сударстве, противостоят им как чуждые и непонятные си- лы. Однако при объяснении этих явлений Фрейд концент- рирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человекак агрессии и разру- шению. Развитие культуры — это выработанная челове- чеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это уда- ется сделать, агрессия вытесняется в сфере бессознатель- ного и становится внутренней пружиной человеческого действия. Противоречие между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного не- вроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являют- ся ли многие культуры, или даже культурные эпохи «не- вротическими», не становится ли все человечество под влиянием культурных устремлений «невротическим»?
Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впос- ледствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875— 1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы и формам проявления бессозна- тельного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследован- ным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологи- ческую, а чисто символическую природу. Он предполо- жил, что символика является составной частью самой пси- хики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в кон- кретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Этим формальным эле- ментам, неотъемлемо присущим всему человеческому роду, Юнг даетназвание «архетипы». Архетипы представ- ляют собой формальные образцы поведения или символи- ческие образы, на основе которых оформляются конкрет- ные, наполненные содержанием, образы, соответствую- щие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе «Архетип и сим-
вол» Юнг следующим образом разъясняет суть этого по- нятия: «Под архетипами я понимаю коллективные по сво- ей природе формы и образцы, встречающиеся практичес- ки по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными про- дуктами бессознательного происхождения. Архетипичес- кие мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только по- средством традиции и миграции, но также с помощью на- следственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных пережива- ний одного и того же типа»
Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе уче- ния о коллективном бессознательном. Юнг проводит чет- кое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное от- ражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свои сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это об- щечеловеческий опыт, характерный для всех рас и наро- дов. Оно представляет собой скрытые следы памяти чело- веческого прошлого, а также дочеловече-ское животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпо- се, религиозных верованиях и проявляется, то есть выхо- дит на поверхность у современных людей через сновиде- ния. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения, и его психологи- ческая деятельность, в том числе и как врача-психоневро- лога, концентрировалась на основе сновидений.
Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить инди- видуальные поступки человека. Их последователи нео- фрейдисты А. Адлер (1870—1937), К. Хорни (1885—1952), Э. Фромм (1900—1980) на основе базовых идей этой фило- софии стремились объяснить социальное устройство жиз- ни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведе-
Современиый философский иррационализм 277
ния личности сосредоточивал свое внимание на выявле- нии причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремле- ний, «бессознательный жизненный план», при помощи ко- торого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учения Адлера, индивид из-за дефектов в развитие своих телесных органов (несовер- шенства человеческой природы) испытывает чувство не- полноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуали- зирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Ад- лер, используя понятийный аппарат психоанализа, назы- вает компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхком- пенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают круп- ные личности, «великие люди», отличающиеся исключи- тельными способностями. Так,замечательная карьера На- полеона Бонапарта на основе этой теории объясняется по- пыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост.
На творчество Карен Хорни оказала серьезное влия- ние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой войны, связанных с установ- лением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процес- сам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рож- дающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувст- во тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базо- выми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровож- дают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.
В книге «Наши внутренние конфликты» (1945 г.) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к лю- дям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминиро- вании в поведении индивида одного из этих векторов скла-
дываются три типа невротической личности: 1) услужли- вая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытаю- щаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жажду- щая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тре- вожность не устраняется, а нарастает, порождая все но- вые и новые конфликты.
Один из крупнейших представителей неофрейдизма Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марк- сизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные соци- альные среды. Однако в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа лич- ности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистен- циальной» и «исторической». К экзистенциальной состав- ляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) че- ловек, по его словам, изначально находится между жиз- нью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»; 2) существует противоречие между тем, что каждое чело- веческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не мо- жет избежать этих противоречий, но реагирует на них раз- личными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исто- рические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и раз- решаются человеком или в процессе его собственной жиз- ни, или в последующие периоды истории. Устранение ис- торических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге «Революция надежды» (1968 г.) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение «гуманистического плани- рования», «активизацию индивида путем замещения ме- тодов «отчужденной бюрократии» методами «гуманисти- ческого управления», изменения способа потребления в
Современный философский иррационализм 279
направлении увлечения «активации» человека и устране- ния его пассивности, распространения новых форм психо- духовной ориентации», которые должны быть «эквивален- тами религиозных систем прошлого». Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих «психодуховных ориентациях», напоминающих резуль- таты и символы церковной жизни.
Экзистенциализм: основные темы и учения.
Свобода и ответственность личности
Одним из крупнейших и влиятельных течений современ- ной философии является экзистенциализм (философия существования). Экзистенциализм представлен в совре- менной философии многочисленными учениями и школа- ми. По геосоциокультурному признаку все эти учения и школы можно классифицировать как немецкий, француз- ский, русский, японский и другие экзистенциализмы. По решению одного из важных мировоззренческих вопросов — отношение к сверхъестественному, выделяются рели- гиозная и секулярная формы экзистенциализма.
Экзистенциализм сформировался в Западной Евро- пе в период между двумя мировыми войнами. Он опирает- ся на антрополого-персоналистскую традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Наибольшее вли- яние на идеи экзистенциализма оказали работы датского религиозного философа середины XIX в. С. Къёрке-гора и немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля. Непосред- ственными родоначальниками экзистенциализма явля- ются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889—1976), К. Ясперс (1883—1969); французские философы и писате- ли Жан-Поль Сартр (1905—1980), Габриэль Марсель (1889—1973), Альбер Камю (1913—1960).
Экзистенциализм характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потря- сений, постигших западноевропейскую цивилизацию в со- временную эпоху. У поколения западной интеллигенции, пережившей первую мировую войну, обманчивую стаби-
лизацию 20—30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кри- зисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциа- лизму даже был приклеен ярлык «философии кризиса».
Экзистенциализм, действительно, отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса ра- зума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не высту- пает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что ка- тастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со сво- им собственным внутренним миром, оценить свои возмож- ности и способности. На передний план они выдвинули про- блему человека. Крупный французский философ-персо- налист Э. Мунъе в книге ((Введение в экзистенциализмы» так характеризует это течение: «Наиболее общим образом — это мышление можно было бы охарактеризовать как ре- акцию философии человека против крайностей филосо- фии идей или философии вещей».
Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства. Человек, по их мнению, не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Первый призыв этой философии: «Человек, пробудись!». То есть займи активную жизнен- ную позицию, действуй в этом мире и противодействуй ему всеми своими силами.
Однако если в различных школах философского ра- ционализма человек осмысливает себя, прежде всего, как полномочный представитель человеческого рода, суверен- ная личность, то экзистенциализм переносит акцент на по- знание качественной специфичности, индивидуальной не- современный философский иррационализм 281
повторимости личности. Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступа- ет бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, об- разующие «жизненный мир» личности. Жизненный мир, с позиций экзистенциалистов, — это не фрагмент пред- метного материального мира, а мир духовности, субъек- тивности.
Одна из главенствующих установок экзистенциализ- ма — это противопоставление социального и индивиду- ального бытия, утверждения радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Это противопостав- ление выливается в способ решения проблем человеческо- го существования в форме антитез и парадоксов. Развер- нутые в различных плоскостях — сущности и существова- ния, бытия и обладания, познания и понимания — они отражают трагизм положения человека в мире.
Экзистенциалисты утверждают, что человек не оп- ределяется никакой сущностью: ни природой, ни общест- вом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущ- ности, по их мнению, не существует. Имеет значение толь- ко его существование. (На французском языке слово существование звучит как экзистенция. Отсюда пошло и название этого философского течения.) Основная установ- ка экзистенциализма, по словам Ж.-П. Сартра, существо- вание предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность.
В немецком языке термин «существование» обозна- чается словом Вазет (буквальный перевод «здесь — бы- тие»); вводя этот термин, немецкий экзистенциалист М. Хайдеггер хотел подчеркнуть, что человека можно рас- сматривать как историческое существо, пребывающее «здесь и теперь» в этом остановленном моменте времени. Следовательно, и задача философии определялась им как анализ наличного бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в непроизвольной сиюминутности переживаний. Исследования сиюминутного переживания, опыта време- ни — одна из ведущих тем основной работы М. Хайдеггера «Бытие и время». В этой работе М. Хайдеггер ставит во- прос о создании новой онтологии. Исходный пункт этой он- тологии «здесь — бытия» — экзистенция. Экзистенция, по
М. Хайдеггеру, определяется конечностью человека, его положением в мире и коммуникацией (общением) с други- ми людьми.
Согласно экзистенциализму, человек — это времен- ное, конечное существо, предназначенное к смерти. Пред- ставление о смерти как самоочевидной, абсолютной гра- нице любых человеческих начинаний занимает в экзис- тенциализме такое же место, как и в религии, хотя большинство представителей этой философии не пред- лагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убе- гать от сознания своей смертности, а потому высоко це- нить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в эк- зистенциалистическом учении о «пограничных ситуаци- ях» — предельных жизненных обстоятельствах, в кото- рые постоянно попадает человеческая личность. И глав- ная «пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом смерти, «ничто», «быть или не быть» — в секулярной раз- новидности экзистенциализма или перед миром транс- ценденции — Бога — в религиозной разновидности экзи- стенциализма.
Пограничные ситуации ставят человека перед необ- ходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзис- тенциализма главный момент выбора: «за» или «против» Бога. «За» — значит путь веры, любви и смирения. В ре- зультате, человека ждет бесконечное блаженство. «Про- тив»—означает отречение от Бога, чреватое божественной карой.
В секулярной разновидности экзистенциализма главный момент выбора связан с формой самореализации личности Эта самореализация определяется фактом слу- чайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не со- здан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и ему не на что опереться. Бога нет, Бог умер — утверждают представители секулярного экзистенциализма. Ни хрис- тианская мораль, ни любая другая светская мораль не ука- жет человеку, как ему действовать, «в мире нет знамений».
Современный философский иррационализм 283
Мы не можем опираться ни на какие предписания, кото- рые бы оправдывали наши поступки. Человек сам их фор- мирует в ходе своей деятельности и общения. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Ничто не опреде- ляет и не может определить характер его выбора. Как вы- ражается Ж.-П. Сартр: «Человек сам себя выбирает». Но выбирая себя, он выбирает всех людей. Каждое наше дей- ствие создает образ человека, каким он должен, по нашим представлениям, быть. Выбирать себя одновременно озна- чает утвердить те ценности, которые мы выбираем. Отсю- да вытекает чувство тревоги за будущее всего человечест- ва. Поскольку каждый человек делает свой выбор сам, и у него нет никаких целеуказаний, нет никаких знамений, то для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему, и будто все сообра- зуются с его поступками.
Способность человека творить самого себя и мир дру- гих людей, выбирать образ будущего мира является, с точ- ки зрения экзистенциализма, следствием фундаменталь- ной характеристики человеческого существования — его свободы. Человек — это свобода. Экзистенциалисты под- черкивают, что человек свободен совершенно, независимо от реальных возможностей существования его целей. Сво- бода человека сохраняется в любой обстановке и выра- жается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении сво- его отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме — это, прежде всего, свобода созна- , ния, свобода выбора духовно-нравственной позиции инди- вида.
Следует признать сильную сторону в постановке про- блемы свободы у экзистенциалистов. Она заключается в стремлении подчеркнуть, что деятельность людей направ- ляется, главным образом, не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех ' или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одина- ково. От каждого человека зависит очень многое, и не надо, в случае отрицательного развития событий, ссылаться на «обстоятельства». Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. В каждый кон-
кретно-исторический момент их существует не одна, а не- сколько возможностей. При наличии реальных возможно- стей развития события не менее важно и то, что люди сво- бодны в выборе средств для достижения поставленных це- лей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние.
Слабость же экзистенциалистского подхода состоит в неумении или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную позицию с внешними ис- торическими детерминантами, с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает готовым, сложившим- ся определенный уровень материальной и духовной куль- туры, систему социальных институтов и т. д. Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют.
Со свободой теснейшим образом связана и ответ- ственность человека. Без свободы нет и ответственнос- ти. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-ли- бо духовными или материальными факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если су- ществует свобода воли, выбора и средств их осуществ- ления, значит, он в ответе и за последствия своих дей- ствий.
Учения экзистенциалистов носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. В трудные времена второй мировой войны, в условиях немецкой ок- купации оно стимулировало участие многих тысяч людей во Франции и других странах Европы на участие в движе- нии Сопротивления, на противостояние тоталитаристской идеологии. В послевоенное время под влиянием экзистен- циализма находились различные леворадикальные дви- жения. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма существенно ослабло. Однако его основные идеи были освоены другими направ- лениями современной философии и по сей день продолжа- ют оказывать свое воздействие на людей через филосо- фию, литературу и искусство.
О тема 16
бщество и культура
как предметы философского анализа
1/Специфика философского осмысления общественной жизни
2/ Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
в философии истории А. Тойнби 3/ Смысл истории и ее постижение в философии истории
К. Ясперса
4/ Понятия культуры и цивилизации.
Культура как форма самореализации человека.
5/ Особенности западной и восточной культур.
Россия в диалоге культур
Специфика философского осмысления общественной жизни Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономической теории, демографии, социологии и т. д. Ближе всего к философии, в плане изучения общест- венных процессов, находится социология. Философию и социологию сближают генетические корни. В течение дли- тельного времени социологическое знание об обществе на- капливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице ее «отцов основателей» О. Конта, Г. Спен- сера, Э. Дюркгейма и М. Вебера провозгласила свою неза- висимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала и продолжает играть заметную роль в социологических исследованиях. Со спе- цификой социологического подхода к изучению общест- венных процессов вы познакомитесь позднее, когда при- ступите к изучению этой учебной дисциплины. Наша за- дача уяснить особенности философского подхода к объявлению общественных явлений По нашему мнению, в наибольшей мере эта особенность проявляется в рамках философии истории.
Философия истории представляет собой относи- тельно самостоятельную область философского знания, посвященную осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Предметной сферой философских размышлений является исследование об- щественной жизни, прежде всего, под углом зрения миро- воззренческих проблем, центральное место среди кото- рых занимают смысложизненные вопросы. Философия истории анализирует проблемы смысла и цели существо- вания общества, его генезиса, судеб и перспектив, направ- ленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.
Итак, мы в самом общем виде определили, что специ- фика философского осмысления общества проявляется в рамках философии истории. Однако, существуют различ- ные подходы к объяснению объекта и предметных облас- тей философии истории. Рассмотрим же некоторые широ- ко распространенные точки зрения по этой проблеме. На- чало философии истории в европейской культуре положил Августин Аврелий (IV в. н. э.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Центральным событием, положившим начало историческому процессу, с точки зрения Августи- на, является грехопадение первых людей Адама и Евы. Ис- тория в концепции Августина рассматривается как дли- тельный целенаправленный процесс «спасения» челове- чества, обретения им утраченного единства с Богом, обретения «Царства Божьего».
Августиновская концепция исторического процесса господствовала в европейской философии до XVIII в. Фи- лософия истории как светская наука формируется в XVIII—XIX вв. Наиболее развернуто она была представ- лена в системе Гегеля, который связывал философско-ис- торические исследования с изучением смысла истории, с поисками законов истории, направленностью историчес- кого развития, возможностью предвидения будущего. В гегелевской концепции исторического процесса еще силь- но ощущается влияние религиозно-философского подхо- да к развитию общества. Для него, также, как и для всей религиозной философии истории, характерными являют- ся провиденциализм и эсхатологизм (См. тему «Основные принципы христианского мировоззрения»). Однако в
Общество и культура как предметы философского анализа 287
учении Гегеля уже ярко проявляется характерная особен- ность светской философии истории: соучастие человека в историческом процессе, поиск субстанции истории, раз- вертывание во времени, преемственность традиции и но- ваторство в различных культурах и т. д.
Существенный поворот в осмыслении исторического процесса произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс предложили концепцию материалисти- ческого понимания истории. В рамках этой концепции ре- шающее значение в осмыслении общественной жизни при- дается экономическим и социокультурным моментам, прежде всего, материальному производству и производ- ственно-экономическим общественным отношениям.
Материалистическое понимание истории в XX в. по- лучило широкое распространение. В период господства коммунистической идеологии оно было единственно воз- можным для гуманитариев и представителей социальных наук, проживающих в странах «реального социализма». Его исповедовали и пропагандировали идеологи коммуни- стического движения на всем земном шаре. Однако парал- лельно с материалистическим пониманием истории и в борьбе с ним существовали и развивались иные историко- философские концепции.
Заметное влияние на Западе имеет французская школа философии истории (Р. Арон, Э. Калло, Р. Мерль и , др.). Обосновывая необходимость философии истории, Э. Калло отмечал, что существует множество гуманитар- ных, в том числе и исторических наук. Каждая из них изу- чает те или иные события в истории. Но эти науки не дают цельного представления об историческом процессе. Но без цельного взгляда на историю, по мнению Калло, невозмож- но развитие научного знания. Поэтому необходимо, чтобы существовала наука, изучающая универсальную историю. Такой наукой, считает Калло, и является философия исто- рии. «Философия истории, — по его определению, — явля- ется одновременно синтезом и интерпретацией истории. Она анализирует ход событий, показывая, что последние подчиняются внутреннему закону конечной цели, которая представляет собой единственный критерий их объясне- ния». Калло подчеркивает, что философия истории долж- на быть не историей человеческих обществ, но историей
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление