Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лософской веры, открывающей смысл и предназначение истории, призвана объединять человечество на общих духовных основаниях. 3 страница





сударстве, противостоят им как чуждые и непонятные си-
лы. Однако при объяснении этих явлений Фрейд концент-
рирует внимание не на социальной организации общества,
а на природной склонности человекак агрессии и разру-
шению. Развитие культуры — это выработанная челове-
чеством форма обуздания человеческой агрессивности и
деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это уда-
ется сделать, агрессия вытесняется в сфере бессознатель-
ного и становится внутренней пружиной человеческого
действия. Противоречие между культурой и внутренними
устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку
культура является достоянием не одного человека, а всей
массы людей, то возникает проблема коллективного не-
вроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являют-
ся ли многие культуры, или даже культурные эпохи «не-
вротическими», не становится ли все человечество под
влиянием культурных устремлений «невротическим»?

Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впос-
ледствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875—
1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось
к пониманию природы и формам проявления бессозна-
тельного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю
человеческую деятельность к биологически унаследован-
ным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологи-
ческую, а чисто символическую природу. Он предполо-
жил, что символика является составной частью самой пси-
хики и что бессознательное вырабатывает формы или
идеи, носящие схематический характер и составляющие
основу всех представлений человека. Эти формы не имеют
внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга,
формальными элементами, способными оформиться в кон-
кретное представление только тогда, когда они проникают
на сознательный уровень психики. Этим формальным эле-
ментам, неотъемлемо присущим всему человеческому
роду, Юнг даетназвание «архетипы». Архетипы представ-
ляют собой формальные образцы поведения или символи-
ческие образы, на основе которых оформляются конкрет-
ные, наполненные содержанием, образы, соответствую-
щие в реальной жизни стереотипам сознательной
деятельности человека. Архетипы действуют в человеке
инстинктивно. В своей знаменитой работе «Архетип и сим-

вол» Юнг следующим образом разъясняет суть этого по-
нятия: «Под архетипами я понимаю коллективные по сво-
ей природе формы и образцы, встречающиеся практичес-
ки по всей земле как составные элементы мифов и в то же
время являющиеся автохтонными индивидуальными про-
дуктами бессознательного происхождения. Архетипичес-
кие мотивы берут свое начало от архетипических образов
в человеческом уме, которые передаются не только по-
средством традиции и миграции, но также с помощью на-
следственности.
Эта гипотеза необходима, так как даже
самые сложные архетипические образцы могут спонтанно
воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или
архетип является сформулированным итогом огромного
технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так
сказать, психический остаток бесчисленных пережива-
ний одного и того же типа»

Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе уче-
ния о коллективном бессознательном. Юнг проводит чет-
кое разделение между индивидуальным и коллективным
бессознательным. Индивидуальное бессознательное от-
ражает личностный опыт отдельного человека и состоит
из переживаний, которые когда-то были сознательными,
но утратили свои сознательный характер в силу забвения
или подавления. Коллективное бессознательное — это об-
щечеловеческий опыт, характерный для всех рас и наро-
дов. Оно представляет собой скрытые следы памяти чело-
веческого прошлого, а также дочеловече-ское животное
состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпо-
се, религиозных верованиях и проявляется, то есть выхо-
дит на поверхность у современных людей через сновиде-
ния. Поэтому для Юнга главным показателем действия
бессознательного являются сновидения, и его психологи-
ческая деятельность, в том числе и как врача-психоневро-
лога, концентрировалась на основе сновидений.

Основоположники психоаналитической философии
Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить инди-
видуальные поступки человека. Их последователи нео-
фрейдисты А. Адлер (1870—1937), К. Хорни (1885—1952),
Э. Фромм (1900—1980) на основе базовых идей этой фило-
софии стремились объяснить социальное устройство жиз-
ни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведе-

Современиый философский иррационализм 277


ния личности сосредоточивал свое внимание на выявле-
нии причины действия человека, то А. Адлер считал, что
для этого необходимо знать конечную цель его устремле-
ний, «бессознательный жизненный план», при помощи ко-
торого он старается преодолеть напряжение жизни и свою
неуверенность. Согласно учения Адлера, индивид из-за
дефектов в развитие своих телесных органов (несовер-
шенства человеческой природы) испытывает чувство не-
полноценности или малоценности. Стремясь преодолеть
это чувство и самоутвердиться среди других, он актуали-
зирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Ад-
лер, используя понятийный аппарат психоанализа, назы-
вает компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхком-
пенсация
— это особая социальная форма реакции на
чувство неполноценности. На ее основе вырастают круп-
ные личности, «великие люди», отличающиеся исключи-
тельными способностями. Так,замечательная карьера На-
полеона Бонапарта на основе этой теории объясняется по-
пыткой человека за счет своих успехов компенсировать
физический недостаток — низкий рост.

На творчество Карен Хорни оказала серьезное влия-
ние ситуация социальных потрясений, в которые вошел
мир в период второй мировой войны, связанных с установ-
лением фашистского господства в Германии и фашистской
оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда,
она придавала важное значение бессознательным процес-
сам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни
проявилось в том, что основным побудительным мотивом
она считала стремление к безопасности, постоянно рож-
дающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувст-
во тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базо-
выми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровож-
дают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть
вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой
и насильственным подавлением желаний посредством
власти или авторитета.

В книге «Наши внутренние конфликты» (1945 г.)
К. Хорни формирует три типа направленности поведения
личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к лю-
дям,
2) от людей, 3) против людей. При стойком доминиро-
вании в поведении индивида одного из этих векторов скла-

дываются три типа невротической личности: 1) услужли-
вая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытаю-
щаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жажду-
щая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций
являются неадекватными, создается порочный круг: тре-
вожность не устраняется, а нарастает, порождая все но-
вые и новые конфликты.

Один из крупнейших представителей неофрейдизма
Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марк-
сизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет
ничего прирожденного. Все ее психические проявления —
это следствие погруженности личности в различные соци-
альные среды. Однако в отличие от марксизма, Фромм
выводит характер формирования того или иного типа лич-
ности не из прямого воздействия социальной среды, а из
двойственности человеческого существования: «экзистен-
циальной» и «исторической». К экзистенциальной состав-
ляющей человеческого бытия
он относит два факта: 1) че-
ловек, по его словам, изначально находится между жиз-
нью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте
и времени» и «выбирается из него опять же случайно»;
2) существует противоречие между тем, что каждое чело-
веческое существо является носителем всех заложенных
в нем потенций, но не может реализовать их в результате
кратковременности своего существования. Человек не мо-
жет избежать этих противоречий, но реагирует на них раз-
личными способами, соответственно своему характеру и
культуре.

Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исто-
рические противоречия.
Они не являются необходимой
частью человеческого существования, а создаются и раз-
решаются человеком или в процессе его собственной жиз-
ни, или в последующие периоды истории. Устранение ис-
торических противоречий Фромм связывал с созданием
нового гуманистического общества. В книге «Революция
надежды» (1968 г.) Фромм излагает свои представления о
путях гуманизации современного общества. Он возлагал
большие надежды на введение «гуманистического плани-
рования», «активизацию индивида путем замещения ме-
тодов «отчужденной бюрократии» методами «гуманисти-
ческого управления», изменения способа потребления в

Современный философский иррационализм 279


направлении увлечения «активации» человека и устране-
ния его пассивности, распространения новых форм психо-
духовной ориентации», которые должны быть «эквивален-
тами религиозных систем прошлого». Одновременно
Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в
которых люди должны иметь свою собственную культуру,
стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих
«психодуховных ориентациях», напоминающих резуль-
таты и символы церковной жизни.

Экзистенциализм: основные темы и учения.

Свобода и ответственность личности

Одним из крупнейших и влиятельных течений современ-
ной философии является экзистенциализм (философия
существования). Экзистенциализм представлен в совре-
менной философии многочисленными учениями и школа-
ми. По геосоциокультурному признаку все эти учения и
школы можно классифицировать как немецкий, француз-
ский, русский, японский и другие экзистенциализмы. По
решению одного из важных мировоззренческих вопросов
— отношение к сверхъестественному, выделяются рели-
гиозная и секулярная формы
экзистенциализма.

Экзистенциализм сформировался в Западной Евро-
пе в период между двумя мировыми войнами. Он опирает-
ся на антрополого-персоналистскую традицию, которая
берет свое начало от Сократа и софистов. Наибольшее вли-
яние на идеи экзистенциализма оказали работы датского
религиозного философа середины XIX в. С. Къёрке-гора и
немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля. Непосред-
ственными родоначальниками экзистенциализма явля-
ются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889—1976),
К. Ясперс (1883—1969); французские философы и писате-
ли Жан-Поль Сартр (1905—1980), Габриэль Марсель
(1889—1973), Альбер Камю (1913—1960).

Экзистенциализм характеризуется в отечественной
литературе как философское выражение глубоких потря-
сений, постигших западноевропейскую цивилизацию в со-
временную эпоху. У поколения западной интеллигенции,
пережившей первую мировую войну, обманчивую стаби-

лизацию 20—30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую
оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего
потому, что она обратилась к проблеме критических и кри-
зисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в
период жестоких исторических испытаний. Экзистенциа-
лизму даже был приклеен ярлык «философии кризиса».

Экзистенциализм, действительно, отталкивается от
наиболее типичных форм радикального разочарования в
истории, которые приводят к истолкованию современного
общества как периода кризиса цивилизации, кризиса ра-
зума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не высту-
пает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса.
Напротив, он протестует против капитуляции личности
перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что ка-
тастрофические события новейшей истории обнаружили
неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но
и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в
этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со сво-
им собственным внутренним миром, оценить свои возмож-
ности и способности. На передний план они выдвинули про-
блему человека. Крупный французский философ-персо-
налист Э. Мунъе в книге ((Введение в экзистенциализмы»
так характеризует это течение: «Наиболее общим образом
— это мышление можно было бы охарактеризовать как ре-
акцию философии человека против крайностей филосо-
фии идей или философии вещей».

Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на
духовной выдержке человека перед лицом враждебного
ему мира. Его представители отказываются превращать
человека в инструмент,
которым можно манипулировать:
в инструмент познания или производства. Человек, по их
мнению, не объект, а субъект, свободное, самодеятельное,
ответственное бытие. Первый призыв этой философии:
«Человек, пробудись!». То есть займи активную жизнен-
ную позицию, действуй в этом мире и противодействуй ему
всеми своими силами.

Однако если в различных школах философского ра-
ционализма человек осмысливает себя, прежде всего, как
полномочный представитель человеческого рода, суверен-
ная личность, то экзистенциализм переносит акцент на по-
знание качественной специфичности, индивидуальной не-
современный философский иррационализм 281


повторимости личности. Преимущественным объектом
философского осмысления в экзистенциализме выступа-
ет бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, об-
разующие «жизненный мир» личности. Жизненный мир,
с позиций экзистенциалистов, — это не фрагмент пред-
метного материального мира, а мир духовности, субъек-
тивности.

Одна из главенствующих установок экзистенциализ-
ма — это противопоставление социального и индивиду-
ального бытия, утверждения радикальной разорванности
этих двух сфер человеческого бытия. Это противопостав-
ление выливается в способ решения проблем человеческо-
го существования в форме антитез и парадоксов. Развер-
нутые в различных плоскостях — сущности и существова-
ния, бытия и обладания, познания и понимания — они
отражают трагизм положения человека в мире.

Экзистенциалисты утверждают, что человек не оп-
ределяется никакой сущностью: ни природой, ни общест-
вом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущ-
ности, по их мнению, не существует. Имеет значение толь-
ко его существование. (На французском языке слово
существование звучит как экзистенция. Отсюда пошло и
название этого философского течения.) Основная установ-
ка экзистенциализма, по словам Ж.-П. Сартра, существо-
вание предшествует сущности.
Это означает, что человек
сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а
уж потом определяется как личность.

В немецком языке термин «существование» обозна-
чается словом Вазет (буквальный перевод «здесь — бы-
тие»); вводя этот термин, немецкий экзистенциалист
М. Хайдеггер хотел подчеркнуть, что человека можно рас-
сматривать как историческое существо, пребывающее
«здесь и теперь» в этом остановленном моменте времени.
Следовательно, и задача философии определялась им как
анализ наличного бытия человека, застигнутого «здесь и
теперь», в непроизвольной сиюминутности переживаний.
Исследования сиюминутного переживания, опыта време-
ни — одна из ведущих тем основной работы М. Хайдеггера
«Бытие и время». В этой работе М. Хайдеггер ставит во-
прос о создании новой онтологии. Исходный пункт этой он-
тологии «здесь — бытия» — экзистенция. Экзистенция, по

М. Хайдеггеру, определяется конечностью человека, его
положением в мире и коммуникацией (общением) с други-
ми людьми.

Согласно экзистенциализму, человек — это времен-
ное, конечное существо, предназначенное к смерти. Пред-
ставление о смерти как самоочевидной, абсолютной гра-
нице любых человеческих начинаний занимает в экзис-
тенциализме такое же место, как и в религии, хотя
большинство представителей этой философии не пред-
лагают человеку никакой потусторонней перспективы.
Экзистенциалисты считают, что человек не должен убе-
гать от сознания своей смертности, а потому высоко це-
нить все то, что напоминает индивиду о суетности его
практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в эк-
зистенциалистическом учении о «пограничных ситуаци-
ях»
— предельных жизненных обстоятельствах, в кото-
рые постоянно попадает человеческая личность. И глав-
ная «пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом
смерти, «ничто», «быть или не быть» — в секулярной раз-
новидности экзистенциализма или перед миром транс-
ценденции — Бога — в религиозной разновидности экзи-
стенциализма.

Пограничные ситуации ставят человека перед необ-
ходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать
ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на
те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзис-
тенциализма главный момент выбора: «за» или «против»
Бога. «За» — значит путь веры, любви и смирения. В ре-
зультате, человека ждет бесконечное блаженство. «Про-
тив»—означает отречение от Бога, чреватое божественной
карой.

В секулярной разновидности экзистенциализма
главный момент выбора связан с формой самореализации
личности Эта самореализация определяется фактом слу-
чайности
человеческого бытия, его заброшенностью в этот
мир. Заброшенность означает, что человек никем не со-
здан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и
ему не на что опереться. Бога нет, Бог умер — утверждают
представители секулярного экзистенциализма. Ни хрис-
тианская мораль, ни любая другая светская мораль не ука-
жет человеку, как ему действовать, «в мире нет знамений».

Современный философский иррационализм 283


Мы не можем опираться ни на какие предписания, кото-
рые бы оправдывали наши поступки. Человек сам их фор-
мирует в ходе своей деятельности и общения. Выбирая те
или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки,
индивид формирует себя как личность. Ничто не опреде-
ляет и не может определить характер его выбора. Как вы-
ражается Ж.-П. Сартр: «Человек сам себя выбирает». Но
выбирая себя, он выбирает всех людей. Каждое наше дей-
ствие создает образ человека, каким он должен, по нашим
представлениям, быть. Выбирать себя одновременно озна-
чает утвердить те ценности, которые мы выбираем. Отсю-
да вытекает чувство тревоги за будущее всего человечест-
ва. Поскольку каждый человек делает свой выбор сам, и у
него нет никаких целеуказаний, нет никаких знамений, то
для каждого человека все происходит так, как будто взоры
всего человечества обращены к нему, и будто все сообра-
зуются с его поступками.

Способность человека творить самого себя и мир дру-
гих людей, выбирать образ будущего мира является, с точ-
ки зрения экзистенциализма, следствием фундаменталь-
ной характеристики человеческого существования — его
свободы.
Человек — это свобода. Экзистенциалисты под-
черкивают, что человек свободен совершенно, независимо
от реальных возможностей существования его целей. Сво-
бода человека сохраняется в любой обстановке и выра-
жается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет
не о выборе возможностей для действия, а выражении сво-
его отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода
в экзистенциализме — это, прежде всего, свобода созна-
, ния, свобода выбора духовно-нравственной позиции инди-
вида.

Следует признать сильную сторону в постановке про-
блемы свободы у экзистенциалистов. Она заключается в
стремлении подчеркнуть, что деятельность людей направ-
ляется, главным образом, не внешними обстоятельствами,
а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех
' или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одина-
ково. От каждого человека зависит очень многое, и не надо,
в случае отрицательного развития событий, ссылаться на
«обстоятельства». Люди обладают значительной свободой
в определении целей своей деятельности. В каждый кон-

 

 

кретно-исторический момент их существует не одна, а не-
сколько возможностей. При наличии реальных возможно-
стей развития события не менее важно и то, что люди сво-
бодны в выборе средств для достижения поставленных це-
лей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже
создают определенную ситуацию, которая сама начинает
оказывать влияние.

Слабость же экзистенциалистского подхода состоит
в неумении или нежелании увязать субъективные цели и
намерения людей, субъективную позицию с внешними ис-
торическими детерминантами, с тем фактом, что каждый
человек, рождаясь на свет, застает готовым, сложившим-
ся определенный уровень материальной и духовной куль-
туры, систему социальных институтов и т. д. Он включен в
это и ему приходится действовать в тех рамках, которые
они диктуют.

Со свободой теснейшим образом связана и ответ-
ственность человека. Без свободы нет и ответственнос-
ти. Если человек не свободен, если он в своих действиях
постоянно детерминирован, предопределен какими-ли-
бо духовными или материальными факторами, то он, с
точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои
действия. Но если человек поступает свободно, если су-
ществует свобода воли, выбора и средств их осуществ-
ления, значит, он в ответе и за последствия своих дей-
ствий.

Учения экзистенциалистов носит ярко выраженный
нравственно-этический характер, мобилизует людей на
формирование активной жизненной позиции. В трудные
времена второй мировой войны, в условиях немецкой ок-
купации оно стимулировало участие многих тысяч людей
во Франции и других странах Европы на участие в движе-
нии Сопротивления, на противостояние тоталитаристской
идеологии. В послевоенное время под влиянием экзистен-
циализма находились различные леворадикальные дви-
жения. С уходом из жизни основных представителей этого
течения влияние экзистенциализма существенно ослабло.
Однако его основные идеи были освоены другими направ-
лениями современной философии и по сей день продолжа-
ют оказывать свое воздействие на людей через филосо-
фию, литературу и искусство.


О тема 16

бщество и культура

как предметы
философского анализа

1/Специфика философского осмысления общественной жизни

2/ Методологические принципы изучения общества.
Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций

в философии истории А. Тойнби
3/ Смысл истории и ее постижение в философии истории

К. Ясперса

4/ Понятия культуры и цивилизации.

Культура как форма самореализации человека.

5/ Особенности западной и восточной культур.

Россия в диалоге культур

Специфика философского осмысления общественной жизни
Общество в его различных аспектах является объектом
изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин:
истории, экономической теории, демографии, социологии
и т. д. Ближе всего к философии, в плане изучения общест-
венных процессов, находится социология. Философию и
социологию сближают генетические корни. В течение дли-
тельного времени социологическое знание об обществе на-
капливалось в недрах философии. И даже после того, как
социология в лице ее «отцов основателей» О. Конта, Г. Спен-
сера, Э. Дюркгейма и М. Вебера провозгласила свою неза-
висимость от философии в качестве подлинной науки об
обществе, философия продолжала и продолжает играть
заметную роль в социологических исследованиях. Со спе-
цификой социологического подхода к изучению общест-
венных процессов вы познакомитесь позднее, когда при-
ступите к изучению этой учебной дисциплины. Наша за-
дача уяснить особенности философского подхода к
объявлению общественных явлений По нашему мнению, в
наибольшей мере эта особенность проявляется в рамках
философии истории.

 

Философия истории представляет собой относи-
тельно самостоятельную область философского знания,
посвященную осмыслению качественного своеобразия
общества в его отличии от природы.
Предметной сферой
философских размышлений является исследование об-
щественной жизни, прежде всего, под углом зрения миро-
воззренческих проблем, центральное место среди кото-
рых занимают смысложизненные вопросы. Философия
истории анализирует проблемы смысла и цели существо-
вания общества, его генезиса, судеб и перспектив, направ-
ленности движущих сил и возможных закономерностей
его развития.

Итак, мы в самом общем виде определили, что специ-
фика философского осмысления общества проявляется в
рамках философии истории. Однако, существуют различ-
ные подходы к объяснению объекта и предметных облас-
тей философии истории. Рассмотрим же некоторые широ-
ко распространенные точки зрения по этой проблеме. На-
чало философии истории в европейской культуре положил
Августин Аврелий (IV в. н. э.) своим знаменитым трудом
«О граде Божьем». Центральным событием, положившим
начало историческому процессу, с точки зрения Августи-
на, является грехопадение первых людей Адама и Евы. Ис-
тория в концепции Августина рассматривается как дли-
тельный целенаправленный процесс «спасения» челове-
чества, обретения им утраченного единства с Богом,
обретения «Царства Божьего».

Августиновская концепция исторического процесса
господствовала в европейской философии до XVIII в. Фи-
лософия истории как светская наука формируется в
XVIII—XIX вв. Наиболее развернуто она была представ-
лена в системе Гегеля, который связывал философско-ис-
торические исследования с изучением смысла истории, с
поисками законов истории, направленностью историчес-
кого развития, возможностью предвидения будущего. В
гегелевской концепции исторического процесса еще силь-
но ощущается влияние религиозно-философского подхо-
да к развитию общества. Для него, также, как и для всей
религиозной философии истории, характерными являют-
ся провиденциализм и эсхатологизм (См. тему «Основные
принципы христианского мировоззрения»). Однако в

Общество и культура как предметы философского анализа 287


учении Гегеля уже ярко проявляется характерная особен-
ность светской философии истории: соучастие человека в
историческом процессе, поиск субстанции истории, раз-
вертывание во времени, преемственность традиции и но-
ваторство в различных культурах и т. д.

Существенный поворот в осмыслении исторического
процесса произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса.
Маркс и Энгельс предложили концепцию материалисти-
ческого понимания истории. В рамках этой концепции ре-
шающее значение в осмыслении общественной жизни при-
дается экономическим и социокультурным моментам,
прежде всего, материальному производству и производ-
ственно-экономическим общественным отношениям.

Материалистическое понимание истории в XX в. по-
лучило широкое распространение. В период господства
коммунистической идеологии оно было единственно воз-
можным для гуманитариев и представителей социальных
наук, проживающих в странах «реального социализма».
Его исповедовали и пропагандировали идеологи коммуни-
стического движения на всем земном шаре. Однако парал-
лельно с материалистическим пониманием истории и в
борьбе с ним существовали и развивались иные историко-
философские концепции.

Заметное влияние на Западе имеет французская
школа философии истории (Р. Арон, Э. Калло, Р. Мерль и
, др.). Обосновывая необходимость философии истории,
Э. Калло отмечал, что существует множество гуманитар-
ных, в том числе и исторических наук. Каждая из них изу-
чает те или иные события в истории. Но эти науки не дают
цельного представления об историческом процессе. Но без
цельного взгляда на историю, по мнению Калло, невозмож-
но развитие научного знания. Поэтому необходимо, чтобы
существовала наука, изучающая универсальную историю.
Такой наукой, считает Калло, и является философия исто-
рии. «Философия истории, — по его определению, — явля-
ется одновременно синтезом и интерпретацией истории.
Она анализирует ход событий, показывая, что последние
подчиняются внутреннему закону конечной цели, которая
представляет собой единственный критерий их объясне-
ния». Калло подчеркивает, что философия истории долж-
на быть не историей человеческих обществ, но историей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.