КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль процессного подхода в современной системе качества
Развитие рыночной экономики предъявляет новые требования к деятельности предприятий, фирм и компаний. Появляется ряд новых понятий и требований или изменяются требования к уже существующим характеристикам продукции. Одним из таких важнейших характеристик, определяющих выживание компаний в условиях жесткой конкуренции, является понятие качества. Особенно актуальным является реализация новой концепции качества в условиях вступления Украины в ВТО (Всемирную торговую организацию). Это вступление, с одной стороны, должно облегчить выход украинских предприятий на зарубежные рынки, а с другой, приведет к резкому увеличению конкуренции, в том числе и на внутреннем рынке. И в этой ситуации обеспечение качества продукции на уровне, соответствующем международно признанным стандартам ИСО (ISO - International Organization for Standardization или Международная организация по стандартизации ИСО - международное агентство, объединяющее почти 100 стран-членов.), будет являться важнейшим условием выживания и процветания компании. В условиях административной экономики под качеством понимали прежде всего выполнение требований стандартов (ГОСТ, технические условия и т.д.). Безусловно, это очень важное условие качества, но оно слабо связано с тем, насколько данная продукция удовлетворяет требования потребителей. В связи с недостаточностью такого узкого понимания качества в развитых странах возникла более широкая концепция качества – как всего комплекса характеристик продукции, позволяющего удовлетворять потребности клиента, в том числе и не всегда осознаваемые. Эта концепция получила название Total Quality Management – TQM. TQM – это всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации. Таким образом, в современном понимании под качеством понимается весь комплекс деятельности, связанный с выпуском, реализацией и сопровождением товаров или оказанием услуг – качество разработок, качество производственного процесса, управления, экологические требования. И на вершине системы качества находится потребитель с его потребностями. Стоит добавить, что в рыночной экономике качество процессов также означает и их эффективность, поэтому реализация современной системы качества позволяет не только повысить качество товаров и таким образом способствовать увеличению спроса на них, но также навести порядок на фирме, оптимизировать процессы, снизить затраты, и в конечном итоге повысить конкурентоспособность товаров и услуг. Как видно из вышесказанного – современная система качества является сложной системой, требующей для своей реализации новых методов представления, организации деятельности и управления ею. В основе стандартов ИСО по качеству находится процессное представление деятельности экономической системы, дополненное также рядом других типов описаний (структурное, документальное и др.). Ядро стандартов систем качества ISO 9000 состоит из четырех международных стандартов, предоставляющих руководство по разработке и внедрению эффективной системы управления качеством. Независимо от специфики выпускаемой продукции эти стандарты применимы как к сфере производства, так и к сфере услуг. Основную идею процессного подхода в серии стандартов ИСО можно свести к следующим положениям: - Деятельность организации необходимо представить в виде сети взаимодействующих между собой процессов; - Менеджмент деятельностью организации должен основываться на менеджменте сетью процессов. - Описание процессов должно отражать не только отдельные процессы, на также взаимосвязи и взаимодействия между процессами. - Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют сеть процессов организации. Описание сети процессов, составляющих деятельность организации - это сложная организационно-техническая задача, для решения которой требуются специальные средства описания и анализа. В стандартах ИСО 9000 регламентирован также ряд требований к представлению процессов. В частности, модель сети процессов в рамках системы качества должна отвечать на следующие вопросы: - Какие процессы в деятельности организации относятся к системе качества? - Какова структура этих процессов, включая выходы и потребителей процессов, входы и поставщиков и т.д.? - Как процессы взаимодействуют друг с другом? - Как в рамках процессов выполняются требования, определенные в ИСО семейства 9000 версии 2000 года? Для того, чтобы модель сети процессов отвечала на эти и другие вопросы в рамках системы качества, она должна строиться в соответствии с дополнительными требованиями (помимо тех, которые сформулированы в методологии IDEF0 – один из стандартных языков моделирования процессов). Ниже приводится перечень основных требований, которым должна отвечать функциональная модель процессов: - Функциональная модель строится с точки зрения руководства системой качества организации. При таком подходе модель включает все процессы и элементы, влияющие на качество конечной продукции и процессов. - Функциональная модель должна содержать процессы, определенные как обязательные в рамках требований МС ИСО семейства 9000 версии 2000 года. Перечень этих процессов приведен в МС ИСО 9001:2000. - Функциональная модель должна содержать элементы (объекты), регламентируемые в МС ИСО семейства 9000 версии 2000 года. - Функциональная модель должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, относящиеся к сфере деятельности организации. В стандартах ИСО 9001:2000 к обязательным процессам относятся: - Реализация ответственности высшего руководства в рамках системы качества; - Менеджмент ресурсами (вспомогательными производственными процессами); - Менеджмент основными производственными процессами (процессами жизненного цикла продукции); - Процессы измерения, контроля и улучшения системы качества. К обязательным элементам относятся, в том числе, - Документы, содержащие политику, цели организации в сфере менеджмента качества; - Документы, содержащие ответственность сотрудников организации (должностные инструкции); - Записи качества, и т.д. Соответственно, функциональная модель должна содержать все обязательные процессы и элементы в соответствии с требованиями ИСО семейства 9000 версии 2000 года. Из описания требований к системе качества очевидно, что одним из необходимых условий ее реализации является детальное описание бизнес-процессов фирмы. А для этого необходима развитая информационная система предприятия, специальный инструментарий, включая идеологию и программные продукты, а также команда специалистов, умеющая работать со всем этим. Подводя итоги рассмотрения этого и предыдущих разделов, отметим, что для целей повышения эффективности бизнес-процессов, совершенствования управления и внедрения системы качества по ИСО 9000 в основе используется одно и то же процессное представление экономической системы (что не исключает специфики при детальном представлении в рамках конкретных задач) и одни и те же языки представления. Рассмотрим их детальнее.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |