Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. 3: граждане как субъекты административного права. 2 страница




Коммерческие организации могут создаваться в форме хо­зяйственных товариществ и обществ, производственных коопе­ративов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие организации - в форме потребитель­ских кооперативов, общественных или религиозных организа­ций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпри­нимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она не­обходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

В соответствии с законодательными актами юридические лица Республики Беларусь могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц в форме фи­нансово-промышленных и иных хозяйственных групп в поряд­ке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

По видам собственности организации делятся на государ­ственные и негосударственные.

По роду деятельности (предназначению) существуют сле­дующие разновидности организаций: предприятия, учреждения и иные организации. Сюда же можно отнести общественные объе­динения граждан.

Предприятия и учреждения - это особые субъекты админис­тративного права. В отличие от органов исполнительной влас­ти они осуществляют не руководство, а экономические, социаль­но-культурные и иные функции в целях удовлетворения мате­риальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятия — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Правовое положение и организационно-правовые формы пред­приятий определяются Гражданским кодексом Республики Бе­ларусь. В частности, предусмотрено, что хозяйственные товари­щества могут создаваться в форме полного товарищества и ком­мандитного товарищества, а хозяйственные общества - в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственно­стью или общества с дополнительной ответственностью.

Существует множество форм предприятий, определяемых их отраслевой производственно-технологической специализацией:

а) промышленные предприятия: заводы, фабрики, шахты, ком­бинаты и др.;

б) сельскохозяйственные предприятия: колхозы, совхозы, фер­мерские хозяйства и др.;

в) строительные предприятия: строительные управления, коо­перативы и др.;

г) транспортные предприятия: железные дороги, станции, депо, пароходства, порты, аэропорты и др.;

д) предприятия связи: узлы связи, почтамты, телеграфы, теле­фонные станции и др.;

е) предприятия торговли: универмаги, гастрономы и др.;

ж) жилищно-коммунальные предприятия: жилищно-эксплуатационные службы, ремонтно-эксплутационные управления, энергосети и др.

Административно-правовой статус предприятия - это ком­плекс прав и обязанностей, которые предприятие приобретает и реализует в процессе своей деятельности.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть разделены на три основные группы:

1) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;

2) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреж­дениям;

з) нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.

Нормы первой группы закрепляют принципиальные пози­ции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами исполнительной власти. Они устанавливают:

• запрет на вмешательство государства и его органов в дея­тельность предприятий;

• государственную регистрацию предприятий, порядок ее осу­ществления и основания для отказа в регистрации;

• обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения.

Предприятия, независимо от видов собственности, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, пра­вила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования и т.д.

Особенности административно-правового статуса государ­ственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению госу­дарственных органов относятся учреждение предприятий, опре­деление их профиля и дислокации, утверждение устава, управ­ление ими, назначение на должность и освобождение от нее руководителей, доведение в установленных случаях государствен­ных заказов, прекращение деятельности государственных пред­приятий.

Некоторые виды деятельности разрешаются только государ­ственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ).

Влияние государственных органов на негосударственные пред­приятия более ограничено, чем на государственные. Они не ре­шают конкретных вопросов их учреждения, определения профи­ля, организации управления. По этим и многим другим вопро­сам решения принимаются учредителями или уполномоченны­ми ими органами.

Учреждения - это организации, которые выполняют соци­ально-культурные или административно-политические функции. Они предназначены для создания социальных ценностей в ос­новном непроизводственного характера. К учреждениям, осуще­ствляющим управленческие функции, относятся, например, ап­параты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Со­циально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др.

В отличие от предприятий, чье правовое положение в основ­ном закреплено в Гражданском кодексе Республики Беларусь, правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сфе­рах управления. К таким актам относятся законы Республики Беларусь «Об образовании», «О здравоохранении», «Аб культу­ры у Рэспублiщы Беларусь» и др.

Государственные учреждения наделены достаточной само­стоятельностью, при этом их оперативная деятельность коор­динируется и контролируется соответствующими органами ис­полнительной власти.

 

2. ПОНЯТИЕ, ВИД И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 36 Кон­ституции Республики Беларусь. Содержание этого права, его ос­новные государственные гарантии, статус общественных объеди­нений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и лик­видации регулируются Законом Республики Беларусь «Об об­щественных объединениях», Гражданским кодексом Республики Беларусь, специальными законами об отдельных видах об­щественных объединений: политических партий, профессиональ­ных союзов, религиозных организаций, молодежных объедине­ний и т.п.

Под общественным объединением понимается доброволь­ное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе об­щественного объединения.

Добровольность формирования - важнейший признак об­щественного объединения. При этом граждане имеют право со­здавать по своему выбору общественные объединения без пред­варительного разрешения государственных органов, а также всту­пать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать пра­ва юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть как физи­ческие, так и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов об­щественного объединения в целях обеспечения их равноправно­сти как его членов.

Общественное объединение действует от своего имени. Пра­ва предоставляются и обязанности возлагаются не на конкрет­ных лиц, а в целом на объединение, поэтому изменения в персо­нальном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Виды общественных объединений: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, молодеж­ные, ветеранские организации, организации инвалидов, научные, техническ ие и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, ассоциации.

В зависимости от масштаба деятельности общественные объе­динения делятся:

на международные - общественные объединения, деятель­ность которых распространяется на территорию Республики Бе­ларусь (одну или несколько административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных го­сударств и которые имеют там организационные структуры;

республиканские - общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей Республики Бе­ларусь и которые имеют учредителей в большинстве ее облас­тей;

местные - общественные объединения, деятельность кото­рых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.

В Законе «Об общественных объединениях» названы мно­гие виды общественных объединений, на которые не распростра­няется его действие. Их правовой статус регулируется иными законами - «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О свободе совести и религиозных организациях» и др.

Степень государственного регулирования деятельности об­щественных объединений зависит от характера установленных целей и задач конкретного общественного объединения. Целя­ми создания общественных объединений могут выступать: реа­лизация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развитие научно-тех­нического и художественного творчества, охрана здоровья насе­ления и окружающей среды и др.

Исходным в определении статуса общественных объедине­ний является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Общественные объединения создаются по инициативе не менее 10 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста.

Молодежные и детские общественные объединения могут создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими 16-летнего возраста.

Государство не регулирует деятельность общественных объе­динений. Исключения здесь редки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использовании источников по­вышенной опасности).

Внешние и внутриорганизационные отношения общественных объединений связаны с реализацией ими уставных целей и задач, поэтому они не регулируются правом.

Закон закрепляет право общественных объединений уча­ствовать в формировании органов государственной власти, вы­работке их решений, представлять и защищать законные инте­ресы своих членов (участников) в государственных и обществен­ных органах.

Устав общественного объединения подлежит государствен­ной регистрации. По своему существу регистрация устава - юри­дически значимое действие разрешительного характера.

За деятельностью общественных объединений осуществля­ется государственный контроль: финансовые органы контроли­руют источники доходов этих объединений, размеры получае­мых ими средств, уплату налогов; орган, зарегистрировавший устав, - соблюдение устава относительно целей деятельности общественного объединения. Он может вынести ему предупреж­дение за совершение действий, выходящих за пределы целей и задач устава или нарушающих закон. Органы прокуратуры осу­ществляют надзор за исполнением законов общественными объе­динениями. Надзор и контроль за выполнением общественны­ми объединениями существующих норм и стандартов могут осу­ществлять экологические, пожарные, эпидемиологические и иные органы государственного надзора и контроля.

Общественные объединения и граждане, чьи права оказа­лись нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями и жалобами в администра­тивные органы.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объедине­ния по решению суда означает запрет на его деятельность, неза­висимо от факта его государственной регистрации

 

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объедине­ние граждан, действующее в рамках Конституции и законов Рес­публики Беларусь, содействующее выявлению и выражению по­литической воли граждан и участвующее в выборах.

Политические партии действуют на основании принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законнос­ти, гласности и равноправия всех политических партий.

Порядок организации и деятельности политических партий регламентируется Конституцией Республики Беларусь и Зако­ном Республики Беларусь «О политических партиях».

В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летне­го возраста, обладающие избирательным правом, не ограничен­ные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лише­ния свободы.

Для создания и деятельности политической партии необхо­димо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства обла­стей Республики Беларусь и Минска.

Политические партии учреждаются на учредительных съез­дах, конференциях и иных учредительных организационных ме­роприятиях, которые принимают решение о создании полити­ческой партии, ее названии и образуют выборные органы. Пост­роение политических партий осуществляется по территориальному принципу. Они должны иметь свой устав и символику. Символика политических партий утверждается их руководя­щими органами в соответствии с уставами и подлежит государ­ственной регистрации органом, который осуществлял или осу­ществляет ее регистрацию.

Органом, осуществляющим регистрацию политических партий, является Министерство юстиции Республики Беларусь. Оно же ведет Государственный реестр политических партий. После принятия решения о регистрации политической партии и (или) символики Министерство юстиции в трехдневный срок выдает свидетельство о регистрации партии и (или) ее символики.

Органам государственной власти и управления запрещает­ся вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать их деятельности, если она осуществляется в со­ответствии с законом и их уставами.

Законодательством Республики Беларусь закреплены права и условия деятельности политических партий, порядок и осо­бенности осуществления надзора и контроля за соответствием деятельности политических партий законодательству и их ус­тавам, а также ответственность за нарушение законодательства. Надзор при этом возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров, а контроль -на Министерство юстиции. Ликвидация политической партии, союза осуществляется либо по решению высшего органа поли­тической партии, союза, либо по решению Верховного Суда Рес­публики Беларусь по заявлению Министерства юстиции или про­куратуры Республики Беларусь.

Профессиональный союз - добровольная организация, объе­диняющая граждан, в том числе обучающихся в высших, сред­них и специальных профессионально-технических учебных за­ведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сфере, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и куль­турных правах, Международным пактом о гражданских и по­литических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.

Порядок организации и деятельности профсоюзов регламен­тируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Профсоюзы не зависят в своей деятельности от органов ис­полнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений, не подотчетны и не подконтрольны им. При этом профсоюзы находятся под защитой государства, которая осуще­ствляется органами государственной власти и управления, суда­ми и другими правоохранительными органами.

Для создания и деятельности республиканского профессио­нального союза необходимо не менее 500 учредителей от боль­шинства областей Республики Беларусь и Минска; территори­ального профессионального союза - не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории; профессиональ­ного союза на предприятии, в учреждении, организации и иных местах работы (учебы) - не менее 10 % работающих (обучаю­щихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, орга­низации, но не менее 10 человек.

Прекращение деятельности профсоюзов возможно только в судебном порядке.

 

4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Конституция Республики Беларусь закрепляет право каж­дого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане мо­гут пользоваться правом на свободу вероисповедания индиви­дуально, а также совместно, путем создания религиозных объе­динений.

Специальным актом, определяющим правовое положение таких объединений, является Закон «О свободе совести и рели­гиозных организациях», который провозглашает, что каждый

гражданин самостоятельно определяет свое отношение к рели­гии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и рас­пространять убеждения, связанные с отношением к религии. Осуществление свободы исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необхо­димы для охраны общественной безопасности и порядка, жиз­ни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан.

В Республике Беларусь религиозные объединения отделены от государства. Это означает, что ни государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятель­ность религиозных объединений.

Граждане Республики Беларусь имеют право образовывать религиозные организации в соответствии с исповедуемой ими религией. В соответствии со ст. 16 Закона для создания религи­озной общины требуется не менее 10 человек, достигших 18-летнего возраста, проживающих в одном или смежных населенных пунктах.

Религиозные организации признаются юридическими лица­ми с момента регистрации их уставов (положений). Документы, определяющие вероучительную сторону деятельности и решаю­щие внутренние вопросы религиозных организаций, не подле­жат регистрации в государственных органах.

В настоящее время Указом Президента Республики Бела­русь утверждена должность Уполномоченного по делам рели­гий и национальностей, который подчиняется Правительству Республики Беларусь.

Религиозные организации не могут вмешиваться в дела го­сударства, участвовать в выборах органов государственной вла­сти и в деятельности политических партий. Однако могут уча­ствовать в социально-культурной жизни общества в соответ­ствии с законодательством, регулирующим деятельность обще­ственных объединений.

Религиозными организациями в Республике Беларусь явля­ются религиозные общины, монастыри, религиозные братства, мис­сионерские общества (миссии), духовные учебные заведения и т.д.Возглавлять религиозные организации могут только граж­дане Республики Беларусь.Религиозные общины действуют на добровольных началах. Религиозные организации, имеющие центры за рубежом, мо­гут руководствоваться в своей деятельности их уставами, если при этом не нарушается законодательство Республики Бела­русь. Приглашенные в республику для удовлетворения духов­ных потребностей верующих зарубежные священнослужители обязаны руководствоваться требованиями действующего зако­нодательства о правовом положении иностранных граждан. Ре­лигиозные организации вправе основывать монастыри, религи­озные братства и миссионерские организации.

Источниками образования средств религиозных обществ яв­ляются:

• добровольные пожертвования юридических и физических лиц;

• отчисления от доходов собственных предприятий и органи­заций;

• доходы от издательской деятельности;

• перечисления из фондов международных религиозных орга­низаций;

• другие поступления, не запрещенные законом.

Религиозные управления и центры вправе создавать духов­ные учебные заведения для подготовки священнослужителей и специалистов. Граждане, обучающиеся в духовных учебных за­ведениях, пользуются правами и льготами, установленными для учащихся государственных учебных заведений.

Деятельность религиозных объединений может быть пре­кращена по решению общего собрания учредителей, решением суда (если деятельность религиозного объединения противоре­чит его уставу и действующему законодательству). Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объедине­ний не влечет ответственности всего объединения в целом..

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.