КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура системы управления изменениями
Система управления — это система, целью которой является управление одним или несколькими процессами (в данном случае — процессами организационного развития). Системы управления часто можно представить в виде иерархической структуры с тремя уровнями (высший, средний и низший уровни управления). Каждый управленческий уровень характеризуется собственной относительно обособленной системой управления. В основе своей система управления развитием организации сосредоточена на высшем «институциональном» уровне. Определение приоритетов развития организации и разработка основных направлений достижения стратегических целей — это прерогатива руководителей высшего звена, администрации. Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации, связанных с финансами, ресурсами, стратегией, миссией, развитием, открытием филиалов и представительств, а также обеспечивают интересы и потребности учредителей, вырабатывают политику организации и способствуют ее практической реализации. Распространение идей о необходимости реализации стратегии развития должно начинаться сверху, с высших административных лиц организации и распространиться на очередной, более низкий уровень руководителей или работников. Количество уровней достаточно условно: в организации может быть более трех уровней управления. Четвертый уровень чаще неформальный, описывает постановку временных, разовых задач отдельному сотруднику, и, как правило, подобные задачи не включаются в должностную инструкцию. Все уровни управления в равной степени значимы и связаны между собой, однако связь этих уровней неоднозначна. Связь первых двух уровней более «жесткая», а третьего и четвертого — более «мягкая». Система управления развитием организации призвана решать одновременно две первоочередные задачи: повышение результативности деятельности компании и формирование устойчивых конкурентных преимуществ. Система управления должна быть направлена на целенаправленное «выращивание» саморазвивающихся структур в формальных организациях. Задача соотношения целенаправленного организующего воздействия и самоорганизации не является легкой. Факторы, способствующие развертыванию процессов саморазвития, можно условно разделить на три крупных блока: а) позиция руководителей; б) готовность рядовых сотрудников; в) органичная включенность в организацию. Переход даже отдельных элементов на принципы самоорганизации — это существенная инновация, затрагивающая всю организацию в целом. Сама возможность такого перехода напрямую зависит от того, насколько серьезно руководители воспринимают эту идею и подключаются к ее реализации. Уже на начальной стадии формирования системы управления развитием возможно существенное перераспределение реальной власти в организации. Важно, чтобы идеями самоорганизации прониклись руководители всех уровней. Сопротивление или непонимание низовых руководителей может легко подавить мотивацию как ключевых специалистов, так и рядовых сотрудников. Если не задействованным окажется средний управленческий уровень, то это существенно затруднит коммуникации между непосредственными участниками процессов преобразований и генераторами этой программы, вплоть до нарушения механизма обратной связи, что недопустимо при управлении развитием организации. Если незаинтересованным окажется высшее звено управления, то никто не в состоянии будет выполнить его роль по комплексной трансформации данной системы. К системе управления развитием организации предъявляются определенные требования. 1.Обоснованная необходимость использования самоорганизующихся структур на каждом уровне (подсистеме) управления, что решает проблемы недостаточной мобильности организации, появления новых нестандартных задач, повышение конкурентоспособности или неудовлетворенность высококвалифицированного персонала рутинным трудом и отстраненностью от принятия решений. 2. Наличие стратегического статуса нового вектора развития. Требуется серьезная работа по мобилизации сотрудников, командообразованию, поскольку люди активно включаются в процесс достижения целей развития, если реально представляют, к какому успеху приведет реализация стратегии, как будут согласовываться миссия (предназначение организации) и конечные результаты. 3.Ориентация на длительную, ответственную и кропотливую работу. Положительный результат появится не сразу, а только при условии, что новый характер взаимодействия сотрудников укоренится и распространится на всех членов организации. В первое время внедрения изменений возможны спады деятельности и ухудшение ситуации по сравнению с привычной. Руководители должны понимать это, и принимать новые управленческие решения, корректировать связи, планы и систему оплаты труда работников. 4.Гибкое сочетание формальных и неформальных Методов управления. Самоорганизация не создается в приказном порядке, ее нужно культивировать, прививать людям желание самокооперации при решении функциональных задач. Подобный характер общения предполагает соответствующую культуру взаимодействия с подчиненными: пропаганду, разъяснение, обучение, инструктирование, курирование, консультирование, конструктивное сотрудничество. Коллективу предстоит работать в новом режиме организационных изменений, и этому необходимо обучать. 5.Созидательная роль ведущих специалистов и управленческих работников в эффективной реализации концепции развития должна проявиться в умении высвободить потенциальную энергию межличностного взаимодействия и сосредоточить ее на достижении целей организационного развития. Сотрудники — это главный ресурс, ценность организации, а высококвалифицированные специалисты — необходимое условие перехода на принципы самоорганизации. Некоторую аналогию по совершенствованию системы управления можно провести с японскими кружками качества. Важнейшим элементом организации деятельности кружков является обучение их организаторов, лидеров и участников. Обучают сотрудников приемам анализа качества, социально-психологическим методам (правила коммуникаций, ведение дискуссий, способы повышения умения слушать, методы развития творческой инициативы, преодоление трудностей, изменение негативных личностных установок, разре шение конфликтов и т.д.) и административным процедурам (проведение инструктажа, составление повестки дня, организация работы совещания, составление протокола, документальное оформление результатов работы). Важно подготовить людей к новому качеству межличностного взаимодействия — обучение искусству общения дополняется техническими и организационными мероприятиями, которые направлены на создание эффективных рабочих групп (самоорганизующихся ячеек), благодаря интенсивному общению между сотрудниками разных подразделений и филиалов. Подобное обучение имеет длительный период и требует соответствующего организационного и материального обеспечения. Это еще один аспект важной организующей роли, которую должны играть управленческие работники в деле самоорганизации. Здесь нужны реализм и терпение, поспешность может дискредитировать идею самоорганизации, а люди почувствуют себя беспомощными и неспособными достигать конструктивных результатов. Характерно, что одной из распространенных причин неудач кружков качества в США и Западной Европе было именно форсирование этапа их внедрения и поверхностное обучение работников. Кроме обучения — раскрытия потенциальной способности персонала — важно формировать желание сотрудников участвовать в совместных формах деятельности, и даже в управлении. Этого можно достичь только за счет комплексной работы по созданию общей атмосферы в организации, способствующей изменению личностных установок. Следует отметить, что такая атмосфера формируется не только социально-психологическими факторами, но также организационными и социотехническими. Самоорганизующиеся ячейки создаются в рамках сложившейся формальной системы. Их жизнеспособность во многом определяется тем, насколько они органично интегрированы в существующую структуру, не нарушают ее целостность, не будут ли эти новые структурные элементы и подсистемы обособленными. Для достижения организационной целостности используют различные каналы. 1. Целевая детерминация. Следует осуществить перераспределение задач внутри организации с тем, чтобы включить новые элементы в процесс достижения общих целей, учитывая, что не любые цели могут служить надежным основанием для поддержания режима самоорганизации — необходимо наличие актуальных и реальных целей, по отношению к которым самоорганизация станет соразмерной, адекватной формой их достижения. 2.Подключение к системе организационных ценностей. Значение управленческой культуры в развитии самоорганизующихся структур существенно. Для сохранения единого социального пространства системе при самоорганизации ее отдельных элементов нужно формировать и поддерживать общее культурное поле. Именно единые ценностные ориентиры обеспечивают создание условий, при которых деятельность участников самоорганизующихся структур будет не диссонировать, а гармонировать с организацией. Формирование культурного стиля должно стать одной из главных забот тех, кто управляет развитием и изменениями. 3. Перестройка формальной подсистемы возможна посредством реализации следующих мероприятий: а) создание специальных подразделений, занимающихся проблемами, связанными с функционированием самоорганизующихся элементов; б) перераспределение полномочий в пользу исполнителей, активное развитие горизонтальных (кооперационных) связей. Проектирование целостной и надежной системы управления организационным развитием обусловлено рядом обстоятельств: • клиенты и стратегические партнеры обычно требуют наличия у компании системы управления, гарантирующей высокое качество продукции (товаров, работ, услуг); • реально работающая система управления необходима при сертификации компании на соответствие требованиям международных норм и стандартов, выполнение которых является для компании «пропуском» на рынки; • устойчивая и прозрачная система взаимодействия должностных лиц и подразделений не только сокращает операционные затраты, но и вносит значительный вклад в капитализацию компании. Можно выделить четыре типа эволюции систем управления, связанных с организационным развитием и воздействием на изменения: а) управление на основе контроля за исполнением; б) управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем тенденций прошлого; в) управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные (нештатные) явления и темп изменений ускорился, но не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них; г) управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление), используемое в условиях стремительно изменяющейся среды. Для любой организации при выборе системы управления в условиях изменений являются существенными два фактора: 1) императивы (требования) внешней среды; 2) уровень притязаний и установки управляющих. Если организация заинтересована в обеспечении оптимальной рентабельности при имеющемся у нее наборе видов деятельности и в рамках принятых ею стратегий конкуренции, то ей следует выбрать для себя систему управления, соответствующую тому уровню нестабильности, который она считает вероятным для данной совокупности видов деятельности в будущем. Для этого выделяются отдельно проблемы, требующие решения, а также разрабатывается система действий и система конкретных мероприятий для решения проблем (механизм). Уровень нестабильности среды определяется по трем параметрам: привычность обстановки, темп изменений, предсказуемость будущего. Далее, пользуясь уровнем привычности обстановки, определяется система действий по контролю, долгосрочному планированию и стратегическому управлению, которой желательно придерживаться организации. В заключение, используя средние значения темпа изменений внешней среды и предсказуемости событий, выбирается необходимая с точки зрения реакции на неожиданность и скорость изменений система управления. Указанные шаги предопределяют сочетание подсистем управления, необходимых организации для реализации стратегически наиболее оптимальной линии поведения в условиях изменений. Система управления развитием и организационными изменениями представляет собой взаимосвязанную совокупность компонентов следующих типов: бизнес-объект; бизнес-процесс; показатель эффективности; должностное лицо; документ. Построение систем управления из указанных компонентов способствует целенаправленности, общей согласованности, прозрачности и подконтрольности выполнения бизнес-процессов компании. Каждое решение, связанное с управлением бизнес-объектами, обосновывается имеющейся информацией и оформляется в виде документов и иных сведений, заносимых в информационную систему. Информация по однотипным бизнес-объектам и бизнес-процессам позволяет точнее нормировать и планировать экономические показатели каждого бизнес-процесса, а также оптимизировать источники доходов и расходов, которые связаны с каждым бизнес-процессом. Наличие документированной истории бизнес-объектов и бизнес-процессов повышает капитализацию компании и стоимость ее активов. Основные характеристики системы управления развитием заключаются в следующем: • система управления развитием — это множество связанных друг с другом устойчивых контуров саморегулирования, являющихся объектами управления; • в каждом контуре саморегулирования формируется модель взаимосвязи внутренних свойств и система целей существования контура (модель «внутреннего мира»); • для достижения целей существования организации каждый контур саморегулирования воздействует на другие контуры саморегулирования с учетом свойств построенных им моделей других контуров (модель «внешнего мира») и модели «внутреннего мира»; • изменение модели «внешнего мира» происходит чаще по сравнению с моделью «внутреннего мира»; • целями самоорганизации системы являются самосохранение и устойчивое развитие. Разработка эффективной системы управления предполагает определение оптимального уровня регламентации работы организации и описание всех необходимых для этого компонентов (подсистем). В соответствии с основными задачами — повышение результативности деятельности компании и формирование устойчивых конкурентных преимуществ — целостная система управления развитием организации состоит из двух основных подсистем: 1) организационная подсистема стратегического управления; 2) подсистема управления изменениями. Данная система базируется на основе эффективной программы стимулирования персонала к производительному и качественному труду, а также адекватном процессу развития административном управлении. Главными свойствами системы управления развитием являются: • гибкость и адаптивность, чаще всего присуще матричным системам управления или плоским организационным структурам; • усиление неформального управления, мотивация энтузиазма, творчества, терпения и уверенности; • диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в нештатных или новых ситуациях; • усиление интеграции, позволяющее концентрировать усилия сотрудников в достижении поставленных целей и более эффективно использовать потенциал компании. Конкретные мероприятия по созданию системы управления развитием должны осуществляться в соответствии с особыми принципами: 1) система управления создается последовательно как целая система; 2) для упорядочения заданного бизнес-процесса сначала необходимо издать нормативно-распорядительные документы, провести организационные преобразования, создать технические условия, провести обучение или переподготовку персонала; 3)при построении системы управления «вмешательство» в управляемые бизнес-процессы осуществляется в три этапа: мониторинг и формирование системы управленческой отчетности, отслеживания реализации принимаемых решений; организационные преобразования — изменения организационных структур, штатов, перераспределение прав, обязанностей и ответственности; стандартизация методик работы; 4) система управления формируется постепенно, упорядочивая требования к бизнес-процессам все более низкого уровня — «сверху вниз»; 5) система управления строится с наиболее затратных областей деятельности компании: стратегия, внешние связи, рынок. Соблюдение указанных правил обеспечивает согласованность последовательно создаваемых компонентов системы управления и минимизирует затраты. Система организационного развития включает три базовых элемента: 1) стратегию, включающую видение, цели, миссию и ценности; 2) организационную инфраструктуру, состоящую из структуры, процессов и системы ключевых показателей эффективности (сбалансированных между собой); 3)культуру как среду развития организации При совершенствовании системы управления, ее преобразовании в систему управления развитием учитываются такие факторы, как: а) ориентированность на глубокие изменения заинтересованных сторон компании; б) проработанность стратегии организационного развития компании, и ее утверждение; в) готовность компании к проведению комплексных изменений; г) роль, место, форма участия и квалификация специалистов—членов «команды преобразований» Связь системы управления с ключевыми понятиями менеджмента — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования и развития, людьми и их полномочиями -- свидетельствует о ее значительном влиянии на все стороны управления. Одним из подходов к проектированию системы управления является процессно-структурный. Он предполагает первичность процессов над структурой организации, но в действующих организациях учитывается принцип «приоритета структур над функциями». В качестве главных этапов процессно-структурного подхода к проектированию и развитию систем управления можно выбрать следующие Стимулом к совершенствованию системы управления, как правило, выступают три основные проблемы: 1) отсутствие системной работы по оптимизации бизнес-процессов — недейственная система мотивации; отсутствие единого ответственного; нет механизма оптимизации кадрового потенциала; 2) запутанные и раздробленные структуры процессов — много участников: исполнителей и координаторов; завышенная численность; 3) произвольная фрагментация бизнес-процессов: отсутствие стандартов бизнес-процессов даже в рамках одного подразделения; невозможность разработки оптимального норматива численности и стандарта квалификационных требований. Одновременно с формированием СУР разрабатывается новая структура бизнес-объектов и бизнес-процессов, используя следующие мероприятия: • углубленный анализ бизнес-объектов и бизнес-процессов компании «как есть», выявление закономерных тенденций функционирования объектов и процессов; • внедрение в организационную культуру базовых организационных принципов; • сравнительный анализ лучшей практики организации бизнес-процесса с применением метода аналогии или экспертного подхода; • проектирование новых бизнес-объектов и бизнес-процессов «как надо»; • разработка финансовых, социальных, материально-технических, информационных мер по рационализации использования всех видов ресурсов, необходимых для осуществления бизнес-процессов; • создание модели новой организационной структуры компании; • уточнение требований к инфраструктуре бизнес-процессов: локальным нормативным документам, положениям о подразделениях, должностным инструкциям, стандартам процессов, оборудованию, информационным ресурсам, формам прогнозирования, планирования, анализа, учета, отчетности, автоматизированным системам управления; • формирование дифференцированной гибкой системы оценки труда и мотивации участников бизнес-процессов; • определение требований к системе бюджетирования компании, в том числе нормирование, планирование, управленческий учет и анализ деятельности организации; • использование качественных критериев и количественных показателей для оценки эффективности организационных преобразований. Обозначенные мероприятия в определенной степени отражают процесс управления развитием и изменением компании. Умение управлять настоящим с позиций будущего требует кардинальной ломки привычных методов работы и создания убедительного видения будущего. Для полного преображения компании необходимы упорство и гибкость. Некоторые реформаторские мероприятия происходят на протяжении всего периода преобразований, а другие — становятся отдельными этапами на пути изменений. В управлении развитием важен принцип: «Риск настоящим ради яркого будущего». Эффективное управление развитием организации возможно при последовательном соблюдении следующих шагов. 1. Привлечение необходимого количества заинтересованных лиц. 2. Организационный аудит, определение и анализ конкурентного положения компании на данный момент. 3. Выявление и открытое обсуждение наиболее острых проблем. 4. Извлечение пользы из разногласий, противоречий, конфликтов, согласно закону кибернетики «необходимого разнообразия систем» разнообразие управляющей системы должно соответствовать разнообразию управляемого объекта. 5. Искусственное создание кризисов: если организация желает существенно изменить себя, то организационные сбои должны быть «плановыми»: «кто предупрежден, тот вооружен» для будущих реальных проблем. Сложные проблемы, возникающие на пути организационного развития, отличаются противоречивыми приоритетами, отсутствием единственного решения и неоднозначностью основных вопросов. Развитие организации в условиях динамичного внешнего окружения — сложный процесс, требующий учета многих факторов. Традиционные модели систем управления не всегда позволяют обеспечивать реализацию сложных стратегий организационных изменений, поэтому необходимо совершенствовать и развивать саму систему управления, трансформировать ее в случае, если она перестала обеспечивать достижение целей развития организации. Менеджерам следует иметь в виду, что успех сложных изменений зависит от вдохновения и приверженности делу участников; процесс, с помощью которого такие изменения управляются, так же важен, как и задача преобразований.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |