более глубокой реальности, объединяющей все эти исто- рии обществ в одну историю — универсальную историю, историю человечества. Другой видный представитель этой школы Р Арон, соглашаясь с основными установками Э. Калло, обращает особое внимание на мировоззренчес- кую направленность философско-исторического позна- ния. По его мнению, философию истории следует опреде- лить не просто как панорамный взгляд на человечество, а как интерпретацию настоящего или прошедшего, связан- ного с философской концепцией существования.
Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
в философии истории А. Тойнби
Мировоззренческая направленность в осмыслении обще- ственных процессов также активно развивалась крупней- шим представителем современной философии истории А. Тойнби (1889—1975). По его мнению, философия исто- рии есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности исторического процес- са становится предметом особого, специфически философ- ского воззрения и истолкования.
Специфика же философского знания, по Тойнби, свя- зана с усмотрением в Бытии некой непреложной объек- тивной целостности, находящейся в увязке с субъектив- ным опытом человека. Иначе говоря, философия истории
— это изучение взаимосвязи исторического Бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики че- ловеческой души. Основной вопрос философии и истории
— это вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке вре- мени.
Тойнби считал, что история в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее со- держание. Это содержание состоит в том, что историчес- кий опыт и историческое время не даны человеку как не- что внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни, в отрыве от его личности. Объективные процессы истории в
Общество и культура как предметы философского анализа 289
значительной мере опосредованы человеческой личнос- тью, ибо проходят через ее внутренний мир, внутренний опыт, внутренние конфликты В этом смысле история пер- соналична. Таким образом, Тойнби подчеркивает, что ис- тория всецело не подчиняется человеческому произволу, но развиваясь через человека, она имеет человеческое ли- цо. Выбрасывая из истории глубинное, внутреннее содер- жание личности, — содержание, незаметное поверхност- ному взгляду и трудно реконструируемое, — мы, тем самым, рискуем выбросить из нее все наиболее сущест- венное. По мнению Тойнби, бытие в его историческом из- мерении не просто отражает или осознает себя в личности. Оно воссоздается и спасается в ней и через нее. Внешне слабая, статистически пренебрежимая, количественно не- соизмеримая с огромностью истории, личность качествен- но как бы равновелика ей, ибо истории без нее не сущест- вует. И поскольку конкретный человек поневоле участву- ет в живой эстафете, в живой преемственности поколений и сознании, которой определяется специфика истории, то, следовательно, для каждого человеческого существа объ- ективная всеобщая история одновременно является и лич- ной историей.
Человеческая история как «история людей» всегда, в той или иной мере, определяется ее участниками, специ- фическими особенностями их обликов и характеров. И в этом смысле история есть сфера человеческого общения, осмысленного в его особом временном, долговременном, многовековом измерении. И человеческая личность не рас- творима всецело в этой сфере, но напротив, во многом оп- ределяет ее специфику. Анонимность подавляющего боль- шинства участников исторического процесса не снимает вопроса о личностном характере истории, о ее человечес- кой одухотворенности.
По мнению Тойнби, с точки зрения постижения исто- рии, понятие общения между людьми и человеческого до- стоинства связаны нерасторжимым образом. Достоинство человека реализуется лишь в общении между людьми. Оно есть духовное соотнесение человека к человеку, человека с Бытием и, только благодаря этому, человека с самим со- бой. В этом смысле понятие человеческого достоинства и понятие человеческого в человеке — синонимы. Из этого,
по Тойнби, следует и решение вопроса о смысле истории. «Смысл историй есть реализация человеческого достоин- ства в преемственности исторического опыта людей, то есть духовных, социальных, нравственных, интеллекту- альных, эстетических и иных ценностей». Процесс боре- ния человека, человеческой души, подчас даже в самых страшных обстоятельствах за обретение, утверждение и развитие мира ценностей и есть, по сути дела, процесс ре- ализации смысла истории.
Подчеркивая человеческое, личностное содержание исторического процесса, Тойнби, вместе с тем, стремится утвердить основные принципы христианского философ- ского мировоззрения. В истории, по Тойнби, действует Все- ленский Разум, божественный закон — Логос. Взаимодей- ствие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается в ди- алоге человечества с Логосом. Первоначальный диалог с Божественным разумом запечатлен уже в Ветхом Завете, где, по мнению английского мыслителя, содержатся пред- сказания относительно будущего человечества. Позднее Божественный Логос воплощается в образе Иисуса Хрис- та. С этого момента история протекает как процесс спасе- ния человечества. Но одновременно история представляет собой полное выявление человеческой сущности и прояв- ления всех ее потенций. Постижение истории есть ничто иное, как познание человечеством самого себя и в себе са- мом Божественного Логоса. Таким образом, Тойнби опре- деляет историю общества как взаимосвязь, взаимодейст- вие исторического, временного и надысторического, веч- ного. Время фиксирует смену состояния человеческой истории, именно через время раскрывается ее конкретное содержание. Вечное определяет начало и конечную цель исторического процесса.
А. Тойнби категорический противник «европоцент- ристской» или «западноцентристской» схемы историчес- кого процесса. Концепция единой цивилизации, по его мне- нию, ложна в своей основе. Она базируется на переносе со- временных представлений в прошлое С точки зрения этой концепции, западное общество провозглашается уникаль- ной цивилизацией, обладающей единством и неделимос- тью, которая после длительного периода борьбы достигла,
Общество и культура как предметы философского анализа 291
наконец, цели мирового господства. Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как законо- мерного итога единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического круго- зора. В результате, игнорируются особенности культур, не учитывается многообразие исторического опыта народов и человечества, в целом, три мировых цивилизации объе- диняются в одну, а история этой единственной цивилиза- ции оказывается выпрямленной в одну линию, нисходя- щую от современной Западной цивилизации к примитив- ному обществу времени неолита и палеолита.
Тойнби уверен, что объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие- либо конкретные национально-государственные образо- вания, а только определенные культурно-исторические типы, которые он называет обществами или цивилизаци- ями. Именно общества или цивилизации представляют со- бой умопостигаемую единицу истории, целостные систе- мы, в которых все элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. Общества или цивилизации сопос- тавимы, сравнимы между собой. На основе определенных критериев исследователь может определить, как далеко те или иные общества продвинулись вперед, насколько они отстали от наиболее высокого уровня и на этой основе мо- жет сделать вывод о значении каждого отдельного обще- ства или цивилизации. В качестве важнейшего интеграль- ного критерия развития обществ или цивилизаций Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установки, определенной Божественным Логосом для предназначе- ния каждого из них в истории. Эту установку Тойнби ха- рактеризует как вызов, брошенный Божественным Лого- сом различным народам. Ответ народов на этот вызов и со- ставляет, по мнению Тойнби, основное содержание исторического процесса. Вызов Божественного Логоса осу- ществляется в многообразных формах: особенности при- родной среды обитания, взаимодействия с другими наро- дами и т. д. Этот вызов реализуется в историческом про- цессе через многоактные конкретные правления.«Ответы» на «вызов» могут быть различны, и в этом причина непохо- жести исторического пути народов.
Тойнби считал, что каждое общество проходит в сво- ем движении определенные стадии: генезис, рост, надлом и разложение. Жизнеспособность цивилизации определя- ется уровнем освоения жизненной среды и развитием ду- ховных основ данного общества. При этом серия последо- вательных «ответов» на последовательные «вызовы» должна истолковываться как проявление роста, если по мере развертывания исторического процесса наблюдает- ся тенденция действия из области внешнего окружения в область внутреннего. Тойнби считал, что по мере роста все меньше и меньше возникает «вызовов», идущих из внеш- ней среды, и все больше и больше появляется «вызовов», рожденных внутри действующей системы или личностей. Основной же критерий роста — это прогрессивное дви- жение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности.
Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса
Своеобразную концепцию исторического процесса разви- тия общества предложил немецкий философ К. Ясперс (1883—1969). В отличие от А. Тойнби, Ясперс делает ак- цент на том, что человечество имеет единое происхожде- ние и единый путь развития. Однако научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно, как невоз- можно доказать и противоположное. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Таким образом, Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объясне- нии исторического процесса к религиозной традиции. Ис- тория, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее дви- жение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории.
Но Ясперс не является теологом или богословом. Он философ, поэтому позволяет себе отступить от традици- онного в христианстве описания исторического процесса. Как уже отмечалось ранее, в традиционной христианской концепции истории кульминационным пунктом мирового исторического процесса, «осью» мировой истории объяв- лялось явление Сына Божьего — Христа. Ясперс же спра-
Общество и культура как предметы философского анализа 293
ведливо полагает, что в явление Христа верят только хри- стиане, только для них оно является осевым событием ис- тории. Весь остальной мир, индусско-буддийский, мусуль- манский, синтоистский и т. д. остается как бы в стороне от мирового исторического процесса.
Но все же, по Ясперсу, вера является основой и смыс- лом истории. А значит, возникает вопрос: возможна ли об- щая для всего человечества вера, такая вера, которая не разъединяла бы, а наоборот, объединяла народы, различ- ные культуры и цивилизации. Такую веру, по мнению не- мецкого философа, не может предложить ни одна религия: ни иудаизм, ни христианство, ни буддизм, ни ислам и т. д. Каждая религия объявляет свою веру как откровение ка- кого-либо Бога: Яхве, Христа, Будды, Аллаха и т. д. Содер- жания вероучений часто служили источниками раздора и взаимонепонимания между народами. Ясперс убежден, что общей для человечества может быть только фило- софская вера.
Вера, по учению Ясперса, отличается от знания. Она есть акт воли. Но ее не следует противопоставлять знанию. Признаком философской веры мыслящего человека слу- жит всегда то, что она существует лишь в союзе со знани- ем. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять са- мое себя. Безграничное познание, наука — основной эле- мент философствования. Философская вера не может стать исповеданием, она не может становиться догматом. Она есть осознание бытия и его истоков посредством обра- щения к исторической ситуации.
Понятие исторической ситуации является ключе- вым в философии истории Ясперса. Содержание истори- ческой ситуации Ясперс связывает с такими понятиями как «время» и «эпоха». Каждая историческая эпоха отли- чается от другой своей специфической ситуацией. Однако, по Ясперсу, возможно формирование близких по своему духу исторических ситуаций, которые являются предпо- сылками возникновения и развития родственных по свое- му духу процессов. Такое совпадение ситуаций, считает Ясперс, произошло между 800 и 900 годами до новой эры. В этот промежуток времени возникли параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который
существует и поныне. Это время Ясперс назвал «осевой эпохой» мировой истории. Это время и есть время рожде- ния философской веры.
Ясперс указывает, что «основная эпоха» — в емя рождения мировых религий, пришедших на смену млфо- логическому сознанию. Почти одновременно, на Земле, не- зависимо друг от друга, образовалось несколько внутрен- не родственных духовных центров. Основное, что сближа- ло их и, следовательно, являлось главной характеристикой «осевой эпохи» — это прорыв мифологического миросо- зерцания, составляющего духовную основу «доосевых культур». Человек, как бы впервые, пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосред- ственному эмпирическому опыту, а также рационализа- ция отношения к миру и к себе подобным. А это, по мнению Ясперса, является одной из главных предпосылок фило- софского мышления.
К. Ясперс, как помечалось ранее, является одним из крупных представителей экзистенциализма. Поэтому и свою философию истории он обосновывает, опираясь на исходные понятия и принципы экзистенциализма: пер- вичность существования, ведущую роль «пограничных си- туаций», в частности, ситуация между жизнью и смертью и т. д. «Осевая эпоха», согласно Ясперсу, кладет конец не- посредственному отношению человека к миру и к самому себе. Обостряется самосознание личности. Человек осо- знает хрупкость своего бытия, перед ним встают «послед- ние» смысложизненные вопросы: о смысле человеческого существования, о смысле бытия. И это, по Ясперсу, слу- жит проявлением интенсивной духовной жизни. Пробуж- дение духа, считает Ясперс, является началом бытия об- щей истории человечества, которое до сих пор было разде- лено на локальные, не связанные между собой культуры. С тех пор человечество неуклонно идет по этому общему пу- ти. Ясперс убежден, что человечество обречено на общ- ность судьбы и единую веру. В противном случае, история человечества может закончиться катастрофой. Поэтому установление взаимопонимания, открытость различных типов общества, религий и культур является жизненно не- обходимым для человечества. Отсюда вытекает особая роль философии, которая, по его мнению, с помощью фи-
Общество и культура как предметы философского анализа 295
Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека Философия истории изображает исторический процесс как процесс развития культуры. Для того, чтобы понять содержательную сторону исторического процесса разви- тия общества необходимо уяснить, что представляет собой культура. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее культи- вирование. В этом контексте под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, кото- рые вызваны естественными причинами.
В философии истории в понятие «культура» вводит- ся оценочный момент и соотносится с понятием «цивили- зация». Но здесь возможны различные подходы. В первом случае, цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регио- нов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором случае, цивилиза- ция толкуется как конкретный этап общественного разви- тия, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формиро- вание национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем случае цивилизация ин- терпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Яс- перс). В четвертом случае цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок (О. Шпенглер). В пятом случае цивилизация отождествля- ется с высоким уровнем материальной деятельности чело- века: орудий труда, технологии, экономических и полити- ческих отношений и учреждений, а культура как проявле- ние духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков). Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация
трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивили- зация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. Поэтому необ- ходимо разобраться в том, что лее составляет основное со- держание культуры.
В современной философии истории можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяе- мых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов по- ведения, присущих тем или иным индивидам или сооб- ществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.
1. Первый, познавательный, знаково-символичес- кий элемент, т. е. знания, сформулированные в определен- ных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык — это объективная форма аккумуляции, хра- нения и передачи человеческого.опыта. Рассмотрим крат- ко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наде- ленных определенным значением. Знаки и символы вы- ступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для по- лучения, хранения, преобразования и передачи информа- ции о нем. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позво- ляетим понимать смысл сказанного и написанного.
2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-нормативная система. Ценность—это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъек- том своих потребностей в соотнесении их с предметами ок- ружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социаль- ного субъекта могут входить различные ценности:
смысложизненные (представления о добре и зле, сча- стье, цели и смысле жизни);
универсальные (жизнь, здоровье, личная безопас- ность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.);
Общество и культура как предметы философского анализа 297
общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);
демократические (свобода слова, совести, партий, на- циональный суверенитет и т. д.).
Ценностное отношение выступает необходимым ком- понентом в формировании ценностной ориентации, дея- тельности и отношений, которые выражаются в ценност- ной установке. Ценностная установка является своеоб- разной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов де- ятельности и общения, и представляет собой социально- детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т. д. Ценно- стные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе социа- лизации: обучения, воспитания и т. д.
Ценностные установки ориентирует человека в со- циальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания цен- ностных установок, образует мотив деятельности. Мотив — это фактор, ведущий к превращению установок в ак- тивную, деятельность. Он позволяет социальному субъек- ту соотносить конкретные ситуации, в которых он дейст- вует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.
Ближайший побудительный мотив человеческой де- ятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности, как иде- альный прообраз будущего, формируется на основе инте- ресов социального субъекта. Она выражает основание, ре- шимость переделать окружающий мир, приспособить его к своим потребностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектом результатов своей деятель- ности, которая протекает во времени, постольку следует подходить дифференцированно к процессу целеполага- ния. На основе более или менее точного определения вре- мени правомерно говорить о ближайших и дальнейших це-
лях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, пер- спективные, конечные и т. д. Конечная цель является са- моцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизы- вает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного достижения. Субъект видит в до- стижении конечной цели смысл своей деятельности, а ино- гда — и всей жизни.
Для выделения конечных целей из многообразия це- лей употребляется понятие идеал. Он принадлежит к фор- мам опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целепо- лагающей способности человеческого сознания. Отдель- ный человек, социальная группа, общество в целом, преж- де, чем что-то создать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достиже- нию которой подчиняет всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наи- более существенных и значимых сторон общественной практики определенных социальных групп, классов, отра- жение коренных тенденций, закономерностей и возмож- ностей, а с другой — как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы, доминирующий мотив.
Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде социальной нормы. В определенном смысле, соци- альную норму следует рассматривать как следствие ус- тойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой человека. Социальные нормы — это историче- ски обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражаю- щие общественную необходимость организации деятель- ности и отношений в соответствии с объективными усло- виями. В них в большей мере, чем в ценностях, при- сутствует приказной момент, требование поступить оп- ределенным образом. Одной из важных особенностей воз- действия социальных норм на деятельность и обществен- ные отношения состоит в том, что их исполнение и пред- Общество и культура как предметы философского анализа 299
писание обеспечивается различными формами принуж- дения, начиная от общественного мнения и кончая госу- дарственными институтами.
Синтетической формой культуры называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения. Обряд — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вы- зывающих определенные коллективные чувства. Сила об- ряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усво- ение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопере- живание их участниками обрядового действия.
Обычай — это воспринятая из прошлого форма соци- альной регуляции деятельности и отношений людей, кото- рая воспроизводится в определенном обществе или соци- альной группе и является привычной для его членов. Обы- чай состоит в неуклонном следовании воспринятых из прошлого предписаний. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай— неписаное правило поведения.
Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и со- храняющиеся в определенном сообществе в течение дли- тельного времени. Традиции функционируют во всех со- циальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в раз- витии общества и культуры, к утрате ценностных дости- жений человечества. Слепое же преклонение перед тра- дицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
Все эти элементы культуры создают ее смысловое содержание. Освоение смысла культуры всегда должно соотноситься с фундаментальными целями существова- ния человека как универсального существа, жизнь кото- рого носит осмысленный и, в определенном плане, целена- правленный характер. Человек осуществляет в мире свое предназначение. В чем состоит это предназначение и как оно реализуется, раскрывается во втором, более широком подходе к культуре. В широком смысле слова под культу-
рой понимают специфическую, генетическую, ненаследу- емую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их сущест- вования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. При таким подходе культура включает в себя ре- зультаты материального и духовного производства и ис- толковывается как сотворенная человеком «вторая при- рода», надстроенная над первой, естественной природой.
Однако такой подход к культуре не означает разде- ление окружающей человека среды надва мира: природ- ный, естественный и культурный, «рукотворный», соци- альный. Напротив, он предполагает, что именно через культуру и благодаря культуре происходит соединение этих миров. Культура выступает как связующее звено между природой и обществом. И основой этого соединения выступает человек как субъект деятельности, познания, общения и переживания. Культура представляет собой результат объективизации, материального воплощения человеческих стремлений, целей, переживаний.
Наиболее общие закономерности взаимодействия природы и общества с позиций деятельной общественно- исторической сущности человека были изучены ранее при рассмотрении учения К. Маркса об опредмечивании и рас- предмечивании. Сейчас мы хотели бы обратить внимание на другую сторону связи природы и общества через куль- турную деятельность человека. Человек, как известно, яв- ляется биологическим, природным существом и, одновре- менно, он в значительной мере преодолел свою зависи- мость от природы, перешагнул в мир социума. Культура и выступает как способ и мера овладения человеком естест- венного и социального миров. Создавая культурные цен- ности, человек выходит за рамки природной и социальной детерминации, выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смыс- ле культура равнозначна степени реализации человечес- кой свободы.
В культуре и через культуру проявляется стремле- ние человека преодолеть рамки своего временного, биоло- гического существования. Человек как природное, биоло- гическое существо подобно любому живому организму
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление