КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль семьи в развитии личности ребенка
Группа С — небезопасная привязанность амбивалентно- сопротивляющегося типа Ребенок ярко демонстрирует поведение сопротивления контакту и взаимодействию, особенно сильно, как правило, в эпизоде 8. Поиск близости и контакта, а также поддержание единожды установленного контакта ребенок проявляет в диапазоне от умеренного до сильного, причем это создает впечатление амбивалентности ребенка по отношению к матери. Ребенок может совсем не проявлять стремления игнорировать маму в эпизодах встреч либо проявлять его слабо, отворачиваясь, или уходя от нее, или отводя взгляд. Он может демонстрировать в целом «дезадаптивное» поведение в ситуации с незнакомцем. Как правило, он либо ярче проявляет гнев, чем младенцы других групп, либо ведет себя более пассивно. Подгруппа С, Поиск близости и поддержание контакта сильно проявляются в эпизодах встреч, и с большей вероятностью, чем для детей типа В, поведение такого типа наблюдается в эпизодах, предшествующих разлучению. Сопротивление проявляется особенно ярко. Сочетание поиска и в то же время сопротивления контакту и взаимодействию совершенно очевидно связано с гневом, и действительно, гневное настроение может быть заметно даже в эпизодах, предшествующих разлучению. Гнев и сопротивление, вероятно, демонстрируются как по отношению к незнакомке, так и по отношению к маме. С большой долей вероятности можно сказать, что ребенок находится в сильном стрессовом состоянии во время эпизодов разлучения. Подгруппа С2 Возможно, наиболее яркая характеристика детей типа С2 — это их пассивность. Исследовательское поведение ограничено на протяжении ситуации с незнакомцем, и они относительно слабо (недостаточно активно) инициируют взаимодействие. Тем не менее в эпизодах встреч они явно хотят близости и контакта с мамой, даже если при этом они предпочитают подавать сигналы, а не приближаться к маме активно, или протестовать в ответ на то, что их отпускают, вместо того, чтобы оказывать активное сопротивление. Сопротивление, как правило, сильное, особенно в эпизоде 8, но в целом ребенок типа Сг не настолько раздражен, как ребенок типа Cj Семья — это первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности, но возникновение новых качеств, их своеобразное структурирование в каждом возрасте происходят не сами собой и не привносятся извне взрослыми, они возможны лишь в результате активной деятельности самого ребенка. Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом развитии ребенка, ведет кдепривации в семье. Причины, ведущие к депривации, могут быть самые разные. Дело в том, что общая атмосфера семьи, которая существенно влияет на формирование личности ребенка, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. Наибольшая опасность для развития ребенка (особенно в раннем возрасте) возникает, когда у него нет матери. К существенным негативным последствиям может привести и отсутствие в семье отца (нарушение в полоролевом развитии, неуверенность, недисциплинированность и др.). Если место отца занимает отчим, это снижает возможность возникновения депривации, но при этом нередко создается почва для невротических расстройств, конфликтов на данной основе, что в итоге негативно сказывается на ребенке. Заметное влияние на развитие ребенка оказывают также братья и сестры. В окружении старших братьев и сестер усиливается чувство эмоциональной защищенности, комфорта, возрастают возможности активного познания мира, установления контакта с окружающими. Не менее существенное, но уже иное влияние оказывают на ребенка младшие брат и сестра. Они слабее, нуждаются в заботе, опеке, помощи... Все это побуждает старших взять на себя функцию покровителя, защитника, стимулирует проявление доброжелательности, чувства ответственности, организаторских способностей, самостоятельности. Имеет свои особенности и семейная микросреда ребенка, родившегося в многодетной семье. Здесь возможен недостаток внимания матери к нему (особенно в первый год жизни), заботы со стороны родителей, что в дальнейшем проявляется в отклонениях в социальном поведении и др. Затруднения в реализации семейных функций могут быть связаны не только с внешними причинами, но и с внутренними, психологическими, которые, как правило, намного глубже и сложнее. К ним относятся эмоциональная незрелость и отклонения в характере родителей, близких родственников, отсутствие эмоциональной сплоченности супругов, интимности совместной жизни семьи. Существенно и то, какие формы и способы взаимодействия взрослых и детей преобладают в семье. Знание того, каково типичное поведение родителей по отношению к ребенку, играет важную роль, поскольку оно определенным образом сказывается на детях, на формировании их личностных качеств. Изучение семьи важно еще и потому, что она косвенным путем оказывает влияние и на положение ребенка в «детском обществе». Выявлено, в частности, что у детей, занимающих благоприятное положение в системе межличностных отношений в детской группе, в семьях преобладает демократический стиль воспитания; в семьях же малопопулярных, «изолированных» детей чаще доминирует авторитарный и противоречивый стиль. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со старшими; у него проявляется, а затем все более усиливается тяга к общению с другими детьми. Взаимодействие с ними составляет вторую важную сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень значима для детей, и они сами остро это ощущают и выражают. Таким образом, к ней подключается система «сверстник-сверстник», закономерно изменяющаяся в процессе онтогенеза. Однако и само общение ребенка со сверстниками, и его значение для общего психического развития самых маленьких детей изучены намного меньше, чем общение со взрослыми. Особенно справедливо это положение применительно к младшему детскому возрасту. Место контактов со сверстниками для развития самых маленьких детей пока еще недостаточно освещено в науке. Поскольку дети раннего возраста только учатся говорить, речь их можно учитывать лишь ограниченно, как средство для выявления общего уровня развития, и поэтому не случайно подавляющее число тестов и заданий в этом возрасте носит невербальный характер. Проективные рисуночные тесты, дающие нам возможность «видеть» окружающую среду ребенка подробно, представлены в отечественной психологической литературе, поэтому останавливаться детально на интерпретации тестов «рисунок семьи» и «дом» здесь не будем. Методикой, основанной на факте выраженности межличностных отношений на невербальном уровне субъективного отражения, является цветовой тест.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |