Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни взаимоотношений в семье




Обработка и интерпретация результатов

Изучается степень выраженности в семейном воспитании. Ключ

Выделяются 8 факторов:

1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9,17).

2. Воспитание самостоятельности, инициативы (2, 10, 18).

3. Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в вос­питании (3, 11, 19).

4. Отношение к школе, учителям (4, 12, 20).

5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (5, 13, 21).

6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (6, 14, 22).

7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7, 15, 23).

8. Общность интересов (8, 16, 24).

Ответы «5», «конечно нет», — указывают на максимально положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15.

Ответы «1», «конечно да», — указывают на педагогически отрицатель­ное проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору — 3.

Максимальная сумма баллов по всем факторам — 120, минимальная —24.

Благополучный (высокий) — 105-84..

Менее благополучный — 83-63.

Удовлетворительный — 62-41.

Неблагополучный — меньше 40.

Тест «Подростки о родителях»

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR— сокращенно подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта ме­тодика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воз­действие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие — эмоциональное от­вержение, психологический контроль — психологическая автономия, скры­тый контроль — открытый контроль. При этом принятие здесь подразуме­вает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное от­ношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как опре­деленное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в ЧССР на выборке молодежи показало не­обходимость его переработки и адаптирования к социокультурным услови­ям. Модифицированный вариант опросника был предложен 3. Матейчи- ком и П. Ржичаном в 1983 году.

В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клиничес­кой психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагнос­тики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подрост­ках 1-3— 18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весьма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Проведения исследования

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относитель­но целей и задач исследования.

И нструкция. Просим вас оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родите­лей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответ­ствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2». Если высчитаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), обведите цифру «1». Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), то обведите цифру «О».

Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки запол­няются отдельно, вначале, например, заполняется бланк, в котором отража­ются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается эксперимен­татору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

ADOR(опросник для подростков)

Фамилия_________________ Имя __________ Отчество

Номер Мой отец (моя мать) Да Частично Нет
  Очень часто улыбается мне   1 0
  Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет   1 0
  Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня   1 0
  Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться   1 0
  Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает   1 0
  Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или   1 0
  развеселиться    
  Считает, что у меня должно существовать много правил, которые   1 0
  я обязан выполнять    
  Постоянно жалуется кому-то на меня   1 0
  Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо   1 0
  За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает   1 0
  Очень любит делать что-нибудь вместе   1 0
  Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен   1 0
  делать только ее, пока не закончу    
  Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка,   1 0
  который я сделал    
  Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти   1 0
  туда, куда захочу    
  Отказывается от многих своих дел в зависимости от своего   1 0
  настроения    

 

Номер Мой отец (моя мать) Да Частично Нет
  Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно 2    
  Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть 2    
  наказан      
  Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу 2    
  Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер 2    
  Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет      
  Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения      
  Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано      
  Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен      
  Практически позволяет мне делать все, что мне нравится      
  Меняет свои решения так, как ему удобно      
  Часто хвалит меня за что-либо      
  Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь      
  Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился      
  Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе      
  Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет      
  Старается открыто показать, что любит меня      
  Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе      
  Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об      
  этом      
  Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или      
  «нельзя"      
  Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь      
  плохое или хорошее      
  Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому      
  вопросу      
  Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею      
  Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я      
  его чем-то задену или обижу      
  Всегда легко меня прощает      
  Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком      
  много, а иногда слишком мало      
  Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо      
  Постоянно указывает мне, как себя вести      
  Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит      
  Проведение каникул я планирую по собственному желанию      
  Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным      
  Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни      
  спросил      
  Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел      
  Пренебрегает мною, как мне кажется      
  Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или      
  уголок) — это моя крепость      
  Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях      

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.