КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции социологии права 9 страница
Правоотменяющий обычай и правотворящий обы чай. Наряду с правоотменяющими обычаями (в самом широком смысле слова) следует отметить правотворящие обычаи, причем некоторые, как мы уже говорили, могут быть одновременно и теми и другими. Правотворчество обычая является явлением общим и уни версальным, по крайней мере в обществах, где коллек тивная жизнь характеризуется некоторой спонтанностью и минимальной интенсивностью. Иначе обстояло дело, например, в первобытных обществах, но мы оста вим их в стороне, поскольку жизнь в них подчинялась обычаям в узком смысле этого слова. Обычай в широ ком смысле, а именно его мы здесь и рассматриваем, у них практически отсутствовал, тогда как в более раз витых обществах он является главным фактором пра вового прогресса. Если им до сих пор пренебрегали, то это обусловлено той чертой, которая роднит его с дру гими значениями одного и того же слова, — спонтанно стью и тайной, которая окутывает его происхождение. Его существование замечают лишь тогда, когда он дает результаты. Несмотря на таинственность, которая де лает его трудным для распознавания, вполне можно понять, как именно обычай внедряется в жизнь, рас пространяется и становится обязательным. Несомнен но, что для того, чтобы составить об этом хоть какое-то представление, необходимо иметь гораздо больше данных, однако некоторые элементы можно выделить уже сейчас. Во-первых, любой новый обычай является изоб ретением одного человека. Кого-то в социальной группе поразило несовершенство юридического механизма, и этот индивид решил усовершенствовать его или, по крайней мере, приспособить к новым потребностям.
Когда в группе появляется новая идея, она может закрепиться, но может и быть отвергнута. Последнее случается чаще. Множество попыток оканчивались ничем, потому что делались неумело или были преж девременными. Важнее знать о тех попытках, которые оказались удачными: было бы очень интересно выяс нить причину их успеха. Довольно часто новое решение пробивает себе дорогу вначале тайно в узком, напри мер, социально-профессиональном, кругу; затем, встре тив одобрение всех, оно переходит границы профессии и становится текущей практикой; наконец, через опре деленный отрезок времени, оно получает законодатель ную санкцию, которая включает в себя также санкцию судебную. Судья не имеет права ссылаться на обычай. Судебный аппарат имеется в распоряжении только государства, однако мы видели, что и отдельные соци альные группы разрабатывали правовые нормы, кото рые по определению не могут официально признавать ся судами. Внимательное исследование, несомненно, покажет, что хотя обычаи, которые отступают от дей ствующего закона, являются в определенной степени противозаконными, по молчаливому соглашению их стараются не передавать на рассмотрение в суд. В конечном счете мы будем рассматривать как обыч ную правовую норму любое новое правило, явно или неявно принятое большинством членов группы, при условии, конечно, что она не будет касаться просто морали. Такие обычаи часто имеют распространение в профессиональных группах. Примеры этого можно найти в среде бизнесменов, банкиров, моряков. Но было бы неверно считать, что обычаи имеются только в про фессиональных группах. Они есть и в других сферах деятельности.
Приоритет закона перед частным обычаем. Обы чаи достаточно часто не соответствуют действующему праву. Они всегда полузаконны, а иногда и откровенно незаконны. Именно благодаря им в законодательство той или иной страны проникают идеи или создаются новые институты. Впрочем, здесь следует сделать су щественное замечание. Хотя несомненно, что норма поведения имеет правовую значимость в данной среде при условии ее единодушного соблюдения даже тогда, когда она в большей или меньшей степени отклоняется от предписаний закона (но, разумеется, не является ни преступлением, ни правонарушением), необходимо все же признать, что нормы обычного права, практикуе мые в законопослушном обществе, носят весьма неус тойчивый характер и не обладают значимостью нормы, утвержденной обществом в целом, т.е закона. При воз никновении противоречия между общим законом и ре гиональным, профессиональным и т.д. обычаем, верх, естественно, должен одержать закон. В правовом госу дарстве обычай, хотя и является источником права, тем не менее не имеет той прочной основы, которую создает законодательная санкция.
Обычай в первобытных обществах. Мы рассмотре ли обычай в наиболее общем понимании этого слова и применительно к наиболее цивилизованным обществам, где его существование и значение часто недооценива ется или игнорируется. Однако обычай имеет иное со держание в социальных группах, где он является либо единственным формальным источником права, либо са мым важным, поскольку правовой механизм в них отсут ствует или редко применяется. В первом случае речь идет о первобытных или древних народах, во втором — о сред невековой Европе.
Поскольку первобытные общества не знали письмен ности, они жили в режиме обычного права. Там было множество самых разнообразных обычаев, имеющих, однако, общие черты. Во-первых, в таких обществах право было неразделимо слито с религией, обычное право было пронизано верой в сверхъестественное.
Санкции за нарушение многочисленных табу имели религиозный характер. Во-вторых, обычаи были очень стойкими и изменялись крайне медленно. Правовые нормы быстро меняются только в современных обще ствах, где социальная жизнь имеет интенсивный характер. В первобытных обществах экологические и эконо мические условия существования исключали любое быстрое изменение человеческих отношений. Соци альные группы, как правило, там очень замкнуты, люди не общаются с членами других групп, в результате чего чуждые элементы, которые являются мощными факто рами обновления права, в таких обществах почти пол ностью отсутствуют. Более того, религиозная окрашен ность права, отсылающего к внушающим страх санк циям сверхъестественных сил, способствует поддержа нию конформизма и застоя. По всем этим причинам обычаи первобытных людей были весьма стабильны ми. Интерес к изучению обычаев в первобытных обще ствах подогревается тем, что они практикуются кое-где и в наше время, и тем, что исторические события позво ляют нам констатировать последствия зачастую очень жестокого столкновения этих систем обычного права с юридическими системами более высокого уровня.
Средневековые обычаи. Обычное право средневековой Европы, которое в некоторых странах, таких, как Франция, продержалось до конца XVIII века, безвозвратно ушло в прошлое и, следовательно, может изу чаться лишь косвенно. Кроме того, оно сосуществовало с другими источниками права и поставило ряд про блем, не решенных до сих пор. Самая важная из них — гласность. Вполне естественно, что обычай у первобыт ных народов должен был передаваться из уст в уста, поскольку они не знали письменности. Гораздо менее понятно, почему он носил устный характер в средние века, т.е в эпоху, когда письменность, хотя и не была распространена повсеместно, часто использовалась в определенной среде. Как могло произойти, что в то вре мя, как картулярии были заполнены множеством актов, связанных с личными интересами, например, да рениями и завещаниями, и их тщательно составляли и хранили, обычаи — документы, представлявшие общий интерес, — такого внимания к себе не привлекали. Они были выражены в словах, передававшихся устно в те чение многих поколений, и подвергались неизбежному риску искажения. Юристов, похоже, мало волновал этот парадокс, а ведь он нуждается в объяснении. В каче стве простой гипотезы мы предлагаем следующее. Право в эту эпоху — по крайней мере, то, что мы назы ваем частным правом — не считалось одним из атри бутов политической власти, и отношения между част ными лицами, возникающие волею обстоятельств, распространялись наподобие масляной капли, не подчиня ясь, судя по всему, никакой регламентации. Таким об разом, принудительная сила обычая проистекала не от организованного органа государственной власти, а была обусловлена лишь социальным давлением, которое на вязывало то или иное традиционное решение, коль ско ро оно представлялось удовлетворительным. В течение некоторого времени людей устраивало это несколько анархическое, положение вещей, однако по мере раз вития социальных отношений недостатки такой системы становились все очевидней. Для обеспечения безо пасности требуется заведомо точно знать права и обя занности каждого человека, иными словами, необходи мо обнародование правовых норм. К осознанию этой необходимости люди пришли благодаря двум сопутству ющим обстоятельствам. Прежде всего, была осознана необходимость закреплять обычай в письменной фор ме, но первые редакции были результатом инициативы отдельных людей и не имели официального характера.
Это был труд простых граждан, собиравших и систе матизировавших для себя или других нормы, имевшие хождение в их среде. Затем, после того, как государ ственные органы приобрели больший авторитет и, ста ло быть, у них стало больше обязанностей, власти осоз нали, что им надлежит ознакомить общественность с нормами, которые каждый должен соблюдать.
Неудивительно, что подобные меры были приняты в период централизации и укрепления государства. В 1454 году французский король Карл VII в своем знаменитом указе в Монтиль-ле-Тур повелел, чтобы обы чаи королевства составлялись официально в письмен ном виде, и учредил для этого соответствующую про цедуру. Указ исполнялся без особого рвения, и когда произошла революция, еще не все обычаи были пись менно сформулированы. Однако нас здесь интересует то, какие последствия имело их написание. Перестало ли право быть обычным, потеряв свой устный харак тер? Фактически, да. Записанный обычай соблюдался, как правовой документ. Однако вплоть до падения ко ролевской власти было принято разделять Францию на две части, первая и самая крупная из которых носила название «страны обычая», тогда как некоторые про винции, особенно на Юге, управляемые прежде в соот ветствии с римским правом, получили название «стра ны письменного права». Эти наименования представляют только исторический интерес. Должен ли обычай быть рациональным? Средне вековые юристы считали, что обычай должен иметь осо бенность, которую следует подчеркнуть. Они требовали, чтобы он был рациональным. Формулируя это тре бование, они боролись прежде всего с некоторыми обы чаями, казавшимися им неприемлемыми, поскольку вступали в формальное противоречие с каноническим правом и церковным укладом. Даже в наши дни юри сты выдвигают требование рациональности права, подразумевая под этим то, что обычай, вступающий в кон фликт с фундаментальными принципами права, не сможет быть признан судами законным. Подобная кон цепция предполагает наличие иерархии правовых норм, аналогичной иерархии, которую мы наблюдаем среди обыкновенных законов и конституционных законов. Предполагается, что существуют более высокие по ста тусу, фундаментальные правовые нормы, и что всякая иная норма находится по отношению к ним в подчинен ном положении. В условиях, подобных тем, что суще ствовали в средневековой Европе, где наблюдалось множество разнообразных обычаев, этот принцип был, несомненно, источником порядка и определенности и имел некоторую практическую ценность. С теоретичес кой точки зрения это не совсем так, поскольку любой обычай, признанный таковым, есть выражение воли со циальной группы и может быть отменен только в ре зультате утверждения противоположного закона или обычая. 4.2. Закон
В сущности, закон мало отличается от обычая: оба они являются выражением воли группы. Они разнятся в инструментальном плане: если обычай, как мы виде ли, является явлением спонтанным и «бессознательным», то закон создается специализированным орга ном посредством процедуры, которую в наше время и в наших обществах называют обнародованием. Кроме того, закон выражается в формулах, чаще всего со ставленных письменно, тогда как обычай передается Устно. Мы последовательно остановимся на способе Разработки закона, его форме и области применения.
Но вначале необходимо сказать несколько слов о его истории.
Первые законы. Закон появился позже обычая, и это произошло по двум причинам. Говорят, что закон прежде всего предполагает использование письменно сти, а письменность была изобретена сравнительно не давно в истории человечества. На самом деле, этот критерий не слишком корректен. Вполне можно пред ставить себе, что правовые нормы провозглашались ус тно и имели силу закона. Более точной и важной явля ется вторая причина: поскольку для разработки закона требуется наличие специализированного органа, зако на у самых древних народов не существовало. Они жили в режиме традиционных обычаев, поскольку закон пред полагает разделение труда, дифференциацию функций, которая была им еще неведома.
Наиболее древние из известных законов — это тек сты из Месопотамии, относящиеся ко II тысячелетию до нашей эры. Самым известным из них, но не самым древним, является знаменитый Кодекс Хаммурапи, — вавилонского царя. Другие законы имеют более позднее происхождение, например, десять заповедей иудеев (да тируемые несколько веками позже), индийские законы Ману (III в.). Древнеримские Законы двенадцати таб лиц датируются серединой V века до н.э., а германцы создали свои законы (среди которых самый знамени тый — Салическая правда) лишь к VI веку н.э. Впро чем, эти хронологические данные не имеют большого значения. Важно другое — установить, на каком этапе своего развития эти народы ощутили необходимость иметь законы. Кроме того, законы зачастую не были изолированными, а представляли собой более или ме нее систематизированные сборники, которые получили название кодексов. Первые законы, по-видимому, были довольно близки к обычаям и должны рассматривать ся, по крайней мере, в том, что касается права соб ственности, скорее как официальная редакция обыча ев, имеющих различное происхождение и давность, чем как собственно законы.
Современные кодексы имеют совершенно иной ха рактер. Любой элемент спонтанности им чужд. Они — результат тщательной и продуманной работы. Кроме того, они, за редким исключением, не являются «сум мой» элементов различного происхождения и давности, а представляют собой совокупность действующего пра ва, связного и систематизированного. Эта связность, как мы уже видели, часто бывает больше кажущейся, чем реальной.
Обычай и закон. В истории зачастую возникал воп рос, какая из этих двух систем — обычного права или законов — предпочтительнее? В Германии в начале XIX века разразилась знаменитая дискуссия на эту тему между двумя юристами — Савиньи и Тибо. Пер вый был сторонником обычного права, второй — коди фицированных законов. Савиньи, возглавлявший исто рическую школу, указал верную идею, которую под твердила современная социология. Согласно этой идее право представляет собой продукт коллективного со знания. Отсюда Савиньи сделал вывод, что обычай выше закона, поскольку является непосредственным и чис тым выражением устремлений нации. Однако факты указывают на противоположное. Установлено, что обычай не только не является более гибким, чем закон, и не способен быстрее приспосабливаться к новым услови ям, но он имеет тенденцию укореняться и его трудно изменить. Так что доводы Тибо звучат убедительнее. Впрочем, почти все современные государства живут в режиме кодификации, который имеет большое преиму щество над обычным правом в том смысле, что его можно легче и быстрее понять.
Разработка закона. Как разрабатывается закон? Известно, что в самую древнюю эпоху право и религия не были отделены друг от друга. Закон предписывался Священным Писанием, а король-законодатель был ру пором Бога. В ходе процесса секуляризации, имевшего огромное значение и распространение, закон стал про водиться в жизнь органами государственной власти с помощью самых разнообразных процедур. Прерогати ва правотворчества, формулирования императивных норм, другими словами, законодательная власть, явля ется непременным атрибутом политической власти. Она варьируется в зависимости от конституционного режима. В странах прямой демократии закон есть волеизлияние всех граждан.
При парламентском строе за него голосуют избран ные для этой цели представители нации; при абсолют ной монархии закон издается королем, представляю щим в своем лице государство, которым он управляет. Эти особенности, имеющие большое практическое зна чение, имеют один общий принцип, а именно, что за кон — как, впрочем, и обычай — является выражени ем воли большинства. Из этого принципа следует, что закон тем лучше, чем больше отвечает потребностям сообщества. Вот почему его разработка должна прово диться очень тщательно. При парламентском строе законы, как правило, подготавливаются в комиссиях.
Классификация законов. Не все законы имеют оди наковую ценность, и среди них можно выделить несколь ко категорий, которые мы кратко рассмотрим в соот ветствии с их значимостью. На вершине шкалы распо лагаются предписания, о природе которых ведутся спо ры и которые для некоторых юристов не являются законами. Речь идет о надконституционных законах — таких, как Декларация прав человека. Подобные акты занимают промежуточное положение между собственно законами и «общими принципами права», представ ляющими собой не что иное, как максимы естественно го права. Зачастую они являют собой преамбулу к кон ституциям, что дало повод назвать их «надконституци онными законами». Некоторые авторы считают, что речь идет о чисто нравственных нормах. Между тем эти нор мы входят в состав позитивного права и лежат в основе судебных постановлений. Что касается собственно кон ституционных законов, то все согласны, что они суть истинные законы, но обладают особой природой как в отношении дел, которых касаются, так и в отношении места, которое занимают. Их основная цель состоит в определении роли органов государственной власти. Значение их велико, поскольку они должны дать воз можность гражданам и группам граждан в полной мере пользоваться своими свободами, не мешая функциони рованию социальных институтов. Они образуют своего рода рамки, в которые вписываются обыкновенные законы. В силу их значимости голосование за них прово дится в соответствии с особой процедурой, и в некоторых странах они принимаются с помощью референдума.
Конституционность законов. Подчиненность обык новенных законов законам конституционным связана с тонкой проблемой. Что, если должным образом прого лосованный закон будет противоречить букве или духу конституции? Другими словами, как претворяется в жизнь главенство конституции над законом? На самом деле удовлетворительного решения этой проблемы не существует. Некоторые люди считали, что констатиро вать неконституционность законов и аннулировать те из них, которые оказались запятнанными, входит в пре рогативу судебной власти. Такая система принята в Соединенных Штатах. Законы там могут передаваться в Федеральный суд, который имеет право их отменять. Такая система, позволяющая судебной власти контро лировать законодательную, противоречит социологичес кому принципу, в соответствии с которым правовая норма есть выражение коллективной воли. Эта воля претворяется в жизнь избранными представителями народа, а не профессиональной корпорацией, какими бы ни были ее авторитет, знание дела и беспристраст ность. Мы жили бы при режиме, который справедливо можно было бы назвать «правительством судей». Они стояли бы над народом, а это является вопиющим на рушением демократических принципов. Можно возра зить, что судьи — выразители воли народа, а не просто профессиональная корпорация, ведь, исполняя свои функции, они выносят решения от имени всего общества. Совершенно справедливо. Однако более двухсот лет тому назад Монтескье уже предупреждал о серьез ной опасности, которую несет с собой смешение полно мочий. Если судебная власть должна оставаться неза висимой от политической власти, столь же необходимо, чтобы орган, предназначенный для управления стра ной и в частности для принятия законов, сохранял свою самостоятельность по отношению к судьям, призван ным выполнять совершенно иные функции. Впрочем, проблема конституционности законов является, возмож но, скорее теоретической, чем реальной, потому что законодатель, как правило, остерегается голосовать за законы, которые формально противоречат букве и духу положений конституции.
Частные законы. Если обратиться теперь к сфере применения закона, необходимо вначале рассмотреть его границы в пространстве и времени. В простран стве его применение обусловлено прежде всего тесной связью между законом и политической властью. В отличие от обычая, который, как мы видели, может быть надгосударственным или подгосударственным, закон, выработанный органом политической власти, приме няется теоретически только в рамках юрисдикции этой власти и, следовательно, тесно связан с понятием госу дарства. Однако этот принцип действует с некоторыми важными оговорками. Во-первых, он не означает, что закон непременно относится ко всем гражданам госу дарства; здесь следует избегать двусмысленности: пра вовая норма, предписанная законом, обязательна для всех, но она может касаться только одной категории людей — таковы, например, законы, охраняющие тру довые права женщин и несовершеннолетних. Право вая норма может относиться и к одному конкретному человеку, например, указ, согласно которому тому или иному гражданину присуждается награда или выдает ся денежное вознаграждение. Обычно считается, что роль закона не в этом и что он должен носить абстракт ный и общий характер. Тем не менее ничто не мешает тому, чтобы закон применялся к какой-то одной катего рии граждан или даже к частному лицу. Достаточно, чтобы общество в целом было заинтересовано в их де ятельности и испытывало потребность выражать в отношении этих людей свою волю. Этот случай следует отличать от того, что принято называть привилегиями Привилегии связаны с понятием социального класса не только в экономическом и политическом смысле, кото рый чаще всего вкладывают в этот термин, но также в смысле юридическом. Привилегии не смогли бы суще ствовать в странах с демократическим строем, осно ванным на равенстве прав. Мы сталкиваемся с ними в иерархических обществах, где каждый социальный класс имеет строго определенный правовой статус, как, например, было в разделенной на касты Индии.
Правосубъектность. С другой стороны, внутренняя связь закона с государством порождает, при некоторых исторических обстоятельствах, проблему право субъектности. Этот феномен наблюдается тогда, когда политическая власть приходит в упадок или просто пользуется меньшим авторитетом. В качестве одного из наиболее характерных примеров можно привести поло жение в Западной Европе после нашествия варва ров. Нельзя сказать, что в то время закон отсутство вал, поскольку вожди германских племен не полени лись создать своды законов для завоеванных ими народов. Однако смешение этнических элементов далеко не завершилось, и почти во всех новых королевствах воз никла необходимость обнародования двух серий зако нов — одной для римлян, а другой для германцев. Впро чем, эта мера оказалась недостаточной, и при отсут ствии мощной законодательной власти это привело к многочисленным правовым конфликтам. Наконец, нор ма, согласно которой действия законодательных орга нов определяет гражданство, также часто не срабаты вает в уголовных делах. В силу принципа, в соответ ствии с которым государство, среди прочих важней ших функций, должно обеспечивать порядок и безопас ность на своей территории, уголовники-иностранцы подсудны судам той местности, где было совершено преступление, при условии использования процедуры экстрадиции.
Когда закон вступает в силу? Что касается дей ствия закона во времени, то мы возвращаемся здесь к уже упоминавшемуся нами различию между законом и обычаем. Если обычай зарождается спонтанно и без объявления, то закон возникает в определенный момент времени, причем его появление обычно сопровождает ся специальной процедурой, которая в современных государствах носит название «обнародования». Она главным образом состоит в том, чтобы с помощью соответствующих средств ознакомить заинтересованных лиц с нормами закона. Только с этого момента закон всту пает в силу. Под него не подпадают действия, совер шенные до его вступления в силу: это называется прин ципом отсутствия обратной силы. Этот аспект закона очень важен: он особенно полезен в уголовных делах, где данный принцип наиболее полно гарантирует безо пасность граждан.
Когда закон теряет силу. Что касается определе ния момента, когда закон перестает действовать, то согласно общепринятым представлениям считается, что закон остается в силе до тех пор, пока не будет право мерным образом отменен другим законом. Это реше ние прекрасно согласуется с утверждением, согласно которому закон в наши дни и в развитых обществах является практически единственным источником пра ва. После всего, что уже сказано об обычае, понятно, почему мы не можем придерживаться подобных пред ставлений. Менее догматический и более реалистич ный взгляд на вещи позволяет предположить, что когда, после определенного срока действия, закон теряет силу, заменен ли он новыми положениями или нет, его можно, за некоторыми исключениями, считать отменен ным, но не посредством формальной и правомерной процедуры, а по обычаю. В рамках социологии права отмена закона может быть как подразумеваемой, так и явной: закон по праву и с достаточным основанием можно считать упраздненным, если он больше не отве чает целям и устремлениям социальной группы.
Официальное и «теневое» правотворчество. В про цессе правотворчества можно выделить два направле ния — официальное правотворчество и «теневое» нор мотворчество. Официальное правотворчество представ ляет собой целенаправленный процесс государствен ной и общественной деятельности по образованию, под держанию и развитию системы законодательных актов и правовых норм. Законодательная деятельность явля ется частью правотворчества. Социологию интересу ют такие проблемы, связанные с законодательством и законотворчеством, как влияние социальных факторов на законодательный процесс, степень воздействия стра тификации общества на правотворчество, изучение подзаконных актов. «Теневое» нормотворчество возни кает в случае неудовлетворительного функционирования официальных норм, наличия пробелов в праве, су ществования неправовых элементов в правотворчес кой деятельности. В периоды кризисного состояния об щества население само создает нормы поведения, ко торые не предусмотрены в законе, но которыми руко водствуется в своей деятельности большое количество людей. Например, в условиях разгула преступности на селение формирует вооруженные формирования для противостояния бандитизму, хотя существование этих самодеятельных организаций не предусмотрено зако ном. Исследования показали, что в жизни наряду с юридическим правом существует право фактическое. Это фактическое право и лежит в основе теневого нор мотворчества.
Особое место занимают фактические права руково дителей, которые позволяют им решать судьбы людей. Таких прав выделяют три группы. Первая группа объе диняет такие неофициальные привилегии руководителей, из-за которых быстро ухудшаются условия суще ствования людей. Это право на замораживание сбережений, право на изъятие из обращения некоторых то варов, право повышения цен на различные продукты, право освобождения себя от несения ответственности за принятое решение. Особую группу образуют приви легии обеспечения покорности индивидов, игнорирова ния общественного мнения. Третью группу составляют действия по сокрытию информации, преследованию инакомыслия, закрытию доступа к литературе. Эти действия также являются привилегией руководящей элиты. Фактические права могут препятствовать дей ствию юридических прав, способствовать подрыву ав торитета прав юридических. Система прав юридических часто обеспечивает господство фактических прав 4.3. Юриспруденция
Область применимости закона находится в естественной зависимости от придаваемого ему смысла: таким образом, она зависит от его интерпретации. Но поскольку наиболее важным толкователем закона яв ляется судья, которому передается на рассмотрение дело, мы в соответствии с классическими представле ниями должны упомянуть третий из источников права — юриспруденцию.
В узком смысле термин «юриспруденция» обозна чает решения судебных органов, т.е судов. Но сразу же возникает вопрос: как судебные органы могут быть источником права? В чем состоит функция судьи, если не в применении уже существующего права? Чаще всего проблема встает перед ним в форме силлогизма. Зная типовой случай, по которому законодатель вынес решение, судья должен выяснить, соответствует ли кон кретный случай, переданный ему на рассмотрение, это му типовому случаю, и сделать надлежащие выводы В принципе непонятно, каким образом работа судьи мо жет изменять существующие правовые нормы и тем более добавлять новые. Это на первый взгляд кажется справедливым в отношении правовых систем большин ства современных западных стран. Гораздо в меньшей степени оно справедливо для обществ, где закон игно рируется или мало используется, а население преиму щественно пользуется обычным правом. В таких обще ствах — идет ли речь о первобытных народах, средне вековой Европе, или даже в какой-то мере о современ ной Великобритании, где господствует прецедентное право, — роль судьи значительно важнее. Естественно, что здесь судья проявляет гораздо большую инициати ву, причем до такой степени, что производит впечатле ние живого источника права. Поэтому можно рассмат ривать судебную практику как один из источников пра ва. В литературе, однако, существует точка зрения, согласно которой судебная практика не творит право. Такой точки зрения, например, придерживается фран цузский исследователь Анри Леви-Брюль. Согласно его аргументам, большинство правовых норм никогда не обсуждалось в судах, поскольку эти нормы единодуш но признавались. Причем это как раз самые важные нормы. С другой стороны, указывает он, было бы серь езной ошибкой считать, что в обществах, где господ ствует обычное или прецедентное право, судья смог бы разрешить спор, представленный ему на рассмотре ние, исходя только из своих личных убеждений. Вынося приговор, он обязательно руководствуется общественным мнением. Несомненно, что обычай не диктует ему решение явным образом, но он оказывает на судью скры тое и непреодолимое давление, и роль судьи состоит в поиске не нового решения, а того, которое наиболее соот ветствует требованиям общественного мнения. Поэто му, считает Леви-Брюль, неверно утверждать, что су дьи сами творят правовые нормы — они уже существу ют. По очень точному выражению, используемому в ста рых германских текстах, судьи, которых там иногда на зывали «Urteilsfinder», «находят» правовые нормы.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |