КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Праксиология. Философское обоснование деятельности
Аксиология. Ценности человеческого существования. Смысл жизни и предназначение человека. ◘ Аксиология как философское учение о ценностях и их природе. Понятие ценности. Материальные и духовные ценности. Понятие «иерархии (пирамиды) ценностей». «Переоценка ценностей» в процессе развития общественного сознания. Высшие ценности в основе структуры мировоззрения. Нравственные ценности и мораль. Основные эстетические ценности. Идеология и ценности общественного бытия. Религиозные ценности. Анализ структуры ценностей любой мировой религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.). Проблема ценностного определения современного человека. ◘ Смысл жизни как экзистенциальная проблема человека. Смысл как сущность человека и как цель бытия. Смысл жизни в контексте проблемы смерти («Быть или не быть?»). Различение физиологической и социальной форм смерти. Проблема смысла жизни в отечественной религиозно-идеалистической философии (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, бр.Трубецкие, Н.А.Бердяев). Решение вопроса о предназначении человека в различных видах мировоззрения (миф, религия, философия, наука). Бес смысленность существования – важная проблема современного мировоззрения. Смысл жизни как вечная индивидуальная (личностная) и социальная проблема. ◘ Праксиология – как один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности. Понятие деятельности. Деятельность как активное преобразовательное отношение человека к миру. Практика как философская категория. Социально-философское описание деятельности: деяние, поступок, поведение. Психологическое понимание деятельности: потребности, мотивы, средства. ◘ Атрибуты деятельности: предметность и субъектность; сознательность и целесообразность. ◘ Семиотический (знаковый) аспект деятельности. Труд, игра, творчество. Роль деятельности в формировании и развитии человека. Внутренние и внешние формы регуляция деятельности человека (мотивы, нормы, ценности).
52. Социальная философия: общество, культура, цивилизация ◘ Общество как предмет философского исследования. Основные моменты развития социально-философских взглядов в истории философии (античность, философия средневековья и Нового времени). Философия истории Г.Гегеля. Позитивная философия О.Конта. Развитие философского анализа процесса общественного развития в трудах: Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Маркса, Т.Парсонса. Базовые сферы общественного бытия (социальная, экономическая, политическая, духовная, моральная, религиозная, научная). Понятие общественно-исторического процесса и общественно-экономической формации. Сущность прогресса и регресса. Культура и цивилизация как предмет философского осмысления (Шпенглер, Данилевский, Тойнби, Сорокин). Культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека. Человек есть субъект деятельности. В таком случае развитие культуры связывается с развитием личности. В основании культуры лежит потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой человеческой природы, развертывание креативной деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия. ◘ Спектр вопросов философии культуры: В 1983 г в Канаде состоялся всемирный философский конгресс посвященный вопросам культуры Проблемы: почему культуры будучи уникальным и целостным феноменом так многообразна? Культуры перестали быть герметически закрытыми ареалами. Исторические судьбы национальной культуры. Выработка модели универсальной культуры и т.д. ◘ Генезис культуры. Концепции, объясняющие развитие культуры: · Орудийно-трудовая концепция (марксизм – труд как взаимодействие человека и природы. Орудия труда сыграли большое влияние на процесс изменения не только окружающей предметной действительности, но и на самого человека) · Психологические – З. Фрейд выделял совесть, как важное качество, выделяющее человека из животного мира. Основание культуры, по Фрейду коренятся в человеке, его желаниях и общественных табу, упорядочивающих деятельность человека. К.Г. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе и т.д. · Антропологические. М. Шелер, Н. А Бердяев. Человек натуральный, человек разумный, человек духовный. · Социокультурные – Эрнст Касирер в «Философии символических форм» (1923-29) нем. выдвигает теорию культурогенеза; предпринимает анализ всей совокупности творческой деятельности человека. Человек был изначально обладал «неразвитыми», приглушенными инстинктами (вспомним = идея Ницше; теория недоразвитого животного), а поэтому предрасположен к надприродной, внеинстинктивной деятельности, которая помогает ему выжить. Это есть теоретический и практический опыт бытия человека (как положительный, так и отрицательный) – Человек символический. · Игровая концепция Й. Хейзинга (1882-1945) – голландский историк культуры – культура возникает и развивается в игре. ◘ Культ и культура П. А. Флоренский – Система понятия есть система, сопровождающая культ. Н. А. Бердяев о символической природе самой культуры. ◘ Природа и культура. А. де Бенуа: «Человек и культура связаны неразрывно», подобно растению и почве, на которой это растение произрастает». Культура - это природа, которую пересоздает человек. П. А. Флоренский: Природа и культура, не существуют вне друг друга, а лишь друг с другом. ◘ Культура и цивилизация. Н. Я. Данилевский обосновал понятие культурно-исторического типа, т.е. особой культуры, которая раскрывает свои возможности в конкретный исторический период:. Данилевский отвергал географическое деление общей культуры по частям света. Он полагал ошибочным разграничение истории на древнюю, средневековую и новую. Так, падение римской империи в 5 веке, означавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но не для Китая и остальной части света. Рим, Греция, Индия, Египет и др. культуры имели свой древний, средневековый и современный периоды.. Он так же разделяет народы на три класса: · позитивные творцы истории · Негативные творцы · Народы, творческих дух которых еще задерживается. Циклизм культур: · О.Шпенглер · Н.А.Бердяев, · Н.Я. Данилевский ◘ Культура, субкультура и контркультура. Нем. Поэт Гельдерлин (1770-1843) – культура многогранна и полна противоречий. Торговец и ремесленник отличаются особым жизненным укладом – выведение понятия «субкультура» – определенные отсеки культуры. М.М. Бахтин – об официальной и народной культуре. Карл Манхейм (ХХ в) – вывел, что противоречия в культуре объясняются объективными причинами смены поколений. Появление конркультурных ценностей означает начало нового этапа развития в едином культурном пространстве. Кризис культуры - обязательный и закономерный этап развития культуры вообще. ◘ Равноправие культур. Схема относительности цивилизационного формационного и этно-национального развития обществаÞ
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |