Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка и интерпретация результатов. За каждый ответ ставится 1 балл: при ответе «Да» — на вопросы 1,2,7,8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; при ответе «Нет» — на вопросы 3-6




За каждый ответ ставится 1 балл: при ответе «Да» — на вопросы 1,2,7,8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; при ответе «Нет» — на вопросы 3-6, 9, 10, 15, 16,25,27,29.

Высчитывается сумма полученных баллов при ответах «Да» и «Нет». Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.

 

Методика «Конструктивность мотивации»20 («КМ»)

Оригинальной попыткой построить «причинную» типологию мотивации является разработанная О. П. Елисеевым методика «Конструктивность

мотивации». По мнению автора, она может быть использована для диагно­стирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем ос­новным типам мотивации. Эти четыре типа мотивации понимаются авто­ром как результат взаимодействия мотивации достижения и мотивации отношения.

Четыре ведущих мотива, воплощающих собою четыре основные под­структуры взаимодействия внутреннего и внешнего, разворачиваются в со­ответствующие мотивационные стратегии. Описание этих стратегий, суще­ственно различающихся между собою, представляет предлагаемое нами ниже литературное описание типов мотивации.

В общепринятой психологической терминологии четыре основных типа мотивации могут быть раскрыты как результат ортогонального отношения мотивации достижения (МД) и мотивации отношения (МО). Отношение МД к МО вполне может быть представлено схемой взаимоотношения ти­пов мотивации, изображенной на рис. 7.3.

Рис. 7.3

 

Используя схему на рис. 7.3, рассмотрим описание четырех основных типов мотивации (мотивационных стратегий):

«ЛЕВ». Основной способ (мотив) взаимодействия — «ДА-ДА», т. е. мо­тив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положитель­ного отрицания, обусловливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешен­ность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале «лев» на основе интернальности и экстравертности устремлен к сов­местному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К. Томасу — стремление к сотрудничеству).

Может быть Учителем (с большой буквы), (ди)ректором, основателем (научной) школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, масте­ром на все руки. Пассионарность его имеет чрезвычайное общественное значение. Но при нетребовательном к себе отношении и общественной не­востребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, бо­лельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня».

В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаружи­вается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру конструктивной его активности — сангвиния. Это следует понимать так, что «львом» не рожда­ются, им становятся. Причем скорее всего это происходит либо в сфере об­щения, либо в познавательной деятельности, где для этого имеются специ­фические, собственно человеческие, родовые для человека разумного, «тепличные» условия. Особенно часто тип «льва» диагностируется в научной среде, в выборках школьников и студентов, в благополучных семьях и про­изводственных объединениях. В то же время вне оптимальных условий дея­тельности или вне специального воспитания «лев» при той же самой мотива­ционной стратегии проявляет себя, согласно нашей модели типологического единства личности, именно своим естественно-реактивным образом — как холерик, со всеми вытекающими из этого следствиями. В различной мере эффект самовоспитания демонстрируют такие, например, «львы», как Сер- гей Радонежский, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский, И. П. Павлов.

«ПАНТЕРА». Основной способ (мотив) взаимодействия — «ДА-НЕТ», т. е. мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотива­ции отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в обще­нии скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К. Томасу) сложных ситуа­ций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосо­вершенствовании в целом представляют «пантеру» как интернала, но обра­щенного более внутрь, — т. е. интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминиру­ют над целями — более важным становится постижение себя или какой- либо абстрактной истины, и только затем уже, через себя, принимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, пред­полагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор, мудрец,

отшельник. Обычное личностное состояние по параметру активности — ме­ланхолия, причем именно воспитанная, приобретенная, и не обязательно в благоприятных обстоятельствах жизни. Так, Б. Пастернак писал о будущем академике, инженере-химике, жизнерадостном в общем человеке Б. И. Збар- ском, вынужденно работавшем не по призванию: «Жизненная, т. е. деловая его стезя — ложна и обидна сейчас....Как я не музыкант сейчас, так и он не ученый. В том же горьком смысле и значении... В его меланхолии виноваты его темперамент и дарование»21.

Отсюда понятно, что в случаях стрессовых ситуаций, а еще вероятнее — в благоприятных обстоятельствах проявляется не меланхолия, а естествен- но-реактивное состояние человека — в данном варианте мотивации по на­шей модели личности, — состояние, выраженное темпераментом сангви­ника. В положительном смысле проявления реактивности «пантера» приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возмож­ность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего интерналам чувства ответственности за себя и других. При­меры воспитанной меланхолии являли собою А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, А. А. Ухтомский, В. Ф. Гегель, JI. С. Выготский.

«ТИГР». Основной способ (мотив) взаимодействия — противоположный мотиву «пантеры» — «НЕТ—ДА», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определен­ной идее, правилу-норме, цели и т. д. — как инструкции. Инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К. Томасу), на основе которого осуще­ствляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, однако, по экстернальным представлениям «тигра» зависит не столько от рационального, и в частности, психологического, сколько от стечения обстоятельств. Психологическое при этом понимается как инструментальное, а не как духовное достоинство человека. Показатель­но, что Наполеон, являющий собою «тигра», именно инструментально оп­ределяет талант полководца как квадрат, одна сторона которого — ум, а дру­гая — мужество, в противоположность духовной пассионарности «льва» выступает, таким образом, пассионарность конкретно-материализуемая. Этот пример показывает, что в экстернально-экстравертной (объектной) стратегии поведения «тигров» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно- реактивному состоянию флегматика, когда возникает реальная ситуация опасности или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, сла­вы и почета: тогда нет вокруг более спокойного, флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт безудержный «тигр»: его муже­ство при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка, инер­тность активности на индивидно-индивидуальном уровне личности. Неук­ротимость, бьющая через край энергия личностной холерии «тигров» позволяет им достигнуть в своей самоотверженности очень многого в их об­щественном служении, в том числе и на поприще искусств. «Тигры» часто являются, благодаря своему основному мотиву, полководцами, горящими на работе или на алтаре семьи, воинами, поэтами. В отрицательном плане они являют собой типы вроде Хлестакова или Ноздрева. Им необходимо, в принципе, более дорожить своим здоровьем, поскольку по своему темпе­раменту флегматика они реактивны, т. е. достаточно чувствительны, и по­тому действительно «сгорают» в своих переживаниях от собственного пла­мени холерии. Воспитанными, в той или иной мере, «тиграми» можно назвать Наполеона, А. С. Пушкина, А. С. Суворова, Э. В. Ильенкова.

«МЕДВЕДЬ». Основной способ взаимодействия и его мотив — «НЕТ— НЕТ», т. е. мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, — отри­цательного отрицания, обусловливающего известную стабильность разви­тия личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития. В принципе деструктивное, это единство мотивации отношения и мотива­ции достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих фор­мах «приспособления» (по К. Томасу). Первая из них — форма подавления, властвования над другими и над собой — во взаимном отрицании внутрен­него мира, как своего, так и мира других людей. Вторая форма — приспо­собление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечива­ющее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произволь­ным образом, иногда в буквальном смысле последнего, — совершенно про­извольно, непредсказуемо. «Медведь» одновременно и экстернал и интро­верт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавле­ния своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Поэтому «медведь» либо проявляет себя как гедонистически настроенный благодуш­ный художник, музыкант, ученый или писатель, весьма умелый мастер, либо как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, — реально и несколько пессимистически представ­ляющий жизнь. Его флегматия, однако, является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрес­совых.ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реак­тивности, так как по параметру реактивности личности «медведь» меланхо­лик. Вследствие этого в решительные моменты жизни «медведь» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «пан­цирь». Его спасает обычно достаточно хорошая репутация надежного, по­стоянного человека, так что этот «панцирь» можно понимать и как автори­тет, как обладание властью или мастерством. В качестве примеров «медведей» можно назвать имена О. де Бальзака, И. Ньютона.

Несложность содержания методики, ее общедоступность позволяет при­менять ее в широких возрастных и социальных диапазонах. Объективность методики подтверждена экспертно и в ретестовых испытаниях. Методика дискриминативна, валидна и вполне стандартизуема.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.