КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к преодолению сопротивления организационным изменениям
Подходы к преодолению сопротивления переменам В осуществлении преобразований ключевая роль принадлежит уменьшению сопротивления изменениям. Анализ потенциально возможных сил сопротивления позволяет выявить отдельных членов организации или группы, которые будут оказывать сопротивление изменению, и уяснить мотивы неприятия изменения. Для того чтобы уменьшить потенциально возможное сопротивление, целесообразно провести объединение людей в творческие группы (команды единомышленников), которые будут способствовать проведению изменения, привлечь к выработке программы проведения изменения широкий круг сотрудников, провести среди персонала организации широкую разъяснительную работу, направленную на то, чтобы убедить их в необходимости изменения для решения стоящих перед организацией задач. В литературе описывается ряд методов преодоления сопротивления изменению, которые можно представить в виде таблицы (табл. 4). Таблица 4
Сопротивление организационным изменениям должно быть меньше, чем потребность и желание в преобразовании. Можно условно вывести так называемую полную формулу изменений: «произведение суммарного уровня тревоги (неудовлетворенности наличным положением дел в организации), привлекательности и ясности образа будущего и определенности первого шага больше общего сопротивления системы» Управление сопротивлением при реализации организационных изменений включает ряд этапов и процедур: Этап 1. Формирование политической динамики в поддержку изменений 1.1. Обеспечение поддержки всех групп внутри организации. 1.2. Формирование стиля поведения, ориентированного на лидерство. 1.3. Преднамеренное использование символов и терминологии изменений. 1.4. Определение точек устойчивости. Этап 2. Обеспечение мотивации на изменения 2.1. Обострение чувства неудовлетворенности текущим состоянием. 2.2. Привлечение сотрудников к планированию и осуществлению изменений. 2.3. Формирование системы вознаграждения с целью поддержания перемен. 2.4. Предоставление времени и возможностей для дистанцирования от стереотипов прошлого. Этап 3. Поддержание эффективного контроля над процессом изменений 3.1. Формирование четкого представления относительно будущего состояния организации и доведение его до сведения всех сотрудников. 3.2. Использование интегрированного (комплексного) подхода. 3.3. Разработка специальных трансформационных программ. 3.4. Формирование системы обратной связи. 3.5. Сглаживание сопротивления организационным переменам. необходимо найти взаимопонимание с сотрудниками организации, особенно в предупреждении часто задаваемых типичных вопросов. 1. Почему изменения внедряются именно сейчас? 2. В чем заключается риск, если не проводить изменения? 3. С каким риском связаны организационные перемены? 4. Если терпеливо выждать, не отпадет ли необходимость в изменениях сама собой? 5. Что эти перемены будут означать лично для сотрудников? 6. Какая польза от поддержки перемен? 7. Какие будут последствия, если не согласиться с предпринятыми начинаниями? Решение указанных вопросов на ранней стадии проекта по реализации изменений будет означать устранение одной из главных причин сопротивления сотрудников — недостатка информированности. Ответы на возникающие вопросы можно разместить в корпоративной сети, доступ к которой имеют все сотрудники, или провести внеочередное собрание коллектива или группы участников преобразований. Если возникнут новые проблемы и сомнения, то в корпоративную сеть можно добавить информацию по соответствующим блокам и тематике. Для уменьшения сопротивления предварительно перед внедрением кардинальных изменений провести организационный и кадровый аудит, оценить структуру, функции, отношения, связи и определиться, будет ли усовершенствование старых процессов или внедрение новых способствовать дальнейшему эффективному развитию. Руководство организации на основе бесед, интервью, анкетирования и других форм сбора информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции на изменения будет наблюдаться в организации, кто из сотрудников займет позицию сторонников изменений, а кто — противников. Активное участие высшего руководства в проведении реформ крайне важно, но во главе процессов преобразований, как правило, становятся менеджеры среднего и нижнего уровней. Несмотря на профессионализм топ-менеджеров, им нужны «полевые командиры» для продвижения своих идей до самых нижних уровней возглавляемой ими организации. Значительная трудность фундаментальной трансформации компании заключается не в построении правильной концепции, не в реорганизации основных бизнес-процессов и не в том, насколько глубоко постигли искусство управления высшие руководители компании. Основная задача состоит в изменении навыков и поведения коллектива в целом, а ее решение зависит от управленческих способностей менеджеров среднего и нижнего звеньев и от их личного отношения к проводимым реформам. Именно руководители среднего и нижнего уровней управления оказывают определяющее влияние на эффективность работы всего персонала. Проведение успешных изменений опирается на ряд принципов. 1. Ясность конечной цели — когда планируются изменения в организации, нужно четко представлять, для чего они проводятся. 2. Разделение на качественно отличающиеся этапы — процесс внедрения подразделяется на периоды, в конце каждого этапа реализуется определенное промежуточное решение. 3. Предстартовое напряжение — перед внедрением изменений следует создать некоторый уровень напряженности. Для формирования потребности в новой информации требуется определенная доля недовольства и беспокойства, сотрудники, планирующие изменения на фоне текущих успехов, вдохновляют людей тем, что будет «еще лучше», а недостаточную удовлетворенность объясняют повышенными требованиями к организации, которая должна быть сильной и перспективной. Подчеркивая потребность в изменениях, акцентировать внимание на препятствиях, которые придется преодолеть, и обозначить потенциальные выгоды, ожидающие организацию в результате реформ. 4.Распределение ответственности и перевод общей задачи в личную, специфическую, локальную. Признавая важность изменений в организации, рядовой сотрудник не хочет менять форму или содержание своей работы. Большинство работников не любят рисковать, а изменения — это неопределенность и риски. Другие люди испытывают страх оказаться лишним, не соответствовать новой роли. Преодолеть данные сомнения помогут сторонники изменений из аппарата управления и менеджеров среднего уровня. Навязывать изменения можно только при условии, когда нет другого выхода, когда в организации кризис и его явные признаки. Полезно выделить «агентов изменений», передав им определенные полномочия на данном этапе изменений, повысив в статусе. Эти люди смогут поставить задачи перед своими подчиненным и заинтересовать их в выполнении. 5. Новая информация — «теоретическая база». Специально организованное обучение дает понимание обоснованности изменений, позволяет изучить примеры из работы других организаций, предоставляет возможность освоить специфику работы в условиях изменений в организации. Осуществление инноваций без обучения и консультирования не позволит полностью адаптироваться сотрудникам к нововведениям. 6. Мотивация — это «энергия» изменений. Преодолевая сопротивление, необходимо определять новые ориентиры, которые человек может воспринять как мотивирующие к новым действиям. Следует иметь в виду: работа над изменениями в организации — это прежде всего работа с мотивацией сотрудников. Любая организационная перестройка имеет свою оборотную сторону: везде, где группы людей вынуждены приспосабливаться к внешним изменениям, болезненные явления неизбежны. Наиболее типичными ошибками, которые ведут к неэффективности организационных изменений и еще большему сопротивлению персонала, являются: 1) избыток самоуспокоенности; 2) неумение создать достаточно влиятельную команду реформаторов; 3) недооценка умения формулировать конечные цели; 4) отставание пропаганды видения будущего; 5) препятствия, блокирующие новое видение; 6) отсутствие ощутимых быстрых успехов; 7) преждевременная эйфория от изменений; 8) изменения не укореняются в корпоративной культуре. • неудовлетворительно претворяются в жизнь новые стратегические представления; • появляются трудности в координации работы приобретенных компаний (или отделенных бизнес-единиц) с прежним производством; • деятельность организации не удается перестроить в сжатые сроки с минимальными затратами; • программы сокращения штатов и повышения качества не приносят желаемых результатов. Непонимание целей и задач изменений обычно возникает из-за того, что люди не в состоянии оценить последствия осуществления стратегии. Часто причиной здесь является отсутствие достаточной информации относительно целей и путей реализации стратегии. Такая ситуация характерна для организаций, где степень доверия к действиям менеджеров низка. Разная оценка последствий связана с различным восприятием стратегических целей и планов. Менеджеры и служащие могут по-разному воспринимать значение стратегии для организации и для организационных групп. При этом «стратеги» часто неоправданно считают, что служащие видят преимущества реализации стратегии так же, как и они, и что каждый обладает соответствующей информацией, чтобы убедиться в ее преимуществах, как для организации, так и для каждого служащего от реализации стратегии. Понимание того, на каком уровне возникает сопротивление и чем оно характеризуется, позволяет менеджеру направить усилия в нужном направлении. Каждому из этих уровней присущи свои особенности сопротивления. Например, на организационном уровне сильному сопротивлению способствуют структурные и культурные факторы. Существующие структура и культура не могут быстро приспособиться к новым стратегическим требованиям и измениться, что связано с тем, что культурные и структурные изменения возможны только на продолжительном интервале времени и требуют больших затрат человеческих ресурсов. Формальные и неформальные группы, к которым принадлежат сотрудники, придерживающиеся определенных взглядов относительно стратегии изменений, решающим образом влияют на позицию индивида — члена группы, которую он будет занимать и отстаивать при проектировании и проведении изменений. Однако даже если референтная группа (т.е. такая, нормы и ценности которой разделяет индивид) поддерживает стратегию изменений, некоторые сотрудники могут таить свою личную обеспокоенность относительно влияния этих изменений на их будущее положение в организации, карьеры, реализации устремлений и перспектив повышения по службе. Чтобы помочь сотруднику правильно понимать происходящее и пересмотреть свое отношение к изменениям, чаще всего требуется индивидуальная работа с ним по разъяснению выгод и преимуществ, которые он лично получит в результате реализации стратегии.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |