КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проведение эксперимента. Обработка и интерпретация результатов
Обработка и интерпретация результатов За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в рубрике «меньше всего» — 0 баллов. Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности — от 60 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику). Направленности человека на себя соответствуют ответы с номерами 1а, 26, За, 4а, 56, 6в, 7а, 8в, 9в, 10в, 116, 126, 13в, 14в, 15а, 166, 17а, 18а, 19а, 20в, 21 в, 22в, 236, 24в, 256, 266, 27а, 286, 29а, ЗОв. Направленность на взаимоотношения характеризуется ответами с номерами 1в, 2в, Зв, 46, 5а, 6а, 7в, 86, 9а, 106, 11в, 12а, 13а, 14а, 15в, 16в, 17в, 18в, 196, 206, 21а, 22а, 23в, 24а, 25а, 26а, 276, 28в, 29в, 30а. Направленность на задание определяется по ответам с номерами 16, 2а, 36, 4в, 5в, 66, 76, 8а, 96, 10а, 11а, 12в, 136, 146, 156, 16а, 176, 186, 19в, 20а, 216, 226, 23а, 246, 25в, 26в, 27в, 28а, 296, 306. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича21 Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации исследовались Э. Шпрангером, Дж. Холландом, М. Рокичем и др. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей на два класса: □ терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существа стоит того, чтобы к ней стремиться; □ инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности—цели и ценности—средства. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. И нструкция. Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучив карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию. Стимульный материал Список А (терминальные ценности): □ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); □ жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); □ здоровье (физическое и психическое); □ интересная работа; □ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); □ любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); □ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); □ наличие хороших и верных друзей; □ общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); □ познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); □ продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); □ развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); □ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); □ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); □ счастливая семейная жизнь; □ счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); □ творчество (возможность творческой деятельности); □ уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности): □ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; □ воспитанность (хорошие манеры); □ высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); □ жизнерадостность (чувство юмора); □ исполнительность (дисциплинированность); □ независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); □ непримиримость к недостаткам в себе и других; □ образованность (широта знаний, высокая общая культура); □ ответственность (чувство долга, умение держать слово); □ рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); □ самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); □ смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; □ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); □ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); □ широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); □ честность (правдивость, искренность); □ эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); □ чуткость (заботливость). Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы: «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?» «Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?» «Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?» «Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?» «Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?» «...через 5 или 10 лет?» «Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?» Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование. Тест-опросник уровня субъективного контроля16[16] Опросник состоит из 7 шкал, содержит 44 пункта, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности: □ шкала Ио — общая интернальность; □ шкала Ид — интернальность в области достижений; □ шкала Ин — интернальность в области неудач; □ шкала Ис — интернальность в семейных отношениях; □ шкала Ип — интернальность в производственных отношениях; □ шкала Им — интернальность в межличностных отношениях; □ шкала Из — интернальность в отношении здоровья и болезни.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |