Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пособие по ТМ ОБЖ 7 страница




Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария, который включает в себя: учебную цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

При введении в игру определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией, общаются между собой.

В процессе игры участники не имеют права вмешиваться и изменять её ход (только ведущий может корректировать действия участников; если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников:

по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор.

позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор

методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Анализ и обобщение, обсуждение и оценка результатов по окончанию игры может осуществляться посредством выступления экспертов, обмена мнениями, защиты учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

 

Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает.

Проблемное обучение включает этапы:

осознание общей проблемной ситуации;

ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

проверку правильности решения.

Правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть выражена различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение: он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод - такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство.

 

Технологии модульного обучения

Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением.

Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырех урочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру. Рассмотрим организацию четырехурочного цикла.

Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. Как правило, на этом уроке каждый учащийся получает конспект или развернуты и план материала (заранее размноженный либо появляющийся на экране, мониторе одновременно с объяснением учителя). На этом же уроке проводится первичное закрепление материала, конкретизация информации в специальной тетради.

Цель второго урока - заменить собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Работа проходит в парах или малых группах. Перед уроком учитель воспроизводит на экране конспект, известный учащимся по первому уроку цикла, и проецирует вопросы, на которые необходимо им ответить. По организационной форме этот урок является разновидностью практикума.

Третий урок полностью отводится под закрепление. Сначала это работа со специальной тетрадью (на печатной основе), а затем выполнение индивидуальных заданий.

Четвертый урок цикла включает предварительный контроль, подготовку к самостоятельной работе и собственно самостоятельную работу. В модульно-блочной технологии применяются объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный методы обучения.

 

Технологии уровневой дифференциации, групповые технологии

Технология разноуровневого обучения

Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.

Организационная модель такой школы включает три варианта дифференциации обучения.

1. Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.

2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном). При наличии устойчивого интереса группа становится классом с углубленным изучением отдельных предметов.

3. Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодиагностиики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников.

Технология коллективного взаимообучения

Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, дна сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.

Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Использование на уроках ОБЖ технологий интеграции в образовании, витагенного образования

В контексте концептуальных основ преподавания ОБЖ в школе, а так же предметного содержания данной дисциплины, особое значение приобретает использование на уроках ОБЖ технологий интеграции в образовании и витагенного образования.

 

Технологии интеграции в образовании

Термин «интеграция», означающий «объединение, соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях:

с позиции системного подхода интеграция – система систем, результат систематизации высокого порядка;

с позиции гносеологического подхода интеграция – это способ и процесс формирования многомерной и полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности; это процесс становления целостности – единого качества на основе многих других качеств; принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности;

с позиции герменевтического подхода интеграция – это принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ, учебных курсов, мероприятий, получение интегративных результатов образования и т.д.

Интегрированные уроки по ОБЖ, могут проводиться на внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные, уроки в форме соревнований и игр, уроки творчества, уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, дискуссия, диспут, устный журнал и т.д.).

На рисунке нами представлена межпредметная интеграция знаний основ безопасности жизнедеятельности в условной схеме объективного единства содержания общеобразовательных предметов.

Так, при проведении урока по ОБЖ «Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества» возможна интеграция знаний предметных областей биологии, экологии, литературы; при проведении урока «Вредные привычки и их влияние на здоровье» - биологии, химии; при проведении урока «Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности» - биологии, технологии, физкультуры. Урок «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества» целесообразно провести в нетрадиционной форме – дебатов, «круглого стола», конференции и т.д.

 

Технология витагенного образования

Технология витагенного образования включает в себя витагенное обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях (автор - Белкин Август Соломонович – академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук). При этом, опыт жизни – это витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности; жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отраженная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных условиях.

Целевые приоритеты технологии витагенного образования направлены на воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности, формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил, формирование многоплановых навыков адаптации к современной жизни.

Концептуальные положения технологии витагенного образования отражены в следующих позициях:

Исходным основанием процесса обучения следует считать человеческую жизнь.

В образовательном процессе необходимо широко использовать богатейший набор составляющих жизнедеятельности ребенка, подростка для решения педагогических задач.

Совместную деятельность участников учебного процесса следует выстраивать на основе субъект-субъектного взаимодействия – сотрудничества.

Главный путь превращения образовательных знаний в ценности необходимо осуществлять с опорой на жизненный опыт личности.

Использовать голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.

При осуществлении образовательного процесса по курсу ОБЖ педагогу необходимо способствовать переводу витагенной информации в жизненный опыт для того, чтобы обучающийся мог предвидеть опасности, по возможности избегать их, при необходимости – действовать, используя:

витагенную проекцию – витагенную информацию учащихся, востребованную учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания (источники витагенной информации – СМИ; научно-популярная и художественная литература; произведения искусства; общение, различные виды деятельности);

конструирующую проекцию – информацию, идущую от любого дополнительного источника: витагенный опыт других людей, научные данные, встречи со специалистами науки, культуры, спорта, медицины и здравоохранения и др.;

дидактическую проекцию – научную информацию, идущую от учителя, использующего витагенную информацию учащихся.

Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит посредством смены следующих стадий:

первичное восприятие (недифференцированное) витагенной информации;

оценочно-фильтрующая; личность способна определять значимость полученной информации в филогенезе и онтогенезе, т.е. с позиций личностной значимости;

установочная; личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание информации на конкретный период.

Успешность превращения витагенной информации в ценности образования обеспечивается соблюдением пяти условий:

Ценностным отношением к знанию.

Ценностным отношением к незнанию.

Формированием представлений о многомерности образовательного процесса.

Использованием личностного подхода.

Опорой на подсознание личности, что представляет собой прежде всего творчество и фантазию учащегося в самых разных проявлениях.

При реализации технологии витагенного образования, автор рекомендует использовать приемы голографического мышления:

• Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его

связей в образовательном процессе. «Что было бы, если...».

• Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. Прежде чем учащиеся получат необходимый запас образовательных (научных) знаний, необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания они обладают.

• Прием опережающей проекции преподавания. Образовательная информация должна накладываться на витагенную, придавая ей опережающее научное объяснение.

• Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Особенно эффективен, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, потребность в самореализации. «Я предлагаю вам идею— незаконченное произведение... Дополните и закончите его на основе своего жизненного опыта».

• Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации

образовательных проекций. Дидактический материал излагается раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами.

• Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях. «В жизни нет ничего такого, чего бы ещё не было».

• Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Необходимо «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия.

• Технология творческого синтеза образовательных проекций. Образовательный объект знания должен быть представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным.

• Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов. Термин «идеальная» означает умозрительный, отключённый от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора: «Если бы я был ….. министром здравоохранения, губернатором, президентом..».

 

Литература:

Анисимов В.В. Технологии целостного педагогического процесса/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. С. 298-344.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. /Г.К Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. М.: «Акадамия», 2004. 368 с.

Смирнов С.А. Технологии в сфере образования /Смирнов С.А.//Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. М.: «Академия», 2007. С.287 – 352.

Педагогические технологии: Учебное пособие/Автор-составитель Т.П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.

Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. специальностей/ Под ред. В.С. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/д: издательский центр «МарТ», 2006. 336 с.

Подласый И.П. Современные образовательные технологии /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. С. 342 – 384.

 

Вопросы и задания:

Сформулируйте понятие «педагогическая технология» и выявите его сущностные черты.

Какие позиции характеризуют современную педагогическую технологию?

Охарактеризуйте основные направления технологии сотрудничества.

Выявите основные функции учителя в развивающем обучении.

Раскройте основные идеи системы Л.В. Занкова и Эльконина – Давыдова.

Перечислите и дайте описания основным этапам разработки проекта.

Выявите ценностный потенциал педагогических игр как достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса.

Дайте характеристику основным этапам проблемного обучения.

Раскройте особенности технологии модульного обучения.

Опишите использование на уроках ОБЖ технологий интеграции в образовании, витагенного образования.

 

Проверьте себя:

I Установите соответствие между признаком классификации и названиями педагогических технологий

I массовая (традиционная) школьная технология; технологии продвинутого уровня; технологии компенсирующего обучения; различные виктимологические технологии; технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы. по ориентации на личностные структуры  
II информационные (ЗУН); операционные (СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (СЭН); технологии саморазвития (СУМ); эвристические и прикладные (СДП). по подходу к ребенку  
III авторитарные технологии; дидактоцентрические технологии; личностно-ориентированные; гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания по преобладающему методу  
IV догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др. по категории обучающихся  

II Для проблемного обучения характерно то, что:

а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;

б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;

в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.

III Соотнесите понятия с их сущностными характеристиками:

Проблемное обучение   1. Обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса    
Развивающее обучение   2. Вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес.  
Проектное обучение   3. Обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление  
Игровая технология   4.Обучение, согласно идее совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.  
Технология сотрудничества   5.Целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов  

 

 

IV Выберете вариант, характеризующий сущность педагогической технологии:

Способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение дидактических задач;

Системный метод создания, применения и определения всего про­цесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей зада­чей оптимизацию форм образования;

Составная часть, элемент метода; конкретное действие, отдельная операция в структуре метода.

V Установите последовательность действий учителя и учащихся в работе над проектом (составьте логическую цепочку)

Оформление результатов.

Презентация.

Разработка проектного задания.

Разработка проекта.

Рефлексия.

VI Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. В связи с этим выделяют категории малоспособных, талантливых учащихся а так же тех, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. Это технология:

проблемного обучения;

игровая технология;

технология модульного обучения;

технология уровневой дифференциации;

технология проектирования;

 

Глава IV Учебно-материальная база основ безопасности жизнедеятельности в школе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.401 сек.