Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение методики. Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания




Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания

Методика «Сделаем вместе»

Методика «Сделаем вместе» предназначена для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляю­щейся во взаимодействии со сверстником15. Эта методика позволяет учиты­вать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание по­мочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.

Для проведения методики, ориентированной на изучение нравствен­ной направленности личности ребенка, необходимы мозаика и картинки

Рис. 6.20. Примеры мозаичных картинок

 

с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаич­ных фигур (рис.6. 20).

В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой.

Инструкция. Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!

Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это иссле­дование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».

Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигу­рок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну.

Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не счи­тая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15—20 мин.

Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их ра­боту, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не ком­ментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему не­подобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе; или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрос­лого — лишь фиксировать поведение детей.

Далее предлагается протокол исследования, проводившегося с дошкольниками. Участ­ники — Женя Г. (6 лет 2 мес.) и Маша Б. (6 лет 3 мес.).

Взрослый кладет перед детьми картинку «Елочка» и дает каждому участнику мозаичные фигуры. Дети сразу дружно принимаются за выполнение задания. Женя кладет на середину стола свою фигурку и обращается к Маше.

Женя (Маше). Так?

Маша (Жене). Так, так. (Маша привстала со стульчика и внимательно посмотрела на кар­тинку. Дети по очереди кладут фигурки, как на рисунке.)

Женя (Маше). Давай ставь.

Маша (Жене). Куда? (Женя показывает.) Почти уже готово!

Женя (Маше). Зеленую сейчас надо ставить. (Дети поправляют фигурки. Елочка получает­ся аккуратная.)

Женя (взрослому). Все! А можно, мы еще построим?

Маша (взрослому). Мы построили! (Удетей счастливый вид, они довольны выполнением задания.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.