Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С притопом




а) С продвижение вперед

Движение занимает 1такт.

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки—в 1-м основном положении.

«Раз» — шаг правой ногой.

«И» — правая нога слегка сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, слегка поднимается над полом; носок направлен слегка влево. Корпус поворачивается слегка влево.

«Два» — левая нога опускается с притопом на всю стопу рядом с правой, чуть впереди нее. Во время притопа колени обеих ног выпрямляются, руки раскрываются в 3-е основное положение. Корпус и носок левой ноги направлены слегка влево.

«И» — пауза.

Движение продолжается с левой ноги.

Парни делают притоп громче, и нога, делающая притоп, ставится дальше от другой ноги, руки раскрываются резче, шире, а пово­рот корпуса влево возможен еще больше.

б) С продвижением назад

Движение занимает 1 такт.

«Раз» — шаг с правой ноги, на низких полупальцах.

«И» — правая нога сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, слегка поднимается над полом, носок направлен слегка влево. Корпус поворачивается за ногой слегка влево.

«Два» — притоп всей стопой левой ноги. После притопа нога ос­тается впереди правой. Носок и корпус направлены слегка влево. Руки могут находиться в 3-м основном положении или раскры­ваться в момент притопа из 1-го в 3-е основное положение.

«И» — пауза.

Эти же шаги вперед и назад можно делать и без поворота корпуса. Тогда корпус и носки ног в момент шага и притопа будут направ­лены прямо вперед. Нога, делающая притоп, ставится немного впе­реди другой ноги.

В шаге с притопом, с продвижением вперед и назад, притоп всей стопой может быть заменен ударом каблуком.

Притоп и удар могут выполняться не только на сильную, но и на слабую долю такта. В таком случае движение будет занимать 7г такта.

«Раз» — простой шаг с правой ноги вперед или назад.

«И» — притоп левой ногой или удар каблуком левой ноги в 1-м сво­бодном положении или рядом с правой ногой, чуть впереди нее, с поворотом корпуса и носка стопы слегка влево, как описано выше. В момент притопа или удара каблуком колени обеих ног выпрямлены.

Движение может выполняться и в небольшом полуприседании. В последнем случае после притопа или удара каблуком колени выпрямляются.

3) С проскальзывающим притопом – с продвижением вперед

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е основное. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — шаг правой ногой.

«И» — левая нога, сгибаясь в колене, слегка приподнимается над полом с сокращенной стопой.

«Два» — проскальзывающий притоп всей стопой левой ноги в пря­мом положении около носка правой; в момент притопа колени обеих ног выпрямлены. Центр тяжести находится на правой ноге.

«И» — левая нога, двигаясь вперед, слегка приподнимается над полом. Левая нога опускается на всю стопу чуть впереди правой.

При продолжении движения делается шаг с левой ноги. Этот проскальзывающий притоп можно делать и с небольшим полу­приседанием на опорной правой ноге: после шага правой ногой левая слегка приподнимается над полом. Одновременно с этим делается небольшое полуприседание на полной стопе правой ноги. В момент скользящего притопа левой ногой колено правой вытяги­вается.

Часто при простом шаге с проскальзывающим притопом опорная правая нога после скользящего притопа левой начинает выпрям­ляться в колене и переходит с полной стопы на низкие полупальцы. Особенно распространен шаг с поднятием на полупальцы из не­большого полуприседания, описанного выше. Акцент-притоп может выполняться на слабую долю такта. В этом случае движение будет занимать 1/2 такта.

«Раз» — шаг правой ногой.

«И» — левая нога, резко сгибаясь в колене, делает скользящий притоп всей стопой около носка правой ноги. При продолжении движения небольшой шаг вперед делает левая нога.

Таким образом, темп музыки остается прежним, а движение убыст­ряется: на один такт делается два шага — с правой и левой ноги — и два проскальзывающих притопа. От этого меняется и характер движения.

Все шаги с проскальзывающими притопами с акцентом на слабую долю такта можно делать с выпрямленными коленями, в неболь­шом полуприседании и с поднятием на полупальцы.

Проскальзывающий притоп во всех описанных видах этого шага может быть заменен проскальзывающим ударом каблуком. В этом случае нога, совершающая проскальзывающий удар каблуком, сильно сокращена в подъеме. Когда к простому шагу добавляется проскальзывающий притоп или удар, характер исполнения движения изменяется, становится за­дорным, игривым и даже озорным. А если к такому шагу добавить движение рук, это еще больше поможет подчеркнуть характер и обогатит образ, создаваемый исполнителем.

Вот одно из движений рук, очень характерное для данного вида шага.

Руки из подготовительного положения, сгибаясь в локтях, подни­маются впереди корпуса до уровня груди; пальцы могут быть присогнуты или вытянуты, ладони повернуты к полу. Локти находятся на одном уровне с кистями и направлены в стороны. В таком по­ложении руки движутся поочередно одна вперед-вверх, другая — назад-вниз. Так, при ударе или притопе левой ногой, правая рука движется вперед-вверх, левая — назад-вниз, поднимаясь не выше уровня плеч. Корпус прямой, подтянутый. Голова приподнята, взгляд направлен прямо, или голова может быть повернута вправо или влево.

Можно подчеркнуть и дополнить исполнение этого шага и движе­нием корпуса. В момент проскальзывающего удара или притопа левой ногой корпус поворачивается влево правым плечом вперед; руки, раскрытые в стороны и согнутые в локтях, находятся чуть ниже уровня плеч и поворачиваются вместе с корпусом, делая не­большой акцент на проскальзывающий притоп или удар.

 

4) На ребро каблука — с продвижением вперед

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — небольшой взмах правой ногой с сильно сокращен­ным подъемом вперед-вверх. Колени обеих ног вытянуты. У де­вушек взмах меньше, чем у парней.

«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Одновре­менно левая нога приподнимается на низкие полупальцы.

Следующий шаг делается с левой ноги.

Этот шаг можно выполнять и с небольшим приседанием на левой ноге, а также с поднятием на полупальцы. Приседание или под­нятие на полупальцы происходит на затакт одновременно с неболь­шим взмахом правой ногой вперед-вверх. Правая нога при всех вариантах этого шага остается вытянутой в колене, подъем со­кращен.

5) На ребро каблука с притопом — с продвижением вперед

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — взмах правой ногой вперед.

«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу.

«И» — правая нога слегка сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, поднимается над полом.

«Два» — притоп левой ногой.

«И» — пауза, или движение начинается с левой ноги.

Все притопы в этом виде шага могут быть заменены ударом каб­луком. Шаг на ребро каблука с притопом или с ударом каблуком может выполняться и с поворотом корпуса, вправо и влево. Этот поворот корпуса описан выше в простом шаге с притопом.

Как в простом шаге с притопом — с продвижением вперед, так и в шаге на ребро каблука — с продвижением вперед притопы и уда­ры каблуком на сильную долю такта могут быть проскальзыва­ющими.

В шаге на ребро каблука с продвижением вперед проскальзываю­щий удар каблуком может выполняться на слабую долю такта.

6) На ребро каблука с проскальзывающим ударом — с продвижением вперед

Движение занимает 1/2 такта.

«и» (затакт) — взмах правой ногой вперед.

«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Одно­временно левая, поднимаясь на низкие полупальцы, отрывается от пола.

«И» — проскальзывающий удар каблуком левой ноги у середины стопы правой с последующим небольшим взмахом вперед-вверх; подъем сильно сокращен. Колени обеих ног вытянуты. При продолжении движения проскальзывающий удар каблуком делается с другой ноги. Этот шаг также можно исполнять и с небольшим приседанием на опорной ноге или с поднятием на полупальцы.

Шаг на ребро каблука и шаг на ребро каблука с притопом или проскальзывающим ударом уже не исполнишь в длинном сарафа­не. Это не хороводный шаг. Здесь требуется иной, более короткий костюм; с помощью такого шага изменяется и образ, создаваемый исполнителем. Так, движение — шаг — диктует педагогу или балет­мейстеру характер танца, характер его исполнения. В танце «Вензеля», поставленном

И. А. Моисеевым в Государст­венном академическом ансамбле народного танца России, пер­вая часть танца построена на шаге на ребро каблука с проскаль­зывающим ударом на слабую долю такта и с поднятием на полу­пальцы. Парни и девушки выполняют один и тот же шаг, но с раз­личным характером, различной манерой исполнения. В этом им помогают и руки, и корпус, и голова. У парней левая рука согнута в локте и заведена за спину, правая, вытягиваясь в локте, делает взмах от корпуса, пальцы слегка сжаты в кулак. Взмах произво­дится одновременно с проскальзывающим ударом каблуком пра­вой ноги на счет «и». Одновременно со следующим проскальзыва­ющим ударом каблуком левой ноги, также на счет «и», правая рука сгибается в локте перед грудью, не прикасаясь к корпусу. Пальцы остаются слегка сжатыми в кулак. Голова повернута впра­во, в сторону девушки. Все движения, весь вид парня говорят о смелости и решительности.

Девушки идут таким же шагом, с гордым, независимым видом, что достигается с помощью иных движений рук, положения головы и корпуса. Корпус прямой, подтянутый, голова поднята вверх и повернута в сторону парня, влево. Руки, согнутые в локтях, нахо­дятся на уровне груди. Локти направлены в стороны и находятся на одном уровне с кистями рук; пальцы вытянуты. И девушки и парни идут этим шагом в медленном темпе.

7) Шаг-притоп

а) С продвижением вперед

Движение занимает ½ такта.

Исходное положение ног —1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — небольшое приседание на обеих ногах, правая нога слегка отделяется от пола.

«Раз» — одновременно с шагом притоп всей стопой правой ноги — крепкий, уверенный у парней и более мягкий, игривый у деву­шек. В момент притопа колени обеих ног вытягиваются. Левая нога остается сзади на низких полупальцах. У парней руки од­новременно с притопом резко, широко раскрываются в стороны в 3-е основное положение. Грудь вперед, голова гордо приподня­та. Сколько удали в этой позе! У девушек руки могут оставать­ся в 1-м основном положении или переходят в 3-е или 4-е основ­ное положение. В момент притопа правой ногой корпус либо прямой, либо правое плечо чуть-чуть поворачивается вперед-влево. Поза гордая и вместе с тем какая-то игривая. Этот шаг очень характерен для русской пляски.

б) С продвижением назад

С небольшого полуприседания на обеих ногах с «сокращенной» стопой небольшой шаг с правой ноги назад и притоп. В момент притопа ноги в коленях вытягиваются. Левая остается впереди на полной стопе или на низких полупальцах в зависимости от длины шага. Руки могут открываться в 3-е основное положение или оста­ваться в исходном положении.

8) С приступкой (с приставкой) — с продвижением вперед (жен.)

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое.

Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — небольшой шаг (на полстопы) с правой ноги.

«И» — левая нога приставляется к правой ноге в 1-е прямое положение, с небольшим мягким полуприседанием на обеих ногах

«Два» — «и» — мягко подняться в исходное положение.

Движение можно продолжить как с правой, так и с левой ноги. Этот шаг можно исполнять и с продвижением назад.

В этом движении — грациозность и женственность. Как правило, исполняется оно в очень медленном темпе, плавно, с различными движениями рук и платочка, например: руки во 2-м основном по­ложении держат платочек за противоположные концы. Девушка любуется им. В конце движения на счет «.два» можно делать не­большой наклон корпуса и головы вправо или влево.

9) С переступанием («переступка», «переступ») — с продвижением вперед (жен.)

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое.

Руки — в 1-м основном по­ложении.

«Раз» — небольшой шаг — переступание левой ногой на всю стопу.

«И» — небольшой шаг правой ногой, стопа опускается на пол ря­дом с левой стопой впереди нее в 1-е прямое положение.

«Два» — левая нога с легким акцентом-переступанием опускается рядом с правой. Колени обеих ног мягко, слегка сгибаются.

«И» — колени мягко выпрямляются.

Корпус на каждые 2/4 попеременно поворачивается то вправо, то влево. Движение продолжается с левой ноги. Ноги при исполнении этого движения свободны, не напряжены, темп медленный, харак­тер движения грациозный и величавый. Для этого движения харак­терна игра и любование платочком. Этот шаг исполняется и с продвижением назад, только первый шаг еще короче.

10) Мелкий шаг — с продвижением вперед

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое.

Руки — в 1-м основном или подготовительном положении.

Начиная с правой ноги, поочередно на каждую восьмую долю так­та, исполняются простые мелкие шаги. Колени ног расслаблены. Парни делают шаг на полную стопу, девушки — на полупальцы. Этот же шаг может исполняться и с продвижением назад. И парни и девушки шагают назад на низких полупальцев и на расслаблен­ных коленях.

Н. С. Надеждина ввела этот шаг в хоровод «Березка», поставленный ею в ансамбле, добавив к нему небольшое сколь­жение на невысоких полупальцах, и шаг заиграл новыми краска­ми. Теперь этот шаг стал известен в хореографии под названием шаг «березка».

В хореографической композиции «Партизаны» (постановка И. А. Моисеева) в Государственном академическом ансамбле на­родного танца России очень эффектно использован мелкий русский шаг. Начало танца — «выезд партизан», создающий полное впе­чатление конного отряда на марше, — построен на простом мелком шаге. Эта интересная находка повторяется и в конце танца, когда партизаны после короткого отдыха продолжают свой поход.

11) Перекрещивающийся (вперекрест, с перекрещивающимися ногами) — с продвижением вперед

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки у девушек в 4-м, у парней — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — правая нога поднимается на полупальцы, одновре­менно с этим левая делает взмах на воздух невысоко вперед. Колени обеих ног подтянуты. Левая стопа, как у девушек, так и у парней может быть сокращена или вытянута в зависимости от характера создаваемого образа.

«Раз» — левая нога, совершив движение по воздуху назад вправо,, опускается на пол — у парней на всю стопу, у девушек через низкие полупальцы также на всю стопу, чуть впереди правой ноги по правую сторону от нее в перекрещенном положении. Носки обеих ног направлены вперед. Тяжесть корпуса перено­сится с правой ноги на левую; колено левой ноги вытянуто, пра­вая, оставаясь на полупальцах, слегка сгибается в колене. Де­вушки слегка поворачивают корпус вслед за левой ногой вправо, у парней корпус может оставаться прямым. При этом шаге на затакт возможен скользящий удар каблуком или низкими полупальцами.

12) С подбивкой — с продвижением вперед

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — шаг с левой ноги вперед.

«И» — правая нога подставляется на низких полупальцах, с акцен­том в пол сзади левой ноги около каблука, как бы подбивая ее. Правая нога присогнута в колене; колено направлено вперед. Левая — вытянута в колене.

«Два» — «и» — пауза.

При продолжении движения шаг делается с той же ноги.

13) На ребро каблука с подбивкой — с продвижением вперед

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — 1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — небольшой взмах левой ногой вперед.

«Раз» — левая нога опускается на ребро каблука. Носок направлен вверх. Нога в колене вытягивается.

«И» — правая нога подставляется на низких полупальцах, с акцен­том в пол сзади левой ноги около каблука, как бы подбивая ее. Нога находится на полупальцах; колено присогнуто и направ­лено вперед. Левая нога с вытянутым коленом находится на ребре каблука.

«Два» — «и» — пауза.

При продолжении движения делается шаг с той же ноги. Руки часто открываются в 3-е основное положение, парни иногда заводят правую, согнутую в локте руку за голову, к затылку, а левую вытягивают вперед.

В этих шагах при подбивке иногда обе ноги одновременно сги­баются в коленях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.