Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. 3: граждане как субъекты административного права. 1 страница




1. Основы административно-правового статуса граждан.

2. Права граждан на участие в государственном управлении. Права граждан, предусматривающих личный интерес. Обязанности граждан в сфере государственного управления.

3. Особенности административно-правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства.

4. Административно-правовые гарантии прав граждан. Способы их защиты.

1. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН

Согласно Конституции РБ человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В настоящее время подобный характер взаимоотношении личности и государства являет­ся общепризнанным для большинства государств планеты, что закреплено в важнейших международно-правовых ак­тах: Всеобщей декларации прав человека (принята Генераль­ной Ассамблеей ООН в 1948 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу 03.01.1976 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (вступил в силу 23.03.1976 г.) и не­которых других.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законодательством. Каждый гражданин Республики Беларусь обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса гражданина. Административно-правовой статус человека и гражданина в основном производный от конституционных прав и конкретизируется во многих законах и подзаконных актах (например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретение оружия, несением всеобщей воинской обязанности и др.).

Правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая сложные взаимодействия личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.

На базе статуса личности и гражданина выделяют в научной литературе:

1) специальный или родовой, статус определенных категорий граждан;

2) индивидуальный статус;

3) статус физических и юридических лиц;

4) статус иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и многие другие.

Структура административно-правового статуса включает следующие элементы: гражданство; административная правоспособность; административная дееспособность; комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; гарантии реализации данных прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.

Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержаться: в Конституции РБ; Законе РБ «О гражданстве»; в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношений к правовому статусу человека и гражданина (акты о собственности, о предпринимательстве, об аренде и др.); в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы человека и гражданина (Закон РБ «Об обращениях граждан», закон «О порядке выезда из РБ и порядке въезда в РБ граждан РБ», «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании» др.).

Все граждане равны перед законом независимо от происхождения, социальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административного характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью.

Административная правоспособность в ряде случаев, предусмотренных законом, может ограничиваться. В частности, это происходит в связи с совершением административного правонарушения, за которое закон предусматривает санкции в виде лишения специальных прав.

Ограничение административной правоспособности имеет место в случае возникновения особых условий (стихийных бедствий, эпидемий), которые требуют введение специального режима территории, предусматривающего ограничение свободы передвижения, проведения митингов, демонстраций, выезда и выезда из территории и др.

Особенность административной правоспособности заключается в том, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема, добровольный отказ от нее не имеет юридической силы, и объем ее может измениться только законом.

Административная дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере. Момент возникновения административной дееспособности единообразно не определен. При этом раньше, чем какая-либо другая, у гражданина возникает именно административная дееспособность (реализация права на образование, на охрану здоровья). Она связана с возрастом и в ряде случаев с состоянием здоровья. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной дееспособностью. Полная дееспособность в сфере административного права наступает с совершеннолетием.

Одним из проявлений административной дееспособности является административная деликтоспособность – признаваемая государством (правом) способность нести юридическую ответственность. Административная деликтоспособность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. Однако в ряде случаев предусматривается возможность привлечения к административной ответственности с 14-ти летнего возраста.

Административная деликтоспособность граждан в ряде случаев связывается с иными факторами. В частности, имеет свои особенности привлечение к административной ответственности военнослужащих и сотрудников внутренних дел.

В случаях, установленных законодательством, субъек­тивные права и обязанности могут приобретаться граждана­ми через своих законных представителей (родителей, усыно­вителей, опекунов, попечителей и др.), но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в го­сударственном управлении, воинская обязанность и др.), т.е. без участия третьих лиц.

 

2. ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. ПРАВА ГРАЖДАН, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕНОНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Конкретный объем административных прав, свобод и обязанностей граждан в области государственного управления определяется рядом обстоятельств: возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и др. Так, например, право на получение жилья возникает у граждан с момента рождения и принадлежит им всю жизнь; право на управление автотранспортом – с 18 лет, причем реализация этого права зависит от ряда условий: сдачи соответствующего экзамена, состояния здоровья; реализация права граждан на поступление в высшие учебные заведения зависит от результатов сдачи вступительных экзаменов, наличия конкурса и т.д.

В целом права граждан в сфере государственного управ­ления по степени возможности их реализации делятся на две группы:

1) абсолютные (реализация зависит лишь от волеизъявле­ния гражданина: право на участие в государственном управ­лении в различных сферах; право на предложения, заявле­ния, жалобу; право на объединение и др.);

2) относительные (реализация зависит не только от воле­изъявления гражданина, но и от наличия фактических возможностей их осуществления в данном месте и в данное время: право на бесплатное обучение в государственных высших учебных заведениях, осуществление кото­рого зависит от результатов сдачи экзаменов; право на уп­равление транспортным средством и т.д.);

Права и обязанности граждан по содержанию подразделяются на общие и специальные.

Общие права и обязанности граждан имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества (право на участие в государственном управлении; поступление на государственную службу; обязанность соб­людать законы и подзаконные акты, право пользования родным языком, право на обжалование действий органов государственного управления и др.).

Специальные -- связаны с той или иной отраслью государственного управления или группой отраслей. Это, например, право на образование, право на свободное художественное или литературное творчество, обязанность соблюдать санитарные нормы, природоохранительные нормы.

Эти нормы могут быть льготными: в области здравоохранения — это льготы ветера­нам, военнослужащим, многодетным и другим; в социаль­но-культурной сфере — это права и обязанности государ­ственных служащих, вынужденных переселенцев, пенсио­неров, лиц, которым присвоены почетные звания Республи­ки Беларусь и т.д.).

По содержанию права и обязанности граждан в сфере го­сударственного управления можно объединить в три блока.

1. Права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосред­ственно, так и через своих представителей: право на государственную службу; право на внесение предложений; право на получение необходимой документальной ин­формации и др.

2. Право на участие, содействие и помощь со стороны го­сударственных органов: пользоваться бесплатными благами; получать помощь; пользоваться платными услугами и др.

3. Право на защиту: подачи жалобы на действия должностных лиц; право на юридическую помощь; право на защиту в случаях крайней необходимости и необходимой обороны и др.

Что же касается обязанностей граждан в государствен­ном управлении, то в отличие от прав они, как правило, абсо­лютны. Их исполнение обеспечивает решение задач, стоя­щих перед государством и обществом (уплата налогов, исполнение военных обязанностей и др.).

Условно все обязанности можно разделить на три группы: соблюдать законность и государственную дисциплину в сфере управления; соблюдать специальные запреты; получать разрешения (лицензии) от органов управле­ния на совершение определенных действий.

Как общие, так и специальные права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от основных прав, свобод, обязанностей, закрепленных в Конституции.

Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией РБ и ее законами, либо отказу от своих прав (ст. 58).

 

3. ОСОВЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

В соответствии со ст. 11 Конституции Республики Бела­русь иностранные граждане и лица без гражданства на тер­ритории нашей страны пользуются правами и свободами и используют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Однако административно-правовой статус лиц, не являю­щихся гражданами Республики Беларусь, различен, поэто­му сначала рассмотрим несколько определений.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь при­знаются лица, не являющиеся гражданами Республики Бе­ларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследова­ний в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, при­надлежности к определенной социальной группе или поли­тических убеждений и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого госу­дарства, или лицо, которое не имея определенного граждан­ства и находись на территории Республики Беларусь, вслед­ствие подобных обстоятельств не может или не желает вер­нуться в государство своего прежнего обычного местожи­тельства в силу таких опасений.

Несмотря на конкретность в определении указанных ка­тегорий лиц, их административно-правовой статус внутри каждой категории различен. В качестве примера приведем классификацию иностранных граждан по времени пребыва­ния на территории Республики Беларусь

1) постоянно проживающие на территории Республики Беларусь — иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел;

2) временно пребывающие на территории Республики Бе­ларусь — иностранные граждане, находящиеся на террито­рии Республики Беларусь, на иных законных основаниях;

3) проезжающие через территорию Республики Беларусь транзитом.

Другая классификация — по стране своей принадлеж­ности: иностранные граждане ближнего зарубежья — стран СНГ; иностранные граждане дальнего зарубежья.

Из общего законодательства, определяющего статус иност­ранных граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Эти изъятия устанавливаются соглашениями между государствами — участниками СНГ.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Респуб­лике Беларусь равны перед законом, независимо от про­исхождения, социального и имущественного положения, ра­совой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Их административно-правовой статус определен Конституцией Республики Беларусь и рядом нор­мативно-правовых актов: Законами Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», «О беженцах», «Об иммиграции», постанов­лениями Совета Министров Республики Беларусь «Об утвер­ждении правил пребывания беженцев в Республике Бела­русь», «Об утверждении инструкции о порядке выдачи и об­мена удостоверения беженца и формы бланка удостоверения беженца», «Об утверждении Правил пребывания иностран­ных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и др.

Так, в соответствии с названными Правилами, иностран­ные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Рес­публике Беларусь, обязаны быть зарегистрированными, иметь при себе действительные паспорта или заменяющие их документы и предъявлять их по требованию представите­лей компетентных органов.

Контроль за соблюдением Правил осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с органами государствен­ной безопасности, а также пограничные войска Республики Беларусь в пунктах пропуска на государственной границе Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находя­щиеся в Республике Беларусь временно, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоян­но или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по ее территории и выбирать место жительства в соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничения в перемещении и выборе места жи­тельства допускаются только в установленном законода­тельством порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоян­но проживающие в Республике Беларусь, имеют право: заниматься трудовой или хозяйственной деятель­ностью, если это совместимо с целями их пребывания; получать образование в Республике Беларусь; вступать на общих основаниях с гражданами Республи­ки Беларусь в профессиональные союзы и другие обществен­ные объединения; заключать или расторгать брак с гражданами Респуб­лики Беларусь и иными лицами.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут: избирать и быть избранными в выборные государствен­ные органы Республики Беларусь, а также принимать учас­тие в референдумах; занимать должности, назначение на которые в соответ­ствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь; допускаться к деятельности, связанной с государствен­ной тайной; нести воинскую обязанность; въезжать на территорию Республики Беларусь без раз­решения (исключение составляют граждане стран СНГ, с ко­торыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда).

Только к иностранным гражданам и лицам без граждан­ства применяются некоторые виды административного при­нуждения (административное выдворение (депортация).

Депортация (административное выдворение) иностран­ных граждан и лиц без гражданства за пределы Республики Беларусь регламентируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь, утвердившим «Положение о по­рядке депортации иностранных граждан и лиц без граждан­ства в Республике Беларусь», и может быть применена в сле­дующих случаях: если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и других лиц; если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности и охраны общественного по­рядка; если они грубо нарушили законодательство оправовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное, валютное и иное законо­дательство.

За иные нарушения правил пребывания в Республике Бе­ларусь и правил транзитного проезда через республику ино­странные граждане привлекаются к установленной законом ответственности.

Правовое положение иностранных граждан, пользую­щихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, оп­ределяется специальным законодательством и международ­ными договорами. В частности, они пользуются иммуните­том от административной юрисдикции нашей страны.

 

4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГАРЖДАН. СПОСОБЫ ИХ ЗАЩИТЫ

Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий, среди которых выделяют:

1) экономические, которые предполагают стабильную и эффективную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населе­ния и др.;

2) политические, предусматривающие приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, сильную и устойчивую государственную власть, созданную и руководствую­щуюся в своей деятельности принципами демократии;

3) организационные, обусловленные наличием и деятель­ностью соответствующих, судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных, административ­но-правовых и иных прав и свобод граждан. К этим органам относятся: суды, прокуратура, органы внутренних дел, час­тично профсоюзы и иные органы и организации;

4) юридические, которые можно рассматривать как право­вые, связанные с наличием соответствующей правовой базы, закрепляющие права и свободы граждан в сфере админист­ративного права. Юридические гарантии, в том числе и ад­министративно-правовые, можно разделить на два вида: су­дебные и внесудебные.

Судебные гарантии являются наиболее приемлемыми, так как суды и единолично судьи, система правосудия в це­лом всегда ставились на первое место в вопросах защиты прав и свобод граждан. Однако внесудебные гарантии гораз­до шире и многообразнее по содержанию, форме, порядку осуществления и субъективному составу. По большому счету вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц созданы для того, чтобы служить людям, обеспечивать гражданам реализацию их прав и свобод, законных интересов и выполнение возложен­ных на них обязанностей.

В целом к юридическим гарантиям административно-правового статуса граждан относятся: правовое закрепление административно-правового ста­туса граждан; право на административное, судебное обжалование действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; право на возмещение ущерба, причиненного незакон­ными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;контрольно-надзорная деятельность государственных органов; прокурорский надзор и др.

Права и свободы граждан, в том числе в сфере административного права, гарантируются Президентом, который в соответствии со ст. 79 Конституции РБ является «гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина».

Важнейшим условием реализации прав и свобод, особенно в сфере административного права является правовая культура граждан. Незнание своих прав не позволяет гражданам осуществлять демократические возможности, предоставленные им Конституцией, и, прежде всего, – в сфере государственного управления. Как показывает практика, именно правовая безграмотность населения, с одной стороны тормозит развитие демократических институтов, с другой – порождает правовой нигилизм в сфере административной власти. К сожалению, факты правовой безграмотности имеют место и среди государственных служащих, полномочия которых связаны именно с социально-правовыми вопросами.

Эти обстоятельства позволяют утверждать о правовой культуре как об одном из наиболее важных, а в дальнейшем, видимо, и самом важном условии реализации демократических (управленческих) функций граждан.

Таким образом, гарантии административно-правового ста­туса гра ждан — это установленная государством система правовых норм, организационных мер и методов, с помощью которых государственные органы практически обеспечива­ют претворение в жизнь прав и свобод граждан в области государственного управления.

 

5. ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗИЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Для уяснения их юридических свойств и процедур разрешения обращения граждан следует подразделить на два типа:

1) административные, т.е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;

2) судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке административного, уголовного или гражданского судопроизводства.

Порядок рассмотрения обращений первого типа регулируется законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан», второго – соответствующими нормами процессуального права (ПИКоАП, УПП, ГПП).

Государственные органы, а также должностные лица обя­заны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в опре­деленный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Основные понятия, применяемые в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан», и их определения: 1) обращение — индивидуальное или коллективное пред­ложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному ли­цу), изложенные в устной или письменной форме; 2) предложение — рекомендации по улучшению деятель­ности государственных органов, иных организаций (должно­стных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, реше­нию вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества; 3) заявление — ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связан­ных с их нарушением; 4) жалоба — требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушен­ных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан; индивидуальное обращение — обращение одного граж­данина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу); коллективное обращение — обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу); письменное обращение — обращение гражданина (граж­дан) в государственный орган, иную организацию (к должно­стному лицу), изложенное в письменной форме; устное обращение — обращение гражданина (граж­дан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации; повторное обращение — обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государствен­ный орган, иную организацию (к должностному лицу); анонимное обращение — обращение гражданина (граж­дан) в государственный орган, иную организацию (к должно­стному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (уче­бы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).

Письменные обращения должны содержать подпись гражданина с указанием ФИО, данные о месте жительства, работы (учебы), изложение сути обращения. Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Запрещается подавать жалобы граждан должностным лицам, решения, действия или бездействия которых обжалуются.

Обращения, по которым не требуется дополнительных проверок, должны быть рассмотрены не позднее чем в 15-днев­ный срок; общий срок рассмотрения обращений граждан — не позднее одного месяца.

При необходимости проведения специальных проверок, запроса исполнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, од­новременно сообщив об этом заявителю.

Письменные обращения, не соответствующие требовани­ям ст. 7 Закона «Об обращениях граждан», могут быть остав­лены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятиднев­ный срок о причинах оставления обращений без рассмотре­ния.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за ис­ключением обращений, содержащих сведения о готовящем­ся, совершаемом или совершенном преступлении.

Направление гражданами предложений и заявлений в го­сударственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами в государст­венные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) за­конных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.

 

ЛЕКЦИЯ.4: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

1. Предприятия, учреждения и организации как субъекты административного права.

2. Понятие, виды и основы правового статуса общественных объединений.

3. Политические партии и профессиональные союзы в системе общественных объединений.

4. Правовое положение религиозных объединений. Взаимоотношения религиозных организаций и государственных органов.

 

1. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Прежде чем приступить к рассмотрению административно-правового статуса предприятий, учреждений и организаций (а именно в такой последовательности они закреплены в ст. 13 Конституции Республики Беларусь), необходимо уточнить поня­тие «организация», так как оно служит обобщающим понятием, а предприятия и учреждения являются разновидностью органи­заций.

Организация - это коллектив работников различной чис­ленности, возглавляемый своим органом управления и имею­щий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Администрация - орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Возглавлять админист­рацию может единоличный руководитель в лице генерального директора, директора, председателя, ректора, другой назначенный орган или орган, которому коллектив делегировал право по уп­равлению организацией, возможно совместно единоличное и кол­лективное руководство в лице совета директоров, дирекции, прав­ления.

Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансово­го, гражданского, трудового, налогового и др.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь (глава 4) на­шло свое юридическое закрепление понятие юридического лица, которое имеет важное теоретическое и практическое значение не только для гражданского, но и для административного права, так как определяет виды различных организаций.

Юридическим лицом в целом признается организация, ко­торая имеет в собственности, хозяйственном ведении или опе­ративном управлении обособленное имущество, несет самостоя­тельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права, исполнять обязанности, быть ист­цом и ответчиком в суде.

Для всесторонней и правильной характеристики админист­ративно-правового статуса каждой организации в отдельности очень важное значение имеет их классификация.

Так, по цели деятельности организации делятся на ком­мерческие и некоммерческие.

В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими считаются организации, преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятель­ности и (или) распределяющие полученную прибыль между уча­стниками. Некоммерческие организации - это организации, не распределяющие полученную прибыль между участниками и не имеющие такой цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.