Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение эксперимента. Обработка и интерпретация результатов




Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 бал­ла, в рубрике «меньше всего» — 0 баллов.

Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности — от 60 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испы­туемый ставит все буквы во вторую рубрику).

Направленности человека на себя соответствуют ответы с номерами 1а, 26, За, 4а, 56, 6в, 7а, 8в, 9в, 10в, 116, 126, 13в, 14в, 15а, 166, 17а, 18а, 19а, 20в, 21 в, 22в, 236, 24в, 256, 266, 27а, 286, 29а, ЗОв.

Направленность на взаимоотношения характеризуется ответами с номе­рами 1в, 2в, Зв, 46, 5а, 6а, 7в, 86, 9а, 106, 11в, 12а, 13а, 14а, 15в, 16в, 17в, 18в, 196, 206, 21а, 22а, 23в, 24а, 25а, 26а, 276, 28в, 29в, 30а.

Направленность на задание определяется по ответам с номерами 16, 2а, 36, 4в, 5в, 66, 76, 8а, 96, 10а, 11а, 12в, 136, 146, 156, 16а, 176, 186, 19в, 20а, 216, 226, 23а, 246, 25в, 26в, 27в, 28а, 296, 306.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича21

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружаю­щему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «фи­лософии жизни».

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации исследо­вались Э. Шпрангером, Дж. Холландом, М. Рокичем и др.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на пря­мом ранжировании списка ценностей на два класса:

□ терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель инди­видуального существа стоит того, чтобы к ней стремиться;

□ инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности—цели и ценности—средства.


Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки рас­кладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

И нструкция. Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значи­мости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучив карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточка­ми. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Ко­нечный результат должен отражать вашу истинную позицию.

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

□ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

□ жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

□ здоровье (физическое и психическое);

□ интересная работа;

□ красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

□ любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

□ материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

□ наличие хороших и верных друзей;

□ общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

□ познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

□ продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

□ развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

□ развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обя­занностей);

□ свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

□ счастливая семейная жизнь;

□ счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

□ творчество (возможность творческой деятельности);

□ уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, со­мнений).

Список Б (инструментальные ценности):

□ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

□ воспитанность (хорошие манеры);

□ высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

□ жизнерадостность (чувство юмора);

□ исполнительность (дисциплинированность);

□ независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

□ непримиримость к недостаткам в себе и других;

□ образованность (широта знаний, высокая общая культура);

□ ответственность (чувство долга, умение держать слово);

□ рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональ­ные решения);

□ самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

□ смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

□ твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

□ терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и за­блуждения);

□ широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

□ честность (правдивость, искренность);

□ эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

□ чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и эконо­мичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние соци­альной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Мето­дику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникнове­ния в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно по­просить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в ва­шей жизни?»

«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?»

«...через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их груп­пировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструменталь­ные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности об­щения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности при­нятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структу­рирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытать­ся уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у рес­пондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и группо­вое тестирование.

Тест-опросник уровня субъективного контроля16[16]

Опросник состоит из 7 шкал, содержит 44 пункта, измеряет локус конт­роля личности в различных сферах жизнедеятельности:

□ шкала Ио — общая интернальность;

□ шкала Ид — интернальность в области достижений;

□ шкала Ин — интернальность в области неудач;

□ шкала Ис — интернальность в семейных отношениях;

□ шкала Ип — интернальность в производственных отношениях;

□ шкала Им — интернальность в межличностных отношениях;

□ шкала Из — интернальность в отношении здоровья и болезни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.