ющихся различных мировоззренческих ориентации, схо- дятся на том, что глобальные проблемы современности — это не чисто экономические, политические или научные, а прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их ре- шение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценнос- тей на ценности духовные. Речь идет об изменениях соци- альных и нравственных установок личности и общества.
Духовно-нравственной основой появления глобаль- ных проблем современности, с точки зрения этого подхода, является широкое распространение идеологии потреби- тельства. Современное производство создало материаль- ные предпосылки для удовлетворения потребностей насе- ления и в определенной степени освободило его от тирании плотского начала, зависимости от тех или иных вещей. Од- нако, по мере того, как постепенно исчезала рабская зависи- мость от необходимости тратить основное время на добыва- ние «хлеба насущного», современный человек во все возра- стающей степени попадает в зависимость от многообразия вещей. Каждое удовлетворение определенной потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, че- ловек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг.
Распространение идеологии потребительства нано- сит огромный ущерб духовному развитию личности. Оно способствует некритическому отношению к окружающей действительности, развитию конформизма. Как отмечает французский философ-персоналист Ж.-М. Доменак: «По- требление, простой индивидуальный акт становится об- щественным достоянием. Каждый потребитель, благодаря своим покупкам вступает в тесный контакт со всей эконо- мической системой. Экономика и создает единообразие в поведении всех индивидов и социальных групп. Таким об- разом, внешне свободное общество преобразуется в квази- тоталитарную систему, которая превращает индивида в дисциплинированного производителя-потребителя». В ре- зультате широкого распространения идеологии потреби- тельства в сознании человека укрепляется опасное за- блуждение, что целью и смыслом его жизнедеятельности является производство вещей и их потребление. И это, бес- спорно, наносит огромный урон духовному миру личности, ограничивает возможности ее всестороннего развития.
Глобальные проблемы современности 315
Выход из этой ситуации многими мыслителями про- ставляется в самоограничении производства и потребле- ния, принятии идеологии «нового аскетизма». В религиоз- ной философии основой принятия такой идеологии должна послужить переориентация людей с мирских ценностей на ценности духовные, доминирующее положение среди кото- рых занимает идея необходимости восстановления связи человека с Богом. «Если мы будем обладать всеми вещами и потеряем Бога, то мы потеряем все, но если мы потеряем все, кроме Бога, то мы не теряем ничего», — утверждают религиозные мыслители XX века. Развернутое изложение такого подхода к решению глобальных проблем мы можем найти у многих, в том числе и русских, религиозных фило- софов, например у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др.
С близких позиций выступают и светские мыслители. Так, уже упоминавшийся известный мыслитель-гуманист А. Печчеи считает, что поскольку проблема, возникшая на критической стадии развития человечества, находится вну- три, а не вне человеческого существа, взятого как на индиви- дуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить изнутри самого человека. Следовательно, если мы хотим обуздать техническую революцию и напра- вить человечество к достойному его будущему, то нам необ- ходимо, прежде всего, подумать об изменении самого чело- века, о революции в самом человеке. А. Печчеи имеет в виду, изменение социальных установок личности и общества, переориентацию человечества с идеологии поступатель- ного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.
Гуманизм как ценностная основа решения
глобальных проблем современности
Решение глобальных проблем современности — это общее дело всего человечества. Человечество должно вырабо- тать эффективные формы сотрудничества, которые поз- воляли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этни- ческих и иных мировоззренческих ориентации. А для это- го оно должно опираться на определенные базисные цен-
ностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентация- ми могут быть ценности гуманизма.
В философской литературе существуют различные интерпретации понятия «гуманизма». Исторически под гу- манизмом чаще всего понимали систему ценностных уста- новок, направленных на удовлетворение потребностей че- ловека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по сво- ему значению с понятием «человечности», «человеколюбия». Гуманизм как определенная система ценностных ори- ентациий и установок, доведенная до логического конца, по- лучает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание не- обходимых условий для полной реализации всех его потен- ций, достижения гармонии в социально-экономической и ду- ховной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной че- ловеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества чело- веческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует пони- мать односторонне, только как полную реализацию челове- ческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с обществен- ным производством, и с системой производственных отно- шений, поскольку без удовлетворения материальных по- требностей общества и человека, ни о каком духовно-нрав- ственном развитии личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в современной философ- ской литературе чаще всего подчеркивается, что реализа- ция принципов гуманизма означает проявление общечело- веческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подхо- дом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общече- ловеческое в таком подходе рассматривается как нечто зна- чимое не для какого-то ограниченного круга людей (соци- альной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего челове- чества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и
Глобальные проблемы современности 317
т
материальные объекты, от достаточного количества кото- рых зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов, отсутствие должного контроля над ними составляет угрозу человечеству. Таким образом, гло- бальные проблемы современности — осознание трагичес- ких перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы — вы- нуждают человечество преодолевать узкий горизонт ло- кальных, партикулярных, относительных ценностей и об- ратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к выжива- нию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими людьми, которая стала ныне более осознанной и более настоятельной, что вы- ражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высо- ком уровне, при сохранении богатства индивидуального са- мовыражения, человечество как бы обращается к време- нам, когда в индивиде видели не только представителя ро- да, племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он но- сит приземленный характер и способствует лишь внешне- му объединению людей в борьбе за выживание. Однако на- ряду с данным значением термин «общечеловеческие цен- ности» имеет более широкий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности. Трансцендентные ценности понимаются как пре- дельные, исторически не локализуемые. Они в той или иной степени принадлежат всем народам, но не у всех выраже- ны одинаковым образом. Это выражение зависит от степе- ни метафизичности менталитета народа, его устремлен- ности к чему-то абсолютному, трансцендентному, вклю- чающему в себя непрояснимый элемент и требующий особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены осо- бенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом циви- лизации. Так, например, подспудно присутствующая в со- знании россиян метафизичность нашла свое выражение во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной со- единить распавшиеся ветви общечеловеческого прогрес-
са. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, вско- лыхнувшее сознание российского народа, и, по сути дела, перевернувших всю общественную жизнь России.
Трансцендентные ценности имеют глубокий внутрен- ний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как пра- вило, не улавливается, ибо его постижение предполагает вос- хождение к самим истокам фундаментальной традиции, со- храняющей свое духовное содержание. Тогда ценности предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается, в конечном счете, идея Бога как воплощение до- бра, любви, красоты, истины и справедливости. Бог—это мас- штаб, посредством которого оцениваются дела человеческие.
Устремленность человека к некой иной, высшей дея- тельности есть важная и неистребимая психологическая по- требность, дающая импульс к активности, развития творчест- ва, без которой невозможны никакие великие свершения. «Ве- личайшая красота, которая достигается в этом мире, — писал Н. А. Бердяев, — связана не с тем, что человечество ставило се- бе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, кото- рый вел человечество в мир иной, в этом мире воплощался в единственно возможной, высшей для него красоте, которая всегда имеет природу символическую, а не реалистическую» (Бердяев Н. А. Смыслистории. — М.,1990. — С. 157—158).
Общечеловеческие ценности — это идеал, символ, об- разец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют пра- во занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современ- ная эпоха не только высветила важную роль общечеловечес- ких ценностей, но и показала их протворечия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о про- тиворечиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями по разнородности в системе этих ценностей.
Понятию общечеловеческих ценностей как регуля- тивной идее, идеалу, образцу противостоят представле- ния о том, что эти ценности, как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и
Глобальные проблемы современности 319
то же — всечеловеческое. Один и тот же масштаб приме- няется к различным, в том числе взаимоисключающим яв- лениям. Так, далее самые высокие побуждения во имя доб- ра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а ис- пользует призыв к добру в эгоистических целях, для нане- сения ущерба конкретным людям и всему обществу.
И все же противоречивость общечеловеческих ценно- стей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к при- знанию их относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому, что релятивизации цен- ностей всегда сопротивлялись различные религии. В рели- гиозной интерпретации общечеловеческие ценности — ос- мысливаются как ценности, имеющие божественную при- роду. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определенной мере акцентировало внимание на существо- вании противоречия между ними и земной реальностью.
Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем
человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова Вышеизложенные нами концепции и подходы находятся в рамках нового планетарного мышления. Однако в недрах философии уже в конце XIX в. начал формироваться но- вый взгляд на пути развития современной цивилизации, выходящей за рамки планетарного мышления и призыва- ющий взглянуть на пути развития и судьбы человечества с позиций космического измерения человеческого бытия. Наиболее ярко эту тенденцию представляет русский кос- мизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский). Центральная идея этого космоцентрического подхода — это единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности. Наи- более разработанной идея космизма предстает в «Филосо- фии общего дела» Н. Ф. Федорова (1828—1903). Федоров пытался синтезировать два методологических подхода к человеку: антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его косми-
ческом проекте получает невиданно широкое поле для сво- ей самореализации, становится гарантом сохранения и уве- ковечивания жизни. При этом нравственный критерий че- ловеческих деяний распространяется не только на отноше- ние человека к человеку, но на всю область отношений человека к природе, приобретая онтологический статус. «Философия общего дела» ориентирована не только на по- беду человеческого духа на Земле, но и в русле античной традиции — на повсеместное превращение Хаоса в Космос.
Эту идею Федоров обосновывает с позиций религиоз- ного мировоззрения. Однако мыслитель не шел в русле ка- кой-то узкоконфессиональной традиции. Он отвергал догма- тизированную религию, проповедывающую бездеятель- ность человека, покорность судьбе, смирение. У Федорова довольно сильно выражены деистическая и пантеистичес- кая тенденции. Бог понимается им не как потусторонняя все- мирная сила, творящая все из ничего, а как внутренне прису- щий бытию верховный Разум, всеобщая мирообъединяющая Любовь. Несводимый к природе, но и не отделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, то есть внесение в при- роду человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федо- рову, — есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире.
Ключевую роль в учении Н. Федорова играла идея пре- одоления смерти. Действительным антиподом смерти от счи- тал жизневоссоздание, воскрешение умерших. В отличие от ортодоксальных христианских верований, воскрешение че- ловека, по мнению Федорова, совершается не в потусторон- нем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении души и тела, в их единстве. Вос- крешение, по мнению Федорова, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние всех, не только всех людей, независимо от звания и сословной принадлеж- ности, но и всех народов, т. е. общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидание чуда, а предполагает активную деятельность всех людей в этом направлении. Сле- довательно, Человек является не только объектом, но и субъ- ектом воскрешения: одни люди воскрешают других, эти вос- кресшие сами могут стать воскресителями.
Федоровская концепция воскрешения охватывает два аспекта. Первый — оживление в прямом смысле этого слова.
Глобальные проблемы современности 321
Второе — отчасти в метафизическом, как пробуждение к подлинной жизни, которая включает в себя и способность природы к самовоссозданию, и идею «оживления» живых, то есть раскрытия и использования их творческого потенци- ала, воодушевление их на «общее дело» жизнеутверждения и жизнетворчества. В комплекс идей, охваченных пробле- мой воскрешения, входит и «санитарный вопрос»: экологи- ческие мероприятия, направленные на оздоровление Зем- ли, сохранение существующей нашей жизни: преодолева- ние заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления. Наибольшее внимание русский ученый-самоучка уде- лял разработке проекта воскрешения предков. И здесь наи- более фантастическая и утопическая часть его системы, хо- тя он и стремился обосновать эту идею наиболее наукообраз- но. Основная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы выявить и собрать все атомы и молекулы, входившие неког- да в состав умерших организмов. Поскольку эти частицы пре- терпели огромные изменения, Федоров предлагает создать специальные научные центры, с привлечением физиков, хи- миков, астрологов, физиологов, археологов. Особую роль, как он полагал, призвана сыграть наука о бесконечно малых мо- лекулярных движениях. Волны, возникающие в результате вибрации молекул и несущие в себе лучевое изображение предков, найдут, считал Федоров, созвучный отклик в со- дрогании частиц, происходящих в живых существах, родст- венно связанных с умершими; химические могут соединить сродное в прахе и отделить чужое. Федоров назвал этот про- цесс теллуро-солярным и теллуро-космическим.
Эта концепция, по сути дела, отрицала наличие грани между живым и неживым, она отрицала специфику жизни как особого качественного состояния материи. Этот подход Федоров распространял и на трактовку духовного мира. Он не видит качественного различия между душой и телом. Следуя вульгарным материалистам, Федоров рассматри- вает мысль как разновидность вещества. Организм, с его точки зрения, — это машина, и сознание относится к нему также, как желчь к печени. «Соберите машину и сознание возвратится к ней», — утверждал он в своей знаменитой работе «Философия общего дела». Поэтому задача полного и телесного воскрешения, в конечном счете, сводится к со- биранию всех составных частей организма человека.
Федоров особо настаивал на буквальном, натуралис- тическом понимании воскрешения. Однако не следует за- мыкать эту идею в чисто технические рамки, ибо основная направленность его учения состоит в идее глобального жиз- неутверждения, преодоления деструктивных сил, препят- ствующих бессмертию человечества. Эта идея логически связывалась Федоровым с признанием спонтанной актив- ности бытия и возможностью овладения пространством и временем. Всеобщее воскрешение представлялось ему по- бедой над временем и пространством. Воскрешение, по его учению, имеет космические параметры. Федоров уже в кон- це XIX в. обосновывает идею о необходимости выхода чело- века за пределы Земли в открытый космос. И это обоснова- ние вытекает у него из предвидения тех глобальных про- блем, с которыми столкнулось человечество в конце XX в.
Связь между проектом воскрешения и проектом вы- хода в космос вытекает у Федорова из того, что в результа- те воскрешения возрастет перенаселенность Земли, вос- крешенным поколениям негде будет жить и нечем будет питаться. С другой стороны, по мысли Федорова, эти поко- ления призваны быть неисчерпаемым источником заселе- ния космоса. Воскрешение трактуется им как одно из важ- ных условий гармонизации Вселенной.
Концепция «общего дела» не сводится Федоровым к воскрешению предков. Общее дело — это прежде всего, ре- гуляция природы, управление ее силами. Воскрешение не- отделимо от регулирования, происходит через него, на его основе. Неустройства нашей жизни коренятся по Федоро- ву, в дисгармоничных отношениях природы и человека. Природа выступает как враждебная нам сила, но не по злой воле, а из-за своей бессознательности. Раскол мироздания на природу и человека, как противоборствующие факторы, обрекает природу на слепоту, бездумность и проистекшую отсюда разрушительность, а людей — на созерцание этого зла и неподвластность ему. Отвергая такое разделение и не признавая его фатальной необходимости, Федоров отстаи- вал принцип единства человека и природы. Человек должен быть не рабом и не деспотическим господином природы, а ее разумом и волей. Космос нуждается в разуме для того, что- бы быть космосом, а не хаосом, каковым он пока является, а разумные существа нуждаются в его силе. По убеждению
Глобальные проблемы современности 323
Федорова, задача человека приводить мир в порядок, вно- сить в него лад, мир, гармонию, — рассуждает русский мыс- литель. В результате этого, эволюция природы поднимает- ся со степени стихийности на качественно новый уровень сознательного нравственно-разумного движения.
Всеобщая регуляция, считал Федоров, — это про- цесс, имеющий внутренний и внешний аспекты. Под внут- ренним он имел в виду психофизиологическую регуляцию, предусматривающую управление слепыми силами в че- ловеке. Внешняя регуляция развертывается от Земли ко всему целостному миру—Космосу и охватывает собой сле- дующие ступени: 1) метеорическую регуляцию, объектом которой является Земля как целое (управление атмосфе- рами и сейсмическими процессами, рациональное исполь- зование земных недр, солнечной энергии и т. д.); 2) плане- тарную астрорегуляцию, объектом которой является сол- нечная система; 3) всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная. В рус- ле этой последней ступени регуляции Федоров выдвигает оригинальную идею превращения Земли в космический корабль — «Земноход». Иначе говоря, Федоров считает возможным на какой-то ступени добиться схода Земли с ее постоянной орбиты и уход в космические просторы по со- знательно прокладываемому курсу. В результате разви- тия регуляции вся природа, по мнению Федорова, станет сферой человеческого обитания, объектом разума и труда, единой космохозяйственной-системой. Человек, проник- нув в звездные пределы, объединит все миры Вселенной и из «Земнохода» станет «Планетоходом».
Конечно, для современного человека путь выхода из решения глобальных проблем, предлагаемый русским мыслителем, кажется весьма фантастическим, утопичным. Однако общий пафос федоровской философии «общего де- ла», состоящей в стремлении восстановить нарушенное единство мироздания, распавшейся связи времени, цен- ность человеческой души, преодолеть разрыв между чело- веком и природой, поднять ее стихийное развитие на уро- вень управляемой эволюции, оживить умерших и пробу- дить к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку живых, представляется плодотворным и требует осмысле- ния, исходя из реалий современной цивилизации.
Рекомендуемая
литература
по всем темам
Антология мировой философии. Т. 1—3. М., 1969.
Введение в философию: В2-хтт. — М., 1990.
Краткий очерк истории философии. — М., 1981.
Краткая философская энциклопедия. — М.,1991.
Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 и 2. — М., 1983.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление