов административных коллективов):

1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих, аттестованных работников милиции);

2)обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

3) лиц, свобода которых временно ограничена на основании норм административного права (помещение в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные приемники).

Кроме того, административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответ­ственности. С его помощью определяется круг субъектов и пол­номочия органов управления (должностных лиц) в осуществле­нии дисциплинарной власти.

Нормами административного права определяется объем дис­циплинарной власти должностных лиц, реализующих дисцип­линарную ответственность. В целом в отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарный проступок - это вредное, антиобществен­ное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллек­тива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пре­быванием лица в данном коллективе. Иногда основанием дис­циплинарной ответственности признается нарушение служеб­ной дисциплины, объем и содержание которой определяются различными способами. Например, в понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, наруше­ние норм морали и воинской чести. За совершение дисципли­нарного проступка на виновного может быть наложено дисцип­линарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание по административному праву есть мера воздействия, применяемая органом государства к под­чиненному ему служащему, совершившему должностной просту­пок, и выражающая от имени органа, его налагающего, офици­альное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых поступков.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-пра­вовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, пре­кращающих связи лица с коллективом (понижение в должнос­ти, увольнение); действуют они, как правило, лишь пока гражда­нин находится в коллективе, служит. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоян­ных организационных связей. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушения трудовой дисциплины, закреплены в ст. 198 Трудового кодекса Республи­ки Беларусь (замечание, выговор, увольнение), содержащей ого­ворку о том, что законодательством и уставами по дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Так, для студентов, аспи­рантов — это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД -это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о не­полном служебном соответствии, понижение в должности, ли­шение нагрудного знака, понижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания, мо­гут применяться лишение премий, изменение времени предос­тавления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок их применения определяются правилами внутреннего трудового рас­порядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами. Общий порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 199 Трудового кодек­са Республики Беларусь, а сроки применения дисциплинарных взысканий - в ст. 200 данного Кодекса.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава МВД могут привлекаться до истечения 10 суток с того дня, как командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты -не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее шести месяцев со дня его соверше­ния. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компе­тентного должностного лица или решением коллегии. В Воору­женных силах, органах МВД взыскания могут налагаться уст­но. До наложения взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно дол­жна быть предоставлена возможность дать устное или письмен­ное объяснение.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указа­нием мотивов его применения объявляется виновному под рас­писку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Если начальник избрал взыскание организационного характера (по­нижение в должности, увольнение и т.д.), его нужно выполнить реально. В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давнос­ти дисциплинарное взыскание не может быть приведено в ис­полнение, но оно подлежит учету.

Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки.

Сотрудник органа внутренних дел вправе обжаловать нало­женное на него дисциплинарное взыскание последовательно вы­шестоящим начальникам вплоть до обращения в суд. Но по общему правилу лица, на которых дисциплинарные взыскания налагаются на основании норм административного права, обжа­луют их в административном порядке.

Дисциплинарное взыскание по общему правилу считается снятым при наличии двух условий: истек годичный срок дав­ности, лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Устные взыскания автоматически утрачивают силу по истечении одного месяца.

Состояние наказанности может быть прекращено и досроч­но приказом того руководителя, который наложил взыскание.

 

3. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ, ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНЕИЯ

Материальная ответственность - это применение восстано­вительных санкций за ущерб, причиненный предприятию, уч­реждению, организации рабочими и служащими при исполне­нии ими своих трудовых обязанностей.

Административная и дисциплинарная ответственность со­стоит в применении взысканий, т.е. карательных санкций с це­лью общей и частной превенции правонарушений, а материаль­ная - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Материальная ответственность наступает:

1) если государству действительно причинен прямой, реальный ущерб;

2)ущерб причинен при исполнении служебных обязанностей;

3)в результате противоправного деяния;

4)если установлена вина лица;

5)если между противоправным деянием и наступившим ущер­бом имеется причинная связь.

Административным правом регламентируется только мате­риальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.

Установление и реализация мер материальной ответствен­ности не составляет специальную функцию административного права. Это сфера применения гражданского и трудового права.

Нормы административного права определяют полномочия органов (должностных лиц), связанных с возмещением матери­ального ущерба в административном порядке. При отказе, уклонении работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию, он возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячно­го заработка. Взыскание сумм в административном порядке может быть произведено в случае их получения путем незакон­ного повышения цен на продукцию, т.е. нет судебного рассмотрения и решения такого рода дел.

В соответствии со ст. 7.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Основанием для материальной ответственности, регламентируемой административным правом, является вред, причиненный некоторыми категориями граждан в ходе своей служебной деятельности.

Материальная ответственность схожа с гражданско-право­вой ответственностью за причинение вреда. Оба вида ответственности являются реализацией правовосстановительных санкций, но материальная ответственность реализуется в рамках коллек­тива, размеры взыскания связываются с размерами должностно­го оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы. Материальная от­ветственность наступает тогда, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что: 1) размер применяемых санк­ций нередко зависит не от степени вины, а от размера наступив­шего в результате виновных противоправных действий вреда; 2) виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; 3) санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.

Карательные и правовосстановительные санкции дополня­ют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу.

Административным правом регулируется не только основа­ние, но и порядок привлечения указанных лиц к ответственнос­ти. Он существенно отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Меры материальной ответственности, установленные норма­ми административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответствен­ности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, иму­щественный ущерб может быть взыскан с военнослужащих (сол­дат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, а также проходящих службу по контракту, курсантов военно-учебных заведений, прапорщиков, мичманов и офицеров), состоящих на военной службе в Вооруженных силах, органах государствен­ной безопасности, иных воинских формированиях, созданных в соответствии с действующим законодательством, а также при­званных на сборы военнообязанных, виновных в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязаннос­тей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и други­ми актами.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за ущерб, причиненный вследствие небрежного исполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими устава­ми, приказами и другими актами, несут материальную ответ­ственность в размере причиненного ущерба, но не свыше: пра­порщики, мичманы, офицеры, солдаты, матросы, сержанты, стар­шины, проходящие службу по контракту, - месячного оклада денежного содержания; военнослужащие срочной службы и кур­санты - базовой величины; призванные на сборы военнообязан­ные - трех базовых величин.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях:

• умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного расходования военного имущества или причине­ния ущерба другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

• приписок фактически не выполненных работ, умышленного искажения отчетных данных, применения неправильных рас­ценок, повышающих коэффициентов и в других случаях за­вышения объемов и стоимости строительно-монтажных и ре­монтно-строительных работ;

• недостачи, а также уничтожения или порчи военного имуще­ства, переданного им под отчет для хранения, перевозки, вы­дачи, пользования или других целей;

• причинения ущерба лицом, находящимся в состоянии алко­гольного, наркотического или токсического опьянения;

• причинении ущерба действием (бездействием), содержащим признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке.

Командиры (начальники) привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания, если они своими неправильными распоряжениями нарушили уста­новленный порядок учета, хранения, списания, использования, расходования военного имущества, а также не приняли необхо­димых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, по­вреждения и порчи, возмещению виновными лицами причинен­ного государству ущерба.

Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, во­енно-учебных заведений, предприятий и организаций, виновные в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении су­щественных условий труда, отстранении от работы рабочего или служащего, полностью возмещают ущерб, причиненный в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выпол­нения нижеоплачиваемой работы. Такую ответственность ука­занные лица несут, если увольнение, перевод, перемещение, изме­нение существенных условий труда, отстранение от работы про­изведены с явным нарушением закона, а также при задержке ими исполнения решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) о восстановлении рабо­чего или служащего на работе, на прежнем рабочем месте.

Офицеры, прапорщики, мичманы и проходящие службу по контракту солдаты, матросы, сержанты и старшины несут мате­риальную ответственность за ущерб, причиненный государству по их вине простоями вагонов, судов, автомобилей, в размере причиненного ущерба, но не свыше двух месячных окладов де­нежного содержания.

 

4. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Под административной ответственностью понимается та­кая разновидность юридической ответственности (наряду с уго­ловной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (администра­тивных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

1. Устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую ос­нову. Нормы административной ответственности образуют са­мостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законом; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающи­ми особенности положения отдельных категорий рабочих и слу­жащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях -нормами административного права.

2. Основанием административной ответственности являет­ся административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; матери­альной - причинение материального вреда (ущерба) или граж­данско-правовой деликт.

3. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления - уголовные наказания; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в иму­щественных санкциях.

4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц; уголовные наказания -только судом; дисциплинарные взыскания - органами и долж­ностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности -судами общей юрисдикции и хозяйственными судами; в отдель­ных случаях - в административном порядке.

5. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им нарушителей. По этому признаку административная ответственность отлича­ется от дисциплинарной, меры которой к работникам и служа­щим применяются в основном в порядке подчиненности выше­стоящим органом, должностным лицом. В установленных слу­чаях в таком же порядке могут применяться меры материаль­ной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).

6. Применение административного взыскания не влечет су­димости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно примене­но, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

7.Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производ­ство по делам об административных правонарушениях. Уго­ловные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процес­суальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного произ­водства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность облада­ет рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности, но главная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное пра­вонарушение, а мерами - административные взыскания.

Административная ответственность основывается на прин­ципах:

• законности;

• равенства перед законом;

• неотвратимости ответственности;

• справедливости;

• гуманизма.

Для наступления административной ответственности необ­ходимо наличие трех последовательно наступающих оснований:

1)нормативного основания (системы норм, регулирующих административную ответственность);

2)фактического основания (административного правонару­шения, выразившегося в деянии конкретного субъекта, нарушив­шего правовые предписания, охраняемые административными санкциями);

3)процессуального основания (акта компетентного субъек­та о наложении конкретного взыскания за конкретное админис­тративное правонарушение).

Нормативная основа административной ответственности представляет собой систему действующих норм права, с помо­щью которых закрепляются:

• составы административных проступков (основания ответствен­ности);

• система административных взысканий и принципы их нало­жения.

5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, т.е. при защи­те жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения по­сягающему вреда (ст. 5.1 КоАП).

Не является также административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступле­ние или административное правонарушение, при его задержа­нии для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда он пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными сред­ствами задержать такое лицо не представилось возможным (ст. 5.2 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, т.е. для пре­дотвращения или устранения опасности, непосредственно угро­жающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устране­на другими средствами и если, причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный (ст. 5.3 КоАП).

В ст. 5.4 КоАП в качестве обстоятельства, исключающего признание деяния административным правонарушением, ука­зывается обоснованный риск для достижения общественно по­лезной цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опы­ту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанны­ми с риском действиями, и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для пре­дотвращения вредных последствий.

Если же в целом рассматривать обстоятельства, исключаю­щие административную ответственность, то к перечисленным необходимо добавить невменяемость и недостижение установ­ленного законом возраста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.