КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия максимизации прибыли при монополии
Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства. Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС): MR = MC. Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага. Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 10.3). Рис. 10.3. Монопольная цена, выпуск и экономическая прибыль в коротком периоде На рис. 10.3 изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену РM, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (РM – АСМ). Общая экономическая прибыль равна (PM – ACM)×QM. Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис. 10.4). Рис. 10.4. Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости. В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли. Максимизация прибыли в долгом периоде показана на рис. 10.5. Рис. 10.5. Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде. Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции. В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде. Задания 1. На рис. 10.6 представлены кривые дохода и издержек монополиста. Рис. 10.6. Издержки и доход монополиста: D — спрос; АС — средние издержки; МС — предельные издержки; MR — предельный доход
Ответьте на следующие вопросы: а) отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли; б) отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции; в) обозначьте на графике площадь, отражающую прибыль монополии; г) как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию? 2. На рис. 10.7 показаны кривые дохода и долгосрочных издержек простой монополии. Ответьте на следующие вопросы: а) какой объем выпуска обеспечивает максимум прибыли? б) какую цену установит монополия, чтобы продать данный объем продукции? в) какую прибыль получит монополия в этой ситуации? г) какой объем продукции и по какой цене предложит монополия на рынке, если она будет вынуждена установить цену, равную предельным издержкам?
Рис. 10.7. Монополия в долгосрочном периоде: D – спрос; LAC, LMC – средние и предельные издержки в долгосрочном периоде; MR – предельный доход
3. В модели монополии предполагается, что: а) продавцы и покупатели принимают цены как данные; б) проникновение на рынок новых фирм не ограничено; в) поведение продавцов не является стратегическим; г) производится стандартизированный продукт. 4. В качестве барьера для проникновения в отрасль новых производителей могут служить: а) патенты и лицензии; б) более низкие издержки крупного производства; в) законодательное оформление исключительных прав; г) все, что перечислено, верно. 5. В долгосрочном периоде равновесие на монопольно рынке означает, что товары продаются по ценам: а) равным предельным издержкам; б) равным предельной выручке; в) превышающим предельные издержки; г) равным средним издержкам. 6. В условиях монополии верно следующее утверждение: а) при максимизации прибыли максимизируется и общий рыночный излишек; б) прибыль максимальна, если цена равна предельны издержкам; в) в точке максимума прибыли предельная выручка больше цены; г) прибыль максимальна, если предельные издержки равны предельной выручке. 7. Монополист может агрессивно отвечать на угрозу вторжения в отрасль новых фирм путем: а) максимизации собственной прибыли; б) производства как можно более однородного продукта; в) осуществления стратегических инвестиций; г) все, что перечислено, верно. 8. Продавая оборудование по цене 120 тыс. долл. за единицу фирма-монополист максимизирует свою прибыль. Если ценовая эластичность спроса при указанной цене равна – 1,5, то какую величину при этом составляют предельные издержки МС и предельная выручка MR соответственно, тыс. долл.: а) 40 и 40; б) 40 и 80; в) 80 и 80; г) 80 и 60? 9. Фирма-монополист определила, что при существующем спросе на ее продукцию функция зависимости средней выручки от объема предложения описывается формулой AR = 10– Q. Если фирма несет средние издержки по производству, выраженные функцией АС =(16+ Q 2)/ Q, то какую прибыль (+) или убыток (–) получает фирма, оптимизируя выпуск в кратко срочном периоде, млн. руб.: а) -2,5; б) -3,5; в) +2,5; г) +3,0? 10. Осуществляя производство в условиях монополии, фирма определила функцию общих издержек производства как ТС =20+ 2 Q 2. В рамках долгосрочного периода фирма считает оптимальным объем выпуска, равный 2,5 тыс. ед. Реализуя всю продукцию по цене 13 долл. за единицу, фирма рассчитывает получить экономическую прибыль, равную, долл.: а) 0; б) 0,5; в) 1,0; г) 1,5.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |