Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение исследования. Подготовка исследования




Подготовка исследования

Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания

Обработка данных

Проведение исследования

Эксперимент проводится в конце учебного года с детьми 6—7 лет, посе­щающими детский сад и 1-й класс школы. Перед ребенком ставят 2 коро­бочки и дают инструкцию.

 

Инструкция. Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дош­кольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты по­думай, кому они больше подходят — школьнику или дошкольнику, в ту ко­робочку и положи карточку.

Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточ­ку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.

Подсчитывают общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные

результаты оформляют в виде таблицы (табл. 6.4).

Таблица 6.4. Протокол для изучения эмоционального отношения к школе

  Характеристика
Возраст Дошкольник Школьник
  + - отказ + - отказ
Детский сад (6 лет) 1 -й класс (6 лет) 1 -й класс (7 лет)    
           

 

Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей пе­реходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.

Методы диагностики и исследования нравственной сферы дошкольника

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаше всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предпола­гает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нрав­ственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к мораль­ным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выяв­ление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.

Метод «Беседа»14

Метод «Беседа» предназначен для изучения представлений детей о нрав­ственных качествах.

Подготовить вопросы для беседы, например: Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? Кого можно назвать честным

 

(лживым)? Почему? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3—7 лет задают вопросы. Обработка данных

Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

— на обобщенное представление о качестве («Жадные... которые жале­ют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);

— на конкретных людей как носителей определенного качества в конкрет­ной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает... Но я, конечно, быстрее... Никто его не догонит»);

— на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зве­рей вылечил»);

— на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

— на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жад­ный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. На­пример, говорит: "Я тебе недам шоколадки кусочек, жвачки"»);

— на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

— на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный... он плохой...»);

— на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:

— объяснение одного качества через другое («Справедливым можно на­звать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);

— название действий, не связанных с данным качеством («Илюша сме­лый. Всегда делает, что надо. У него дома "Лего", поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый»; «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);

— неправильная нравственная оценка качества («Скромный — это плохой»).

Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нрав­ственно-волевых качествах:

3- 4 года. Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к гру­бости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.

4- 5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.

5— 6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, спра­ведливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивос­ти, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей»).

6— 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о добро­те, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отно­шение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция.Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.