Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация массовой логопедической помощи населению в СССР




М.Е. Хватцев

У нас логопедия стала развиваться как дело госу­дарственной значимости лишь после Великой Октябрь­ской социалистической революции. До этого времени логопедическая помощь находилась в частных руках и была доступна только состоятельным слоям населения. До Октября в России можно отметить лишь робкие попытки общественной организации этого дела. Так, в 1911 году на съезде учителей московских городских школ впервые был поднят вопрос о необходимости логопедической помощи детям. В двух вспомогательных школах эта помощь оказывалась сурдопедагогами под руководством Ф.А. Pay. В 1915 г. для учителей этих школ были проведены краткосрочные логопедические кур­сы. Вот и все.Уже в первый год после Октябрьской революции (1918 г.) по инициативе доктора Бонч-Бруевича орга­низуются обязательные для всех воспитателей и вра­чей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. В те же годы в Ленинграде, Москве, а затем в Киеве были открыты при педагогических институтах дефектологические факультеты с кафедрами сурдопе­дагогики и логопедии. В 1926 г. в Ленинграде было положено начало организации логопедической работы в школах, сначала вспомогательных, а затем и массо­вых. В том же году в Москве была открыта первая логопедическая школа, а в 1927 г. — первые курсы для заикающихся школьников. Постановления ряда съез­дов по вопросам обучения и воспитания подчеркнули важность и необходимость борьбы с недостатками речи и тем самым стимулировали организацию этого дела. Вопрос о борьбе с недостатками речи ставился на I съезде специалистов по детской дефективности (1926 г.) и на съезде работников просвещения по секции труд­ного детства в 1927 г.. На основе этих материалов Наркомпрос РСФСР издал в 1927 г. приказ «О мерах борьбы с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».

В приказе указывается на отсутствие в массовой школе должного внимания к этому делу, отмечается распространенность речевых расстройств среди насе­ления (у детей и у взрослых) и на вредность их в отно­шении успеваемости, психики и затруднений в педпроцессе. Предложено организовать особые логопеди­ческие школы, классы и группы. Рекомендовано издать специальное пособие для учителя и семьи. Занятия в этих учреждениях поручались лицам, окончившим педагогические факультеты по специальному отделе­нию, и учителям массовых школ.

В 1930 г. в Москве по инициативе проф. Гиляров­ского была организована первая логопедическая груп­па для заикающихся дошкольного возраста при нервно-психиатрической лечебнице имени Соловьева (зав. логопед Власова), а в 1931 г. — логопедическая группа для заикающихся преддошкольного возраста при по­ликлинике Педиатрического института (зав. Е.Ф. Pay). Приказом Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. устанавливалось «введение всеобщего начального обя­зательного обучения для страдающих недостатками речи (логопатов) — детей и подростков» и предлагалось развернуть специальные курсы, группы и школы для них. В постановлении СНК РСФСР от 25 октября 1936 г. за №1335 «О борьбе с глухонемотой и улучшении куль­турно-бытового обслуживания глухонемых», в разде­ле 9, говорится: «В целях борьбы с дефектами речи у нормально слышащих детей школьного возраста орга­низовать для них специальные занятия при нормаль­ных школах».

В программу начальной школы был включен пункт об обязательности исправления недостатков речи.

В 1940 г. были утверждены штаты логопедов в системе Наркомздрава (по одной штатной единице в детской поликлинике), но квалификация и тарификация труда логопедов оставались неуточненными.

Последним определяющим организацию логопеди­ческой помощи школьникам и уточняющим материаль­но-правовое положение логопеда является постанов­ление Совета Министров СССР от 15/VIII 1948 г. об организации в РСФСР «с 1 января 1949 г. при средних школах и республиканских, краевых и областных цен­трах 120 логопедических пунктов в составе одного учителя-логопеда, имеющего высшее педагогическое образование (дефектологическое)». Логопед приравнен к учителю VIII — X классов средней школы.

Министерством просвещения РСФСР от 2/Х 1948 г. был издан соответствующий приказ об организации логопедических пунктов при средних школах, издано «Положение о логопедических пунктах при средней школе» (1949 г.)

Решением Совета Министров СССР логопеды дет­ских поликлиник приравнены в правах к учителям неполно-средней школы с 25% надбавкой к зарплате.

Таким образом, бесплатная логопедическая помощь населению у нас в настоящее время занимает видное место. Сорокалетний опыт советской логопедии впол­не оправдал ее назначение и наметил пути ее дальней­шего развития.

Наиболее рациональным способом борьбы с недо­статками речи является логопедическая работа непо­средственно в самой школе, в детском саду, в детских яслях.

Для такой постановки дела необходима соответ­ствующая подготовка и доподготовка учителей началь­ной школы и работников дошкольных учреждений. Нужны: 1) введение курса логопедии в учебные планы заведений, подготовляющих эти кадры; 2) организация логопедических курсов, семинаров и практикумов для учителей и дошкольных работников.

Специальные учреждения обслуживают лиц с тя­желыми формами слухоречевых расстройств. Такие учреждения имеются теперь во всех крупных центрах: логопедический стационар при Научно-исследователь­ском институте дефектологии АПН в Москве, отделе­ния по расстройствам речи при отоларингологических институтах, школы для детей с расстройством слуха и речи, школы, классы и курсы для тугоухих, алаликов, заикающихся и косноязычных, школьные логопедичес­кие пункты. В каждой школе для умственно отсталых логопедическая работа учителей является обязательной, в школах с интернатами имеется логопед. Параллель­но со школьными логопедическими пунктами ведется также логопедическая работа в детских поликлиниках.

Взрослые граждане, страдающие речевыми нару­шениями, обслуживаются специальными отделениями в отоларингологических институтах и институтах по нервным болезням. Имеются вечерние школы для взрослых и подростков со слухо-речевыми расстрой­ствами.

При упомянутых учреждениях имеются консульта­ции для населения по вопросам речевых расстройств. Этими же учреждениями ведется логопедическая про­паганда среди широких слоев трудящегося населения (доклады, лекции, популярная литература).

Хватцев М.Е. ЛогопедияМ, 1959. — С. 466—469.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.