Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-материальная база по основам безопасности жизнедеятельности 5 страница




Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Она отражается в таких формах, как конкурсы творческих и исследовательских работ, рисунков, театрализованных представлениях.

На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестра, фельдшер или врач), а также родителей учащихся (представителей МВД и МЧС России - спасателей, пожарных и др.).

Результаты учебно-воспитательной работы по усвоению учащимися знаний по основам безопасности жизнедеятельности определяются учителем в процессе диагностической деятельности. Диагностические задания для младших школьников должны носить преимущественно игровой характер, привлекательный по форме и по содержанию.

 

Литература:

Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 288с.

Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник/ Н.Г. Милорадова. М.: Гардарики, 2005. 335 с.

Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: книга для учителя/ Р.М.Миронова. Мн.: Нар. асвета, 1989. 176 с.

Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и материалов. М.: Вентана-Граф, 2007. 128 с.

Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2007. 512 с.

Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и темат. планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плещаков. М.: Просвещение, 2006. 94 с.

Поглазова О.Т. Программы «Окружающий мир» для 1-4 классов/ О.Т. Поглазова. Смоленкс: Ассоциация XXI век, 2005. 48 с.

Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы/ под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2006. 112 с.

Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. 48 с.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. М.: «Акадамия», 2004. 368 с.

Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 кл/ И.К. Топоров. М.: «Просвещение», 1996. 80 с.

 

Вопросы и задания

Обоснуйте необходимость обучения младших школьников основам безопасности жизнедеятельности.

Охарактеризуйте тематическое содержание по основам безопасности жизнедеятельности в курсе «Окружающий мир»?

Какие особенности детей младшего школьного возраста необходимо учитывать при организации и проведения занятий?

Перечислите формы, методы, приемы обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе, чем обусловлен их выбор?

Выявите ценностный потенциал дидактической игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы по основам безопасности жизнедеятельности.

Раскройте роль внеклассной работы по закреплению навыков безопасного поведения учащихся в повседневной жизни.

 

Проверьте себя:

I. Учащиеся начальной школы изучают вопросы ОБЖ в программе «Окружающий мир». Почему предметы объединили?

а) для устранения перегрузок;

б) из-за сложности, рассматриваемых вопросов;

в) из-за недостаточной квалификации учителей начальных классов;

г) из-за желания родителей;

д) для формирования ценностного отношения к собственному здоровью.

 

II. Что отрицательно влияет на качество учебно-воспитательного процесса по ОБЖ в начальной школе?

а) наличие средств ТСО;

б) использование дифференцированного подхода в обучении;

в) однообразие методов и форм работы;

г) использование на уроке различных методов обучения;

д) постоянный контроль знаний.

 

III. Что не характерно для применения игр на уроках по темам ОБЖ для детей младшего школьного:

а) снижается интерес к изучению предмета;

б) достигается яркость и непосредственность восприятия;

в) повышается качество усвоения нового материала;

г) дети легко входят в образы различных персонажей;

д) отрабатываются практические умения и навыки.

 

IV. Основная часть урока по ОБЖ в начальной школе должна быть направлена на:

а) организационный момент;

б) проверку домашнего задания;

в) подведение итога урока;

г) изучение дисциплинарных традиций;

д) усвоение или совершенствование знаний, применение их на практике.

 

V. Выберите их представленного перечня форму организации образовательного процесса не характерную для учащихся начальной школы:

а) комбинированный урок;

б) урок-лекция;

в) экскурсия;

г) соревнование;

д) урок-путешествие.

 

 

Глава VII Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера, организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения на основной ступени общего образования

 

Цели, содержание, особенности организации и проведения занятий, ожидаемые результаты по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характер

Мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения осуществляются государством и направлены, прежде всего, на защиту населения страны, ее материальных и культурных ценностей, на обеспечение безопасности личности, общества и государства в целом.

Роль самого человека в деле обеспечения личной безопасности и национальной безопасности России в настоящее время несоизмеримо возросла. Безопасность каждого человека во многом зависит от него самого, от его готовности правильно оценить опасную ситуацию и найти из нее наиболее безопасный выход.

В процессе своей жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации. Как правило, это происходит в тот момент, когда рядом никого нет и некому подсказать, что делать и как себя вести. Поэтому от правильных действий в условиях опасных ситуаций во многом зависит не только обеспечение личной безопасности, но и спасение тех, кто оказался рядом. Умение правильно и безопасно вести себя в повседневной жизни, а также в опасных ситуациях определяет степень защищенности человека и характеризует его уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности, формируемой в процессе освоения программного содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.

Содержание подготовки учащихся к действиям в ЧС локального характера представлено программным материалом 5-9 классов и направлено на достижение следующих целей:

• воспитание ответственного отношения к окружающей среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

• развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в быту, на дорогах и в транспорте, повседневной жизни, при активном отдыхе и природных условиях, в криминогенных ситуациях, при активном отдыхе на природе и автономном существовании человека в природной среде;

• освоение знаний: об опасных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения тематики программ по ОБЖ.

Подготовка учащихся к действиям в ЧС локального характера осуществляется при изучении тем: «Безопасность в быту», «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Активный отдых на природе», «Автономное существование человека в природной среде».

При изучении темы «Безопасность в быту» необходимо рассмотреть следующие вопросы: пожар в жилище; электробезопасность; безопасное использования бытового газа; безопасность при использовании средств бытовой химии; безопасность при работе с инструментами; безопасность на занятиях физической культурой; безопасность и компьютер; затопление жилища.

Учащиеся усваивают причины возникновения опасной или ЧС в быту и общие правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать, занимаясь физической культурой и спортом, работая на компьютере, с инструментами.

На уроках учащимися изучаются правила обеспечения личной безопасности в ситуациях: возгорания электроприборов (телевизор, электрогирлянда); возникновения запаха газа; пожара в жилище; затопления в жилище; неосторожного обращения с препаратами бытовой химии.

При освоении темы необходимо отработать с учащимися алгоритм эвакуации из здания при возникновении ЧС.

При изучении опасностей и ЧС на дороге и транспорте (автотранспорте, железнодорожном, водном, авиатранспорте) рассматриваются вопросы: безопасности пешехода; безопасности в общественном и личном транспорте; безопасности в метро и на электричке; безопасного поведения на льду и водном транспорте; безопасности на борту авиалайнера; безопасного поведения в толпе.

Учащиеся усваивают рекомендации пешеходам, как уцелеть в толпе, как противостоять гололеду, поведения в поезде и на железной дороге, опытных спасателей на воде, эвакуации с тонущего судна, поведения на льду и отрабатывают правила обеспечения безопасности в ситуациях: пожара в общественном транспорте, самолете; ЧС в метро; в случаях «панического бегства»; в ситуации «Человек за бортом»; пожара на судне; если провалился в холодную воду; если в полынье оказался человек.

При изучении опасных ситуаций криминогенного характера рассматриваются вопросы: как уберечь себя от преступлений; как защитить свой дом; криминальные ситуации на улице и в общественных местах.

Учащиеся отрабатывают правила предотвращения проникновения преступников в жилище, поведения в ситуациях: «если ты дома один»; если дверь квартиры кто-то пытается открыть снаружи; если квартиру ограбили, когда никого не было дома; опасностей, возникающих при позднем возвращении домой; если пристали незнакомые люди; на прогулке; при угрозе террористического акта.

При изучении темы активного отдыха на природе и безопасности изучаются экстремальные ситуации в природных условиях, меры безопасности при подготовке к турпоходу, путешествию по незнакомым местам, вводится понятие «акклиматизация» в условиях жаркого климата, горной местности, на Севере.

Учащиеся знакомятся с правилами обеспечения безопасности на природе во время грозы, при купании в незнакомом водоеме.

При изучении темы автономного существования человека в природных условиях изучаются вопросы «выживания» человека в борьбе с силами природы.

Учащиеся усваивают правила ориентирования на местности, оборудования временного укрытия, разведения костра, рекомендации добывания воды, пищи и ее приготовления, выживания в природных условиях после аварии, поведения в ситуациях потери ориентировки (если человек заблудился в лесу, если человек отстал от группы).

По темам ЧС локального характера учащиеся уже имеют основы знаний по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни (дома, на улице, на природе), полученные на начальной ступени образования. Но поскольку обучение ОБЖ как самостоятельного предмета в начальной школе не является обязательным (темы по ОБЖ интегрированы в курс «Окружающий мир»), а в некоторых школах по решению педагогического совета образовательного учреждения за счет вариативной части Базисного учебного плана «Основы безопасности жизнедеятельности»изучается как самостоятельный предмет, уровень знаний, умений и навыков учащихся по ЧС локального характера при переходе в основную школу неодинаков, что необходимо учесть при планировании процесса обучения на основе предварительного контроля – устного, письменного, либо беседы с учителем начальных классов. В результате предварительного контроля выявляется наличие и глубина основных понятий и умений по ЧС локального характера для последующей актуализации при изучении тематики ОБЖ в основной школе.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 на учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится 35 ч в год в 8 классе и 35 ч в год в старшей школе. Однако, как показывает опыт изучения предмета, для получения необходимых знаний, овладения практическими навыками и умениями учащимся необходимо не менее 1 ч в неделю с 5 по 9 класс (именно таким образом проводится преподавание ОБЖ более чем в 70 субъектах Российской Федерации). В связи с этим содержание ОБЖ по темам ЧС локального характера осваиваются учащимися 5-6 классов (младшими подростками), что необходимо учесть при планировании и проведении занятий.

Особенности данного возраста связаны с периодом адаптации учащихся к основной школе: кабинетной организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, их личностным особенностям; самостоятельной организации учебной деятельности. При переходе детей из младшего школьного возраста в подростковый особенно важно усвоение норм и способов взаимоотношений: у ребенка появляется потребность быть субъектом не только учебной деятельности - он стремится самоутвердиться. У подростков формируется потребность быть взрослыми, осознавать себя личностью, отличной от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределении. Участие только в учебной деятельности, в ее формах не удовлетворяет детей, вступающих в подростковый возраст, учение как бы отодвигается у них в сознании на второй план, изменяется ориентация подростков, учеба перестает восприниматься как главное дело жизни. С возрастом их все больше привлекает содержание, которое требует самостоятельности, эрудиции. Поэтому учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптацию учеников 5 класса. Осуществляя образовательный процесс в 5 классе, необходимо относится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальной школы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.

Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры безопасности является необходимым условием развития и социализации школьников, реализуемым при организации и проведении занятий на уроках ОБЖ.

Для развития познавательной деятельности необходимо использование для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объекта познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.

Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а так же развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.

Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Задания для самостоятельной организации учебной деятельности способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде.

Применение методов группового взаимодействия способствует овладению умениями совместной деятельности: согласованию и координации деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание изучаемых тем (ЧС локального характера), для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:

традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала;

широко применять словесные методы обучения – рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме;

предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении – правильно действовать);

объяснение нового материала осуществлять с опорой на витагенный опыт и витагенную информацию имеющуюся у учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;

закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах – при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т.д.;

домашнее задание производить не с позиций «прочитать.., выучить.., рассказать..», а посредством включения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и т.д.);

использовать внеурочное время для закрепления учебного материала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке и участии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.

При такой организации образовательного процесса в результате освоения содержания тем по ЧС локального характера представляется возможным:

совершенствование и расширение общих и специальных учебных умений, навыков и способов деятельности учащиеся;

успешное освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и основах безопасного поведения при их возникновении;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

 

Планирование и проведение занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения

Планирование и проведение занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения осуществляется в рамках освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования.

Образовательный процесс по данной тематике имеет следующие целевые ориентиры:

освоение учащимися знаний о чрезвычайных ситуациях природного (геологического, метеорологического, гидрологического, биологического) и техногенного (аварии на химически опасных объектах, на гидротехнических сооружениях, взрывопожароопасных объектах) происхождения; о безопасном поведении человека при их возникновении;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;

воспитание ценностного отношения к человеческой жизни;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в случае возникновения ЧС;

формирование навыков безопасного поведения школьников в ЧС природного и техногенного характера, навыков пользования средствами коллективной защиты, правильных действий по сигналу «Внимание всем!».

Содержание занятий по ЧС природного происхождения включает в себя изучение ЧС геологического происхождения (землетрясение, вулканы, оползни, ураганы и бури), ЧС метерологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами), ЧС биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии), причины их возникновения, возможные последствия и системы защиты населения от последствий ЧС природного характера.

Содержание занятий по ЧС техногенного характера включают в себя общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификацию по типам и видам их возникновения; изучение потенциально опасных объектов экономики, аварии на радиационно-опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах, причин их возникновения и возможных последствий; аварий на гидродинамических объектах, рекомендаций специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера; организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах).

На занятиях по ЧС природного и техногенного характера необходимо разъяснить учащимся, что в истории человечества немало событий, память о которых хранится веками. К таким событиям относятся крупные катастрофы, не знающие ни границ государств, ни национальностей, не щадящие ни молодых, ни старых. Эти события часто крайне трагичны. Но они должны не пугать, а учить нас. В них надо видеть не только опасности, которыми изобилует жизнь, но и опрометчивые поступки людей. Нетрудно увидеть, что, попадая в чрезвычайные ситуации, они демонстрируют непростительное легкомыслие, беспечность, недальновидность и неосторожность. Более того, пережив бедствие, люди быстро забывают о преподанных им уроках, не делают никаких выводов, а потому снова и снова расплачиваются за это своими жизнями. Данное обстоятельство обязывает знать о них как можно больше, чтобы защитить себя. На уроках по ЧС природного и техногенного характера необходимо, чтобы учащиеся поняли, что безопасность человека во многом зависит от уровня культуры безопасности, в том числе осведомленности о возможных бедствиях, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях, готовности противостоять опасностям, которые подстерегают нас в природе, в городских условиях — повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.

На уроках крайне важно достичь понимания учащимися необходимости изучения основ безопасности жизнедеятельности, насколько серьезно надо относиться к проводимым в рамках этого предмета занятиям. Необходимо осознавать, что оценки по ним выставляет жизнь и «пятерка - это спасение, а «двойка» - беда в чрезвычайной ситуации.

Организацию и проведение занятий по ЧС природного и техногенного характера, выбор форм, методов и средств обучения необходимо осуществлять исходя из специфики содержания изучаемых тем, возрастных особенностей подросткового возраста.

Специфика содержания изучаемых тем обусловлена широтой их представления в СМИ, литературе, научно-популярных изданиях, интернет-ресурсах. Как следствие данного обстоятельства педагогу необходимо как можно реже прибегать к методам устного изложения материала, используя частично-поисковые, исследовательские методы обучения. При использовании метода рассказа и объяснения желательно применять наглядные методы обучения не в качестве иллюстрации сказанного, а на основе проблемного изложения, стимулирующего развитие способностей учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать явления, устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий, творческого решения учебной задачи.

В школьной практике подростковый период (10 - 15 лет) называют «трудным», «критическим», «опасным», «криминогенным», «кризисным» и т.д. Объясняется это несовпадением по времени полового, общеорганического и социального созревания как основной особенности и основного противоречия подросткового возраста Существенное отличие подростков от младших школьников заключается в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения: подросток ориентирован на сверстников в своем стремлении «быть как все». Согласно В.В.Давыдову, Д.Б.Эльконину и др., одной из ведущих потребностей подростков становится потребность в общении, которая реализуется в стремлении занять определенное место среди сверстников и взрослых. Повышается предрасположенность к осознанию социальных норм, усвоению устойчивых форм поведения, нравственных стереотипов, происходит полоролевая идентификация.

Как следствие данного обстоятельства организацию и проведение занятий необходимо осуществлять на основе сотрудничества педагога и учащихся, учащихся друг с другом. Необходимыми компонентами сотрудничества при обучении являются позитивная взаимозависимость, личное взаимодействие, личная и групповая ответственность и межличностные навыки. Самым эффективным способом обучения на основе сотрудничества является структурированная групповая работа.

Другим вариантом проведения занятий является соревновательный тип. Соревновательное обучение воспитывает концентрацию, целеустремленность в достижении результата, самоуважение, качества лидера-командира у победителя, в то время как проигравшие получают мотивацию быть похожим и равняться на лучших.

В целях достижения качества и эффективности занятий по ЧС природного и техногенного характера необходимо использовать разнообразные организационные формы работы: интегрированные и бинарные уроки - ОБЖ – история, ОБЖ – литература, ОБЖ – экология, ОБЖ - химия и пр.(вполне логично объединять тему «Экологических ЧС» с уроком экологии или тему «Аварийные ЧС с выбросом СДЯВ» с уроком химии; сюжетные, ролевые и деловые игры; уроки конференции с приглашением специалистов МЧС, пожарной охраны, ученых экологов, профессиональных военных. Большинство уроков по теме ЧС природного и техногенного характера целесообразно проводить на природе. Смена обстановки позволяет активизировать внимание детей, развивает познавательные интересы учащихся, поэтому педагогам целесообразно при планировании предусмотреть проведение уроков вне школы, учитывая наличие ближайших учреждений, базы местного хозяйства, библиотеки, медпункта, аптеки и т.п. особенно это важно, если в регионе есть потенциально опасные производства.

У старших подростков довольно сильно выражена потребность в самовоспитании. Согласно В. Э. Чудновскому, качество личности подростка определяется нравственной устойчивостью, формируемой на основе так называемого «чувства взрослости». «Взрослость» подростка как результат приобщения к опыту общественных отношений связана, в свою очередь, с проявлением социальной ответственности.

В соответствии с этими особенностями диагностические задания для подростков должны быть увлекательными по форме и творческими по содержанию. Педагогу необходимо минимизировать практику устного опроса, аттестацию учащихся осуществлять на основе применения разнообразных методов контроля – наблюдения за детьми во время проведения самостоятельных и практических работ, использования контент-анализа творческих продуктов детей (рефератов, проектов, исследовательских работ), применения тестирования. Практическое участие учащегося в тестировании должно позволить ему реализовать свою потребность в ролевом поведении и особенно в экспертном и лидерском, т.е. в таком, где он может проявить свои знания, умения и показать себя в роли лидера. Детей этого возраста рекомендуется поочередно привлекать к тестированию как в роли испытуемых, так и в роли экспериментаторов. Это полезно и в целях диагностики, и в отношении воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.