Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт организации логопедической помощи населении в Кировской области




В.И. Селиверстов

Последние годы в лечении речевых расстройств достигнуты значительные успехи. Имеется сеть лого­педических учреждений: пунктов при школах, кабине­тов при поликлиниках или диспансерах, специализиро­ванных яслей, детских садов, школ, медицинских стаци­онаров, полустационаров, санаториев и проч., которые занимаются вопросами лечения разнообразных речевых расстройств, преимущественно у детей и подростков. Это естественно, так как именно у детей наиболее часто встречаются речевые нарушения и своевремен­ное устранение их способствует в дальнейшем гармо­ничному развитию личности ребенка.

Развитию логопедической помощи в системе здра­воохранения придается большое значение. Однако расширение сети логопедических кабинетов и стацио­наровэто лишь количественная сторона вопроса. Большое внимание должно уделяться качеству лечеб­но-педагогических мероприятий, отысканию наиболее целесообразных форм и методов работы.

Предлагаемые методические письма представля­ют собой обобщение опыта организации логопедичес­кой помощи населению в Кировской области Автор этих писем В.И. Селиверстов работал там несколько лет областным логопедом-методистом и, таким об­разом, принимал непосредственное участие в органи­зации логопедической помощи населению области.

Выражаем надежду, что знакомство с этим опы­том окажет известную помощь практическим работ­никам и будет способствовать целям дальнейшего со­вершенствования логопедической помощи населению.

Заместитель начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи МЗ СССР Э. Бабаян

До 1958 года во всей Кировской области функци­онировал лишь один логопедический кабинет — при детской поликлинике №1 г. Кирова. Этот кабинет об­служивал только детей г. Кирова. Взрослое населе­ние и дети из районов области были фактически лишены даже консультативной помощи. В связи с большой перегруженностью кабинета не осуществ­лялось регулярное наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях города и тем более области.

Большие очереди на прием к логопеду, многочис­ленные письма в адрес областных отделов здравоохра­нения и народного образования с просьбой оказать помощь детям, имеющим различные речевые расстрой­ства, результаты обследования речи детей дошкольных и школьных учреждений и проч. указывали на настоя­тельную необходимость организации системы логопе­дических учреждений, способных обеспечить своевре­менную и эффективную помощь всем нуждающимся в ней. В связи с этим в 1959 году при областном психо­неврологическом диспансере создается логопедический кабинет. Специфика диспансера, являющегося лечеб­но-профилактическим и консультативно-методическим учреждением, позволила начать плановую организацию в Кировской области координированной системы лого­педических учреждений.

В течение 1959— 1962 гг. последовательно откры­ваются 10 логопедических кабинетов в г. Кирове (2) и в районных центрах области (8). Кроме того в г. Киро­ве открыт логопедический стационар на 40 коек для детей с тяжелой речевой патологией, а с 1961 г. еже­годно функционирует летний лагерь-санаторий для заикающихся детей и подростков на 120 мест

Логопедические кабинеты были открыты в район­ных центрах при поликлиниках или при психоневро­логических диспансерах, а в г. Кирове — при област­ном психоневрологическом диспансере и при детской консультации.

Первые логопедические кабинеты были образова­ны в районах, откуда поступало наибольшее количе­ство запросов. Не обошлось при этом и без серьезных сомнений: мы понимали целесообразность децентра­лизации логопедической помощи, приближения ее к населению, но не знали, как это будет выглядеть на практике, достаточен ли будет объем работы для лого­педа в районе. Первые же отчеты с мест развеяли эти сомнения и подтвердили правильность взятого направ­ления на организацию логопедических кабинетов в каждом районе области.

В соответствии с Положением о логопедических кабинетах, утвержденным Министерством здравоох­ранения СССР в 1957 году, персонал логопедическо­го кабинета должен состоять из врача-психиатра, ло­гопеда и медсестры. Однако за исключением консуль­тативно-методического логопедического кабинета при Областном психоневрологическом диспансере в логопедических кабинетах Кировской области всю работу организуют сами логопеды, которые в необ­ходимых случаях пользуются консультацией психи­атра, невропатолога, отоларинголога, педиатра. В не­которых районных кабинетах логопедам помогают медсестры.

Содержание работы в районных логопедических кабинетах складывается из амбулаторного приема, диспансеризации, наблюдения за речью детей до­школьных и школьных учреждений своего района и логопедической профилактики и пропаганды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.