Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: административное право и законность в сфере государственного управления




 

1. Сущность и значение законности и дисциплины.

2. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

3. Контроль в государственном управлении.

4. Государственный надзор.

5. Судебный контроль за законностью в государственном управлении.

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ

Законность в государственном управлении - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов, конституционный принцип. Так, ст. 7 Конституции предусматривает, что государство, все его органы связаны правом, действуют в пределах Кон­ституции и принятых в соответствии с ней законов.

Особое значение принцип законности имеет в сфере управления. Это обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу деятельности государственных органов. Здесь осуществляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами.

Во-вторых, субъекты управления, реализуя свои функции и полномочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина и т.д.).

В-третьих, управление осуществляют многочисленные субъекты (органы исполнительной власти, должностные лица и т.д.). От их четкой и слаженной работы, построенной на строгом соблюдении законов и подзаконных актов, неукоснительном выполнении возложенных на них обязанностей во многом зависит правильное, объективное и оперативное решение вопро­сов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций. Поэтому органы исполнительной власти обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение законов и подзаконных актов в деятельности подведомственных организаций, принимать меры по укреплению государственной дисциплины.

В-четвертых, органы управления осуществляют правотворческую деятельность, охватывающую широкую и разнообразную сферу общественной жизни.

В-пятых, органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения. Осуществляя административную юрисдикцию, они самостоятельно разрешают конфликты, воздействуют на правонарушителей, применяя меры государственного принуждения.

Таким образом, законность охватывает различную управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.

Эффективность управления зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса.

Государственная дисциплина - установленный государством и его полномочными органами порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

Она предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных актов вышестоящих органов всеми работниками государственного аппарата, а также лицами, непосредственно занятыми в сфере материального производства и социально-культурного обслуживания населения.

Дисциплина выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности.

Дисциплина формируется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах. Это означает, что, с одной стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой - находятся в неразрывной связи, взаимодействии друг с другом.

В тесном единстве с законностью находится целесообразность, т.е. соответствие действий, прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними, перед управлением. Законы и подзаконные акты, ставя перед органами исполнительной власти, должностными лицами задачи и цели, не всегда в полной мере определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятель­но выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач.

Целесообразность возможна и допустима только в рамках законности, и только в этом случае она может приносить пользу гражданам, обществу и государству.

 

2. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Способы обеспечения законности и дисциплины - совокупность правовых организационных методов деятельности, практических приемов, операций, форм работы государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

Деятельность по обеспечению законности и дисциплины предполагает:

недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

установление причин и условий, им способствующих;

привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;

разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

Обеспечение законности и дисциплины достигается организационно-правовыми средствами. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисципли­ны, а также систему этих способов.

Для большинства органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, машиностроительный, топливно-энергетический и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.

Государством образуются и такие органы, деятельность которых направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции).

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого юридически властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-пра­вовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины.

Виды способов обеспечения законности и дисциплины:

• государственный контроль;

• государственный надзор;

• судебный контроль;

• обжалование.

Государственный контроль - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за процес­сом функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Государственный надзор как способ обеспечения законности - постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности.

Судебный контроль как способ обеспечения законности -это правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, по принятию мер к восстановлению нарушенных прав, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Обжалование как способ обеспечения законности - реализация гражданами своего права высказывать претензии орга­нам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод.

 

3. КОНТРОЛЬ В ГОСУДАРСВТЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Контроль - неотъемлемая часть управления, без которого квалифицированное руководство невозможно. Он осуществляется государственными органами повседневно в ходе выполнения поставленных задач. При этом в государственном управлении контроль осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий.

Органы, осуществляющие контроль в государственном управлении, интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все пре­доставленные ему полномочия.

Существуют формы контрольной деятельности: проверка, наблюдение за действиями контролируемого, экспертиза, заслушивание отчетов, информации и сообщений, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей и др.

Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям.

Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятель­ности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подкон­трольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

По стадиям проведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике правонарушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

По отношениям (связям) субъектов контроля с государством контроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными орга­нами и их должностными лицами. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами.

По характеру деятельности контроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в систему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных - в пределах предприятий, учреждений.

Существуют и иные виды контроля.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:

• контроль Президента Республики Беларусь;

• контроль органов законодательной (представительной) власти;

• контроль органов исполнительной власти;

• контроль органов судебной власти.

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь

довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами.

Основные направления контрольной деятельности Президента Республики Беларусь:

• контроль в процессе формирования органов управления;

• контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами, качеством руководства;

• контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

• контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

• контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Контроль Президента через создаваемые им органы, так на­зываемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально пред­назначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией.

Контрольные полномочия органа законодательной власти -Национального собрания Республики Беларусь - определены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь:

Палата представителей дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра;

заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие Правитель­ству.

Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчет о его исполнении, об основах соци­альной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя и членов Правления Национального банка. Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом.

Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает отчет исполкома.

Местные советы депутатов осуществляют контроль за исполнительными комитетами. При этом сфера этого контроля более широкая по сравнению с контролем Национального со­брания. Так, они утверждают не только местные бюджеты и отчеты об их исполнении, но и программы экономического и. социального развития, устанавливают местные налоги и сборы, определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственности (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). В соответствии с пунктом 1 ст. 9 Закона «О местном управле­нии и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Совет предложения по организации охраны общественного порядка и защиты правграждан.

Особым методом контроля представительных органов государственной власти за субъектами административного права являются запросы депутатов, которые рассматриваются на сес­сиях Советов и по которым принимаются соответствующие решения.

К органам исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, министерства, иные республиканские органы государственного уп­равления, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, районные администрации).

В системе исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный, надведомственныи контроль (некоторые авторы выделяют еще и внутренний контроль).

Общий контроль осуществляется в связи с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции. Так, Со­вет Министров Республики Беларусь объединяет и направляет работу подведомственных министерств, госкомитетов, местных органов управления; в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере.

Правительство Республики Беларусь имеет право отменять акты министерств, других республиканских органов государственного управления, ему подчиненных. За неисполнение или не­надлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, за­конов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, служебных обязанностей Совет Министров налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государственного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания.

Исполнительные комитеты осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих исполкомов, а также за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений (например, управление торговли, образования).

Ведомственный контроль осуществляется органами единой системы в пределах подведомственности. Иными словами, данный вид контроля осуществляется руководителями отрасле­вых органов государственного управления, а также учреждений и предприятий внутри этих органов собственными силами, обычно в форме проверок и ревизий. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц, как правило, регламентируются в актах, определяющих компетенцию органа.

Формы и методы контроля зависят от масштаба деятельности каждого министерства. В зависимости от этого складывается система внутриведомственного контроля в системе министерств и их структурных подразделениях и распределяются контрольные полномочия между звеньями их аппарата.

Ведомственный контроль позволяет органу, проводящему проверку, вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и оперативно устранять причины недостатков.

Над ведомственный, контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. Данный вид контроля осуществляют, например, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др.

Все органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями и вправе произво­дить проверки и обследования предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений.

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на два вида.

Первый вид - общий надзор прокуратуры, т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов.

Прокурорский надзор в сфере управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением республиканскими органами государственного управления, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и зако­нов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя:

• республиканскую прокуратуру;

• областные прокуратуры и прокуратуру города Минска;

• городские (районные) прокуратуры;

• транспортную прокуратуру;

• военную прокуратуру.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О проку­ратуре Республики Беларусь» основные направления деятельно­сти прокуратуры:

надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования, независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, долж­ностными лицами и гражданами;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:

проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными орга­нами;

проверка исполнения законов поднадзорными органами;

участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления;

изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер;

проверка действий должностных лиц.

Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право:

беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;

иметь беспрепятственный доступ к документам и материалам;

проверять исполнение законов;

требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов и сведений;

выделять и направлять специалистов для выяснения вопро­сов, касающихся проверки соблюдения законности;

истребовать от должностных лиц декларации об источниках доходов;

вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов и др.

К формам реагирования прокурора на выявленные наруше­ния законности относятся:

протест;

представление;

постановление;

предписание;

официальное предупреждение.

Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановление нарушенного права.

Протест подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов - на очередной сессии. Если протест не будет рассмотрен в установленный срок либо его отклонили, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.

Протест на постановление по делу об административном правонарушении вносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок,

Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и соответствующим процессуальным законодательством.

Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вно­сится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

В зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выносить­ся прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований.

Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и порядке, установленные для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.

Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим на­рушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание выносится в случаях, когда наруше­ние закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.

В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

Официальное предупреждение — это акт прокурора, в котором последний предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона. При неисполнении требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Таким образом, прокуратура в лице прокурора обладает достаточными полномочиями и возможностями в области обеспечения верховенства закона, укрепления законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, общественных объединений.

Второй вид надзора - административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные черты надзора:

органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществля­ют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, ко­торые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в неко­торых случаях в отношении неподчиненных объектов;

в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах.

Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор:

постоянное наблюдение;

периодические проверки;

обследование;

изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;

истребование документов и отчетных данных.

Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:

отказ в регистрации;

временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.;

отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

дача предписаний об устранении нарушений;

приостановление работ, эксплуатации объектов;

применение мер административной ответственности.

 

5. СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Важная роль в государственном управлении принадлежит судебному контролю. К субъектам судебного контроля в дан­ной области управления относятся:

Конституционный Суд Республики Беларусь;

суды общей юрисдикции;

хозяйственные суды.

Конституционный Суд разрешает дела и дает заключение о соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законов, нормативных актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, актов любого другого государственного органа.

В случае признания Конституционным Судом акта не соответствующим Конституции данный акт считается утратившим силу в целом или в определенной его части с момента, определяемого Конституционным Судом. Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государ­ственными органами, предприятиями, учреждениями, организа­циями, должностными лицами и гражданами.

Задача судов общей компетенции — рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. При рассмотрении конкретных дел суд оценивает правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. Кроме того, граждане могут непосредственно обратиться в суд с жалобой на действие того или иного должностного лица органа исполнительной власти.

Формы контроля судов общей юрисдикции за законностью в государственном управлении включают:

рассмотрение жалоб граждан на действия и решения орга­нов (должностных лиц), нарушающих их права и свободы;

рассмотрение жалоб и протестов на постановления по де­лам об административных правонарушениях;

рассмотрение жалоб организаций;

проверку при рассмотрении уголовных дел качества предва­рительного следствия;

рассмотрение жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

проверку при рассмотрении уголовных, гражданских, адми­нистративных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц.

Суды общей юрисдикции влияют на законность деятельно­сти органов государственного управления путем:

предупреждения нарушений через санкционирование власт­ных действий, вынесение частных определений;

восстановления нарушенных прав;

взыскания причиненного имущественного и морального ущерба;

привлечения нарушителей законности к ответственности.

Хозяйственные суды Республики Беларусь являются орга­нами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Кон­ституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отноше­ний в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных орга­низаций, не являющихся юридическими лицами.

Систему хозяйственных судов представляют:

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска;

специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Свою деятельность указанные суды осуществляют на основании Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Хозяйственного процессуального кодекса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.