КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3 Расчет нагрузки судна на начальных этапах разработки проекта
Задачи 1. Рассчитайте массу корпуса траулера полным водоизмещением 700 т. 2. Рассчитайте массу стального корпуса рефрижератора полным водоизмещением 10000 т. 3. Рассчитайте массу оборудования универсального сухогруза полным водоизмещением 15000 т. 4. Рассчитайте массу механизмов (ПТУ) танкера полным водоизмещением 40000 т. 5. Рассчитайте массу груза универсального сухогруза полным водоизмещением 10000 т. 6. Рассчитайте массу топлива траулера полным водоизмещением 400 т. 7. Рассчитайте массу снабжения рефрижератора полным водоизмещением 7000 т.
Расчет нагрузки судна на начальных этапах разработки проекта выполняется укрупненным способом – по составляющим нагрузки проектируемого судна с использованием зависимостей (формул), связывающих массу каждой составляющей нагрузки с характеристиками судна. Например
Измеритель выбирается по статистическим данным или по нагрузке судна-прототипа. При этом очень важен выбор судна-прототипа (или нескольких близких прототипов) и учет его особенностей (так, на массу корпуса оказывает большое влияние использование СПП, категория ледового усиления судна и т.д.). Определение массы корпуса
На массу корпуса оказывает влияние большое число факторов, поэтому существует большое число расчетных зависимостей с различными модулями и измерителями. Принято эти зависимости делить на 4 группы. 1. Формулы первой группы, наиболее простые (но и грубые), удобны на начальных стадиях проектирования Ркр = рк * D Ркр = gк * LBH Здесь рк = 0,20-0,50; gк = 100-190 – измерители, определяемые по статистическим данным или по судам-прототипам; LBH – так называемый кубический модуль. Точнее можно выполнить расчет массы корпуса по составляющим Ркр Рст Роб
Рст = рст * D Роб = роб * D2/3
Рст = gст * LBH Роб = gоб * (LBH)2/3
2. Формулы второй группы специализированы по типам судов, отличаются тем, что параметры (модули) выбираются в зависимости от типа судов (характерные для данного типа судна). Например, для универсальных сухогрузных судов
Рст = gст’ * А1 * А2 * А3 * δ1/3 * (L/H)1/2 * LBH2
Здесь gст’ – измеритель, определяемый по судну – прототипу; А1 – коэффициент, учитывающий конструктивный тип судна (1 – для полнонаборных судов, 0,96 – для судов с избыточным надводным бортом); А2 - коэффициент, учитывающий число палуб (1 – одна палуба, 1,6 – две палубы, 1,12 – три палубы); А3 - коэффициент, зависящий от длины судна (1 - при L ≥ 70 м, А3=2,9/L0,25 – при L< 70 м.). 3. Формулы третьей группы выведены на основе учета требований, предъявляемых к общей прочности судна Рст = gст * δ1/3 * D * L1/2 * (L/H) Здесь gст – измеритель, определяемый по судну – прототипу.
4. Формулы четвертой группы – постатейный пересчет масс отдельных конструкций – для каждой составляющей по судну – прототипу подбирают модуль и определяют соответствующий измеритель. При этом значительно возрастает трудоемкость расчетов, но и увеличивается точность. Использование указанных способов определения Ркр целесообразно осуществлять в следующем порядке: 1. на начальных этапах разработки проекта – по формулам 1 группы (простым), т.к. отсутствуют подробные сведения о проектируемом судне; 2. при сопоставительном анализе вариантов проекта судна – по формулам 2 или 3 группы; 3. для выбранного варианта проекта (с учетом выбранного прототипа) – по формулам 4 группы. Определение массы механизмов и топлива
К разделу «Механизмы» относятся массы главной и вспомогательной энергетических установок, включая оборудование их помещений, валопровод и движители, а также системы СЭУ. При определении массы раздела Рмх исходят из предположения о том, что эта масса пропорциональна мощности главного двигателя (двигателей) Рмх = рмх * Nk k – в большинстве случаев равен 1, а для установок со сравнительно легкими главными двигателями (паровыми или газовыми турбинами большой мощности) – 2/3. рмх – измеритель – удельная масса механизмов зависит от типа и мощности главного двигателя (см. табл. 5).
Таблица 5 Удельная масса различных механизмов
Масса судовых запасов по разделу «Топливо» Ртп складывается из масс собственно топлива, питательной воды для котлов и смазочного масла. Этот раздел нагрузки зависит от удельного расхода топлива q, мощности N и длительности работы механизмов и может быть рассчитан по формуле
Ртп = kq(r/v)N где q – удельный расход всех составляющих топлива (у судов с дизельными СЭУ- 175 – 190 г/кВт-ч); k – коэффициент морского (эксплуатационного) запаса, вводится для учета дополнительных расходов топлива в рейсе вследствие задержек из-за штормовой погоды, обрастания корпуса и пр. (значения k обычно оговариваются в задании и могут быть равны 1,15 или 1,20. (r/v) – длительность работы механизмов, ч.
Для некоторых типов судов вводят дополнительные судовые запасы: для обогрева и освещения пассажирских помещений на пассажирских судах, для работы рефрижераторной установки на рефрижераторах, для подогрева и выкачки груза на танкерах и др. Определение массы снабжения и балласта
Масса снабжения Рсн складывается из двух частей Рсн = Р’сн + Р’’сн Р’сн – масса экипажа и пассажиров с багажом, запасами пресной воды и провизии, которая определяется в зависимости от комплектации экипажа, пассажировместимости и автономности судна по действующим нормативам (см. табл. 6).
Таблица 6 Нормы снабжения судов
Р’’сн – масса инвентарного снабжения и расходных материалов – предметы оборудования и имущества (брезенты, тросы, плотницкий и слесарный инструмент, камбузное, каютное и прочее снабжение; топливо и масло для катеров и шлюпок, краски, лекарства и т.д.). Определяется по данным судна-прототипа или рассчитывается пропорционально водоизмещению Р’’сн = р’’сн * D2/3
Масса балласта Рбл определяется расчетом остойчивости и посадки судна. Обеспечение запаса водоизмещения и запаса остойчивости
В процессе расчетов нагрузки возможны неточности, при разработке проекта и постройке судна могут появиться неучтенные ранее в нагрузке элементы (конструкции, механизмы, предметы оборудования). Фактические массы поступающего на судно оборудования могут отличаться от проектных значений. Это обычно приводит к утяжелению судна. Чтобы избежать увеличения водоизмещения судна по сравнению с расчетным значением в нагрузку вводится специальный раздел «Запас водоизмещения» - Рзв – фиктивная масса. Величина запаса водоизмещения зависит от стадии проектирования(по ходу разработки проекта она уменьшается) и наличия или отсутствия близкого прототипа. На начальных стадиях разработки проекта удобнее пользоваться следующей зависимостью Рзв = рзв * D где рзв = 0,010 – 0,015 При расчетах по близкому судну-прототипу можно использовать формулу Рзв = р’зв * Dпор
Таблица 7 Значения измерителя р’зв
Указанная перегрузка обычно приводит к снижению остойчивости судна. Поэтому в расчет вводится так называемый запас остойчивости Δh, т.е. ЦТ судна искусственно повышается на величину Δh, которая принимается равной 10-25 см (при разработке проекта с использованием близкого прототипа) или 20-35 см (при отсутствии прототипа). Положение ЦТ запаса водоизмещения по длине и ширине судна совмещают с ЦТ водоизмещения порожнем.
Контрольные вопросы 1. Что такое модули и измерители масс? 2. В чем достоинства и недостатки постатейного пересчета массы корпуса? 3. Для чего в расчеты нагрузки вводят запас водоизмещения? 4. Как обеспечивается запас остойчивости проектируемого судна?
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |