Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диспансеризация




Амбулаторный прием

Внутри кабинета логопед оказывает населению своего района, прежде всего детям, консультативно-диагностическую и лечебно-педагогическую помощь. К первой мы относим работу логопеда на первичном приеме пациентов и их родителей. Когда логопед после сбора анамнестических сведений и обследо­вания пациента устанавливает диагноз речевого на­рушения, решает вопрос о необходимых условиях или методах его устранения, соответственно информиру­ет родных о предстоящих мерах предупреждения и устранения речевой неполноценности и проч. Ко второй части амбулаторной работы логопеда относятся регулярные занятия с логопатами. Эти занятия проводятся индивидуально или в группе, в зависи­мости от речевого нарушения, особенностей пациен­та или этапа логопедической работы с ним. Так, на­пример, постановка звуков у детей с фонетическими нарушениями обычно требует индивидуальной рабо­ты. Но уже их автоматизация и дифференциация проводятся в группах.

Задачей каждого логопеда является возможно бо­лее скорый переход от индивидуальной работы с од­ним логопатом к групповым занятиям, т. к. групповые занятия позволяют использовать ряд благоприятных факторов логопедического воздействия в виде подра­жания положительным примерам, элементов соревно­вания, шефства сильных над слабыми, разнообразия форм логопедических занятий и многое другое.

Учитывая специфику работы с заикающимися, логопеды много времени уделяют воспитанию у заика­ющихся умения переносить в жизнь навыки, приобре­таемые в результате занятий в логопедическом каби­нете. Воспитание в условиях кабинета правильного поведения и речи у заикающихся детей, подростков и даже взрослых является делом сравнительно неслож­ным, так как они быстро свыкаются с обстановкой, с коллективом и чувствуют себя в кабинете спокойно и уверенно. Гораздо сложнее, как известно, научить за­икающихся пользоваться правильными навыками в отсутствие логопеда, в незнакомой обстановке, в обще­ственных местах, в минуты возбуждения и т. д. С этой целью логопедами организуются специальные выступ­ления заикающихся в общественных местах, экскур­сии в магазины, поездки по городу и проч., в процессе чего они под наблюдением логопеда продолжают за­крепительную работу по воспитанию у себя правиль­ных речевых навыков и поведения.

Одной из форм этой работы являются специаль­ные консультации логопедов, проводимые в опреде­ленные часы и дни недели для родителей, которые имеют малолетних плохоговорящих детей, или для пациентов, прошедших уже курс логопедических за­нятий. В первом случае — это профилактические бе­седы с родителями, практические советы специалис­тов по созданию необходимых для подобных детей условий, рекомендации определенных методов по устранению у детей недостатков речи своими сила­ми. Во втором случае — логопед проводит с пришед­шими усложненные логопедические занятия, психо­терапевтические беседы, дает советы, корректирует самостоятельные занятия пациентов, направляет их при необходимости к специалистам на консультации и. т. д. Эта своеобразная диспансеризация позволяет логопедам после выписки наблюдать еще некоторое время за своими пациентами и активно вмешиваться в процесс закрепления правильных навыков у них. Благодаря подобным занятиям у пациентов устраня­ется резкий контраст между условиями логопедичес­кого кабинета и жизнью, у них удается поддерживать уверенность в благоприятном и прочном успехе лого­педических занятий.

Наблюдения за пациентами выражаются и в посе­щении их дома и в школе, где они учатся. В этом случае логопед или медсестра знакомятся с условиями, в ко­торых живет и учится ребенок, информируют окружа­ющих его лиц (прежде всего родных и учителей) об особенностях необходимых ребенку условий и подхода к нему. Подобное патронирование пациентов логопе­дического кабинета (особенно заикающихся) проводит­ся как в процессе лечебно-педагогических занятий с ними, так и после их окончания.

При диспансеризации используется также запол­нение пациентами или их родителями специальных вопросников, отражающих их речь в настоящее время. Эти вопросники высылаются не реже одного раза в год тем, кто не может поддерживать с логопедическим кабинетом непосредственной связи.

В зависимости от состояния речи пациентов, отра­женного в анкете, им высылаются советы, рекоменда­ции, а иногда и просто вызов на повторный курс лого­педических занятий.

Наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях

Речевые недостатки у ребенка нередко тесно пе­реплетаются с его общим психическим развитием. Сложные речевые дефекты способны порождать у детей такие черты характера, как мнительность, скрыт­ность, чувство собственной неполноценности, обособ­ленность и т. д. В школах обычно дети с дефектами речи не успевают по русскому языку (письменно) наруша­ют педагогический процесс в классе, затрудняют ра­боту учителя. Поэтому мы обращаем особое внимание на своевременное выявление и устранение недостат­ков речевого развития у детей.

В 1958 г. логопедами г. Кирова впервые была про­ведена массовая проверка состояния речи у детей стар­шего дошкольного возраста в детских садах г. Кирова. В 1961 г. аналогичное обследование было проведено в отдельных школах-интернатах и детских домах г. Ки­рова и области.

Обследованием выявлено значительное количество детей с речевыми нарушениями. Основными видами выявленных речевых нарушений являлись недостатки звукопроизношения (косноязычие) и заикание. Обсле­дованием выявлен и недостаточный уровень логопеди­ческих знаний у воспитателей и педагогов детских учреждений. Нередко воспитатели детских садов ис­правление несовершенств детской речи сводили к механическому заучиванию ребенком текстов, богато насыщенных звуками, которые он произносит непра­вильно, что нередко вело вместо исправления к зак­реплению неправильного звукопроизношения в его речи.

Поскольку недостатки речи наиболее распростра­нены среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, совершенно очевидна и необхо­димость профилактической работы логопеда в дошколь­ных и школьных учреждениях. Поэтому районными логопедами выделяются определенные часы для обслу­живания названных учреждений. Логопеды помогают дование речи детей, дают советы и методические ука­зания по работе с детьми, имеющими речевые недо­статки; дети с тяжелыми речевыми расстройствами, направляются на консультацию к соответствующим специалистам, назначаются на логопедические заня­тия в кабинет и т. д. Таким образом, в дошкольных и школьных учреждениях логопед выступает преимуще­ственно в роли консультанта: рекомендует, направля­ет, контролирует логопедическую работу, проводимую воспитателями и педагогами. Это дает неплохие ре­зультаты. Так, например, в тех детских садах г. Киро­ва, где логопедическая работа прочно вошла в работу воспитателей, состояние детской речи значительно улучшилось.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.