Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговые исследования: понятие, виды. 1 страница




Главным инструментом получения и работы с маркетинговой информацией являются маркетинговые исследования, которые заключаются в объективном сборе и анализе добровольно полученной информации о рынках, потребителях, товарах и услугах и т.д.; они должны проводиться в соответствии с принципами честной конкуренции, на основе общепринятых научных методов.

Выделяют следующие общепринятые принципы маркетингового исследования [20]:

- научность – объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление закономерностей развития этих явлений и процессов;

- системность – выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности;

- комплексность – изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии;

- достоверность – получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, тщательный контроль, использование ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования;

- объективность – чет возможных погрешностей измерителя того или иного явления и соблюдение осторожности в интерпретации фактов.

- эффективность – достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами.

В основе маркетинговых исследований лежат общенаучные и аналитико-прогностические методы.

К общенаучным методам относится системный анализ, комплексный анализ, программно-целевое планирование.

Системный анализ позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как объект с широким диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Комплексный анализ – исследовать маркетинговую ситуацию, рассматривая её как объект со сложной структурной основой. В свою очередь программно-целевой метод является основой для разработки стратегии и тактики маркетинга на предприятии, построения программ его реализации.

Аналитико-прогностические методы представлены следующими разновидностями:

- линейное программирование: математический метод, который применяется для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного, характеризующегося минимальными затратами средств, времени, усилий и максимальным результатом;

- теория массового обслуживания – метод помогающий изучать закономерности потоков заявок, очередность их обслуживания с максимальной выгодой для организации;

- теория связи помогает своевременно получать информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров, повышать эффективность получаемых информационных данных, на основе представления об обратной связи между субъектами рынка;

- теория вероятностей способствует принятию правильных решений, которые сводятся к определению значения вероятности наступления определенных событий и выбору из множественности действий наиболее предпочтительного;

- сетевое планирование дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках конкретной программы, позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определять сроки их выполнения, разграничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения;

- функционально-стоимостный анализ применяется для комплексного решения задач, связанных с повышением качества продукции при одновременной экономии материальных и трудовых ресурсов компании;

- экономико-статистический анализ дает возможность компании осуществлять поиск рациональных решений в области конструирования, технологии, организации производства продукции, которое обеспечивает её конкурентоспособность на рынке;

- экономико-математическое моделирование используется для описания системы известных или предполагаемых связей между событиями, действиями и процессами, что дает возможность с учетом действующих факторов внешней и внутренней среды оценить перспективы развития конкретного рынка, определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности, возможные ответные шаги конкурентов, оптимальные затраты на маркетинг для получения необходимого размера прибыли.

Собственно к маркетинговым исследованиям можно отнести следующие основные группы методов используемых для получения и анализа маркетинговой информации: опросы, панели, фокус-группы, наблюдения, эксперименты и построения моделей (моделирования).

Опросы – это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого либо объекта.

Опросы классифицируют по следующим основаниям [4].

1. По виду преследуемой цели: качественный опрос, количественный опрос. Первый ориентирован на выявление качественных характеристик изучаемого объекта; второй – на обоснование характеристик изучаемого объекта с позиции чисел, допускающих математическую обработку.

2. По типу опрашиваемых субъектов: экспертные и потребительские опросы. В ходе экспертного опроса выясняется мнение экспертов, специалистов в определенной области. Потребительские опросы подразумевают опрос потенциальных и реальных клиентов организации, конкретного продукта.

3. По частоте проведения: единичные и многократные.

4. По количеству одновременно опрашиваемых лиц: индивидуальные, групповые.

5. По степени стандартизации: структурированные и неструктурированные. При структурированном опросе все анкетируемые отвечают на заранее проработанные вопросы в строго определенной последовательности; при неструктурированном – интервьюер задает вопросы в зависимости от получаемых ответов.

6. По способу сбора данных устные и письменные.

7. По используемым средствам коммуникации: телефонные, по интернету, почтовые.

Преимуществами данной группы методов составляют: простота применения; возможность устранить расхождения в результатах, вызванные различиями в технике опроса; относительная несложность кодирования, анализа и интерпретации данных; универсальность в отношении сбора разной информации; возможность исследования невоспринимаемых мотивов.

К недостаткам можно отнести: нежелание респондентов предоставить необходимую информацию, недостоверность предоставляемых отвечающим данных, сложность в формулировании вопросов анкеты, значительные трудоемкость и затраты на проведение.

Наиболее часто в практике маркетинга применяются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый сам письменно отвечает на вопросы в присутствии анкетера или без него. Интервьюирование подразумевает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы.

После того как команда организаторов маркетингового исследования определилась с видом опроса и его формой, обычно приступают к разработке анкеты (или опросного листа – плана интервью).

Анкета – перечень объединенных единым исследовательским замыслом вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

Одно из основных требований при разработке анкеты состоит в том, что она должна строиться в соответствии с четкой логикой, придерживаться плана её основных общепринятых частей.

Первый лист анкеты содержит вводную часть, в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью проводится опрос, дается инструкция по заполнению анкеты.

Далее следуют вопросы анкеты, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям (смотри табл. 2).

Таблица № 2. Классификация вопросов в анкете.

№ п/п Основание классификации Вид вопроса Пример
1. По форме Открытые вопросы не содержат вариантов ответа, анкетируемый сам в свободной форме формулирует ответ на поставленный вопрос. Обработка таких вопрос крайне трудоемка и предполагает объединение вариантов ответов в однородные в смысловом значении группы. По количеству полученных ответов в каждой группе можно судить о настроении генеральной совокупности в отношении исследуемого предмета Ответе, пожалуйста, в какую страну Вы хотите поехать отдыхать в следующем году?
Закрытые предполагают, что анкетируемый при ответе на вопрос заранее ограничен исследователем представленным в анкете списком возможных вариантов. При построении данных вопросов и подборки вариантов ответов, нужно учитывать все возможные их значения, они не должны ставить анкетируемого в неудобное положение, когда он не может выбрать ответ из представленных вариантов. Если ответов на вопрос может быть несколько, должны быть представлены все наиболее вероятные. Вам нравиться путешествовать туристской фирмой «Пальмира»? а) да; б) нет.
Полузакрытые вопросы используются в тех случаях, когда к вопросу не возможно проработать все варианты ответа. Тогда должна быть предусмотрена возможность анкетируемому самостоятельно подобрать ответ (добавить в список ответов «и другое», или «Ваш вариант»). Полузакрытые вопросы сложнее в обработке, но позволяют собрать более интересную информацию, чем закрытые. Чем Вас привлекают покупки туристских продуктов в фирме «Пальмира»? а) меня устраивает цена туруслуг; б) мне нравится география туристского предложения; в) приятные, учтивые и заботливые менеджеры; г) Ваш вариант ответа
Прямые вопросы требуют ответа, который отражает личное суждение, или мнение анкетируемого по анализируемой теме, т.е. когда вопрос ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме. Что мешает Вам много путешествовать?
Косвенные вопросы позволяют отвечающему высказаться относительно исследуемого предмета со стороны, как бы с позиции группы людей придерживающихся единого мнения. Вместо вопроса о том, как респондент реагирует на предметы или явления в рамках темы анкеты, рекомендуется спрашивать, как к этому относится большинство людей или их знакомые. Как Вы думаете, почему многие туристы оставляют за собой горы мусора в местах отдыха, зная, что это загрязняет окружающую среду, делает приятный отдых в этом месте более невозможным?
2. По функции Основные вопросы представляют собой ту часть анкеты, которая дает ответ на поставленные перед ней задачи (по сути это вопросы о фактах) См. ниже
Не основные - это вопросы, которые помогают отсеивать респондентов (вопросы-фильтры), проверять честность анкетируемого (контрольные вопросы) и т.д. См. ниже
3. По конструкции ответа Дихотомический вопрос подразумевает ответ взаимоисключающего характера, может быть только что-то одно. Наиболее распространенный вариант вопроса типа «да-нет». Реже используются альтернативные вопросы, имеющие несколько вариантов ответа, из которых нужно выбрать только один. Вы выезжали отдыхать заграницу этим летом? а) да; б) нет.
Поливариантный (или вопросы-меню) вопрос предлагает несколько вариантов ответа, с которыми респондент должен согласиться. При этом ответов может быть несколько Какие известные крупные города России Вы уже посещали? а) Москву; б) Санкт-Петербург; в) Екатеринбург; г) Новосибирск; д) Назовите свой вариант
Шкалированные – это вопросы, где респонденту предлагается сделать оценку предлагаемым вариантам ответа в согласно представленной в вопросе шкале Оцените по пятибалльной шкале элементы сервиса сотрудников фирмы: а) Приветствие - ___ баллов; б) понимание того, чего хочет клиент - _____ баллов; в) скорость поиска и подбор нужного тура - ____ баллов; г) информирование клиента о необходимых дальнейших действиях по оформлению тура - _____ баллов; д) скорость и правильность оформления тура ___ баллов
Ранговые (ранжирующие) вопросы подразумевают упорядочение респондентом перечисленных вариантов ответов на базе субъективно ощущаемых преимуществ Расставьте в порядке убывания важности для Вас следующие характеристики турпродукта: а) цена; б) место вылета; в) туроператор; г) акции раннего бронирования; д) страна (место) временного пребывания.
4. Психологические Контактные (вводные) направлены на установление контакта с респондентом, вопрос должен быть простым, общим (касаться всех опрашиваемых), на него должен быть в силах ответить любой респондент. Главная функция - обеспечение взаимодействия между респондентом и исследователем. В обработку такие вопросы не включаются. Любите ли вы путешествовать?
Буферные вопросы предназначены для плавного перехода от одной темы в проводимом исследовании к другой, они носят характер «преамбулы» при переходи от одной темы к другой, с помощью таких вопросов исследователь поясняет од своих мыслей Какие, по Вашему мнению, свойства туристского продукта делают его привлекательным для потребителя? – буферный; Что для Вас является решающим при выборе туристского продукта? – основной.
Вопросы-фильтры позволяют отсеять опрашиваемых, или сразу перейти к другому блоку вопросов, что в значительной мере экономит время как исследователя при дальнейшей обработке результатов анкеты, так и самого анкетируемого Путешествуете ли вы по России? (если дальше вопросы, которые касаются только предпочтений туристов, предпочитающих внутренний туризм)
Контрольные вопросы уточняют, проверяют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах. В первом варианте серия прямых вопросов задает различные ситуации, а один-два контрольных вопроса дополняют их. Во втором варианте использования контрольный вопрос проверяет информацию, полученную основным вопросом.В анкете основной и контрольные вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними. Поэтому они перемежаются другими темами, не относящимися к данной. Нравиться ли Вам туристская фирма в которой вы приобретаете путешествия? – основной вопрос. Хотели бы Вы приобрести туристский продукт в другой туристской фирме? – контрольный.
5. По содержанию Вопросы о фактах – вопросы, которые нацелены на получение информации о социальных явлениях и процессах в различных сферах жизни общества, о состоянии дел на производстве и в учебном заведении, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях Сколько раз в году вы путешествуете?
Вопросы о мнениях направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения относительно тех или иных событий, основанные на индивидуальных представлениях Как, по Вашему мнению, изменится положение Вашей фирмы на рынке в следующем году?
Вопросы о мотивах предназначены для получения ответов респондентов об их мнениях, отношениях, установках, оценок других людей и своих собственных. Эти вопросы обычно имеют прогностический характер. При их формулировке недолжно навязываться респонденту установок и мнений исследователя Считаете ли Вы, что цена данного маршрута соответствует его качеству?
Вопросы об оценках имеют цель узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий. Как бы Вы оценили результат мероприятий по повышению качества сервиса в турфирме «Анкор»? а) качество улучшилось; б) качество ухудшилось; в) качество не изменилось; г) затрудняюсь ответить
Вопросы о знаниях направлены на определение степени информированности респондентов о тех, или иных событиях, отношениях. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен Знаете ли Вы, где можно купить саамы дешевый тур?

Представленная в таблице 2 классификация не является единственной, возможны дополнения к вариантам оснований, поскольку теория и практика разработки вопросов в социологии и маркетинге продолжает развиваться. Мы лишь обозначили наиболее часто встречаемые основания классификации вопросов в анкете и их виды.

При построении опросного листа следует учитывать, что самые сложные вопросы помещаются в середине анкеты. К концу работы с анкетой трудность вопросов должна снижаться. Завершают анкету заключительные вопросы, целью которых является снятие психологического напряжения респондента. В этот блок также включают вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет отвечающего (паспортичка): пол, возраст, место жительства, уровень дохода и т.д.

Среди форм опросов можно выделить группу методов, которые помогают лучше понять потребителя, в том числе скрытые мотивы его поведения. Это глубинное интервью и проекционные методы.

Глубинное интервью – личное интервью, в котором респондента опрашивает высококвалифицированный интервьюер для определения его побуждений, эмоций, отношений и убеждений по определенной теме. Данный вид интервью заключается в последовательном задании зондирующих вопросов по исследуемой теме, на которые опрашиваемый отвечает в произвольной форме. Интервью может длить от 30 мин. до часа и более в зависимости от темы исследования и условий организации его проведения.

Интервьюер начинает опрос с общих вопросов типа: «Как вы относитесь к приобретению туристических путевок в офисах туристских фирм?» В данном случае мы настраиваем человека говорить свободно о своём отношении к туристским фирмам.

Последующий ход исследования определяется ответом респондента на первый вопрос, попытками интервьюера уточнить интересующие его вещи и последующими за этим ответами опрашиваемого. Предположим, что респондент ответил на первый вопрос так: «Последнее время я не доверяю туристским агентствам». Тогда интервьюер мог бы спросить: «Почему»? Если ответ окажется не очень понятным («Они обманывают своих клиентов»), интервьюер может спросить: «Скажите, пожалуйста, а в чем конкретно они совершают обман»?

В проведении интервью нужно придерживаться строгой схемы, определенной формулировки вопросов и порядка, в котором их следует задавать, но ответы респондентов все же оказывают на него влияние.

Существует несколько методов проведения глубинных интервью.

1. Метод лестницы характеризуется последовательной постановкой вопросов. Сначала спрашивают о характеристике продукта, а затем переходят к характеристике самого пользователя. Данный метод позволяет определить значение характеристик, которые потребитель связывает с каким-либо комплексом услуг.

2. Метод выяснения скрытых проблем направлен на выявление глубинных личных переживаний человека. Его цель – определить слабые места потребителя, связанные с его личными переживаниями и беспокойством.

3. Символический анализ позволяет анализировать символическое значение предметов, определить, что не характерно для данного предмета.

Успех глубинного интервью во многом зависит от профессионализма интервьюера. Он должен избегать показанного превосходства и делать все возможное, чтобы респонденты чувствовали себя свободно; быть непредубежденным и представительным; задавать содержательные вопросы; не принимать кратких ответом «да», «нет»; и глубоко зондировать респондента.

Глубинное интервью может применяться в следующих случаях:

- в целях детального зондирования респондента (покупка туристской путевки, выбор агентства);

- для обсуждения конфиденциальных, деликатных или нескромных вопросов (финансовое положение человека, его физиологические особенности);

- в ситуациях, когда мнение окружающих подавляет ответ респондента (личное отношение к отечественным туристским продуктам);

- в интервью с конкурентами, которые ненастроены сообщить информацию в группе (отношение служащих туристских агентств к пакету турпрограмм, предложенных авиакомпаниями).

К существенным недостаткам метода можно отнести высокую стоимость высокопрофессиональных интервьюеров, возможность их влияния на ответы респондента и то, что собранные данные трудно проанализировать и сделать по ним соответствующие выводы, не воспользовавшись услугами квалифицированных психологов.

Проекционные методы отличаются тем, что с их помощью маркетологи пытаются скрыть цель исследования.

Проекционный метод – это косвенная форма опроса, побуждающая высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы. Как правило респондентов просят объяснить поведение других людей, а не свое собственное. Пытаясь сделать это, респонденты не вольно выдают исследователю свои собственные скрытые мотивы по поводу той или иной ситуации. При этом преднамеренно задаются нечеткие, неопределенные, неоднозначные вопросы. Чем двусмысленнее ситуация, тем больше людей раскрывает свои эмоции, потребности, отношения, мотивы и ценности.

Существует ассоциативные, завершения ситуации, конструирования ситуации и экспрессивные методы.

При использовании ассоциативных методов исследуемому показывают какой-либо предмет, а потом просят сказать о нем то, что приходит на ум в первую очередь, например, табличку со словом, или картинкой. Количество требуемых для озвучивания ассоциаций может разниться от одного и более. Так исследователь может выяснить отношение представителей сегмента, на который направлена реклама, к используемым в ней словам и образам. При этом задержка в ответе свидетельствует об отсутствии четко выраженной ассоциации к наблюдаемым словам и предметам.

Когда используется метод завершения ситуации, опрашиваемому предлагается довести до конца условную ситуацию, закончить предложение или придумать окончание какой-либо истории. В данной группе методов можно выделить некоторые разновидности:

- при методе завершения предложения респонденту предлагают закончить предложение, используя те слова и фразы, которые первыми ему пришли в голову, например: «Приятно посмотреть за окно потому, что…»;

- метод окончания абзаца подразумевает предложение опрашиваемому завершить не предложение, а целый абзац первые несколько предложение, которого продумываются и предлагаются исследователем;

- используя метод завершения истории, исследователь предлагает респонденту выслушать отрывок описания события, который нацеливает внимание человека на определенную тему, но не намекает на сценарий его завершение. Концовку истории респондент должен закончить сам. Например, придуманная опрашиваемым продолжение путешествия может показать то, что он желает ощутит от его осуществления и каким оно должно быть, чтобы подарить ему максимум впечатлений.

Методы конструирования ситуации заключаются в том, что от респондента требуется придумать историю, диалог или описание ситуации. К таким методам относятся ответ по рисунку и анимационные тесты.

Метод ответа по рисункам предполагает показ респонденту ряда иллюстраций, изображающих людей, поставленных в типичную ситуацию, решающих какие-то проблемы. Далее его просят придумать историю про то, что изображено на рисунке. Даны метод можно использовать при выборе лучшего варианта рекламы, иллюстраций для брошюр, изображений на упаковке товара и т.д.

В анимационных тестах на рисунках изображаются мультипликационные персонажи, которые попадают в разные ситуации, связанные с исследуемой проблемой. Респондента просят придумать для персонажа ответ на комментарии другого персонажа истории. По придуманным ответам опрашиваемого можно сделать выводы по отношению его к изучаемой ситуации.

Использование экспрессивных методов предполагает вовлечение респондента в типичную ситуацию, когда он становится её свидетелем или непосредственным участником, своеобразную ролевую игру. От него требуется выразить те чувства и эмоции, которые испытывают, по его мнению, другие в данной ситуации. При этом предполагается, что респондент будет использовать свой личный опыт. Например, можно разыграть ситуацию задержки рейса, или опоздания на поезд, ожидание в очереди офиса туристской фирмы, чтобы понять как поведет себя турист и предугадать данные возможные решения в проектировании тура или процесса обслуживания с целью совершенствования услуг организации.

Применение проекционных методов как и глубинных интервью помогают вскрыть глубинные мотивы поведения клиентов или потенциальных потребителей важных для них при выборе туристского путешествия или туристского агентства, оператора, однако, никогда не проявляемые при использовании традиционных форм опроса. При всей уникальности и эффективности методов данной группы они по-прежнему чувствительны к профессиональным качествам непосредственного исполнителя и стоимости его услуг.

Следующим видом маркетинговых исследований является наблюдение. Это метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий. Наблюдение может осуществляться за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факты, касающиеся изучаемого объекта и значимые сточки зрения исследования. Результаты наблюдений фиксируются с помощью аудио- или видеотехники, в блокнотах и т.д. [20]. Основания классификации видов наблюдений представлены на рисунке 3.

Признаки классификации наблюдения
Способ проведения наблюдения
Характер окружающей обстановки
Степень стандартизации
Характер наблюдаемых событий
Степень открытости процесса наблюдений

Рисунок 3. Основания классификации видов наблюдений [1]

По характеру наблюдаемых событий: прямые, предполагающие непосредственное наблюдение за объектом; непрямые, изучающие результаты определенного поведения, а не само поведение (часто с использование архивных данных).

По степени открытости: открытые предполагают, что люди знают о проводимом за ними наблюдении; скрытые наблюдения ведутся за людьми, не знающими о нем.

По степени стандартизации: структурированные наблюдения проводятся при заранее определенных параметрах исследования, четко обозначенных сторонах наблюдаемого поведения; свободные подразумевают фиксирование в наблюдаемом эпизоде всех видов поведения.

По характеру окружающей обстановки: полевое, проводимые в естественной обстановке наблюдаемого объекта; лабораторное, которые проводятся в искусственно созданных условиях.

По способу проведения: личное, когда исследователь самостоятельно фиксирует наблюдаемые явления; с использование технических средств (опосредованное), когда наблюдение ведется при помощи инструментов регистрации событий в отсутствии исследователя, а потом результаты декодируется им.

В качестве технических средств выступают различные приборы. Среди них аудиометр. Он подсоединяется к телевизору и постоянно регистрирует, какой канал включен и сколько человек смотрят передачу. Используются также турникеты, регистрирующие количество человек, входящих и выходящих из помещения, регистраторы движения, расположенные вдоль дорог для подсчета количества автомобилей, проезжающих в определенном месте. Камеры видеонаблюдения для контроля и исследования поведения потребителя в торговом помещении и т.д.

Анализаторы движения глаз используются для исследования работы человеческого глаза во время восприятия рекламы на печатных носителях и видео роликов, длительности фиксации глаза на отдельных элементах рекламного носителя, упаковки, витрины, на которой выложен товар. Анализаторы глаз могут фиксировать диаметр зрачка, расширенные значения которого могут свидетельствовать об интересе наблюдаемого к предмету рекламы или способу подачи рекламного сообщения.

Психогальванометр измеряет гальваническую реакцию кожи респондента. Данный способ получения информации основан на том, что физиологические изменения в организме, усиленное потоотделение, вызываются эмоциональными реакциями. Волнение увеличивает потоотделение, которое, в свою очередь, усиливает электрическое сопротивление кожи, фиксируемое прибором. По силе реакции исследователь может определять уровень интереса к тем или иным способам и средствам рекламирования.

Использование технических средств способствует устранению ряда недостатков данного метода, имеющих субъективные причины, изложенные ниже.

К достоинствам данного метода маркетинговых исследований можно отнести:

- простоту и относительно низкие затраты на реализацию;

- независимость хода исследования от объекта наблюдения, от его желания участвовать в данном процессе и способности выражать свои мысли;

- высокая объективность, так как наблюдению подвергаются фактически произошедшие события;

- возможность восприятия неосознанного поведения людей;

- возможность учета окружающей обстановки.

Трудности проведения наблюдения можно разделить на две группы: связанные и определяемые личностью наблюдателя; и те, в основе которых лежат объективные причины.

К первым относятся: восприятие и истолкование поведения людей через призму своей системы ценности; влияние эмоциональности восприятия окружающей среды человеком; оценка результатов наблюдения с позиций личного опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.