КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткие алгоритмы анализа
КТД Тематический день Познавательная викторина Творческий конкурс Распространенных творческих мероприятий Методика разработки плана наиболее В жизни загородного лагеря творческий конкурс (соревнование в каком-либо виде деятельности) – одна из самых распространенных и популярных форм работы. При организации творческого конкурса всегда необходимо помнить о восьми главных компонентах успеха: → интересные задания (должны быть одинаковыми по направленности и сложности); → красивое оформление (должно привлекать внимание); → музыкальное сопровождение (желательно); → находчивость ведущего; → компетентность жюри; → заинтересованность зрителей (игры с залом); → подготовленность команд; → призы, грамоты.
Викторина – соревнование по правилам в эрудиции. Для викторины необходимо продумать и составить вопросы, разделив их по темам. Наиболее популярные викторины в ДОЛ: → «Что? Где? Когда?» → «Вечер в клубе детективов» → «О, везунчик!» → «Звездный час». Тематический день – это мероприятие с заранее заданной тематикой. Обычно на одну лагерную смену приходится 2-3 таких дня. Тематический день может проводиться как в отдельном отряде, так и во всем лагере. Рекомендуется отступать от общепринятой тематики – «День Именинника», «День Смеха», а проводить еще неизвестные ребятам дела – «День ТВ», «День Святого Валентина», «День Гулливера». Новое всегда вызывает интерес и желание участия. КТД состоит из нескольких стадий: 1. предварительная работа вожатого; 2. коллективное планирование; 3. коллективная подготовка дела; 4. проведение КТД; 5. подведение итогов, награждение. Время проведения – 1,0-1,5 часа. Количество участников – весь отряд.
Аналитическая деятельность вожатого. Аналитическая деятельность вожатого включает в себя анализ собственной деятельности, обучение и организацию аналитической деятельности детей, анализ совместной педагогической деятельности педотряда.
I. Анализ деятельности вожатого: 1) выполнил ли цель дня; 2) какое дело или событие было особенно важным; 3) анализ этого события; 4) общая характеристика прожитого дня (какие изменения произошли в отряде); 5) общий вывод дня (удался ли день в целом, формирование задач на следующий день). II. Анализ результатов педагогической деятельности: 1) организационный период: – качественная и количественная характеристика детей; – характеристика стадии самоопределения детей; – анализ собственной деятельности; – основные виды и перспективы работы на смену; 2) основной период: – уровень самореализации детей; – анализ собственной деятельности; – основные виды и перспективы работы на смену; 3) итоговый период: – степень достижения поставленной педагогической цели и задач; – характеристика изменений, произошедших с детьми; – анализ собственной педагогической деятельности. III. Самооценка эмоционального состояния: 1) оценка себя по отношению к себе; 2) оценка себя по отношению к окружению: – с напарником; – с детьми; – с начальством. Распространенной формой организации аналитической деятельности с детьми, позволяющий в то же время решать и ряд других педагогических задач является — «Огонек».
Что такое вечерний отрядный «огонек»? «Огонек» — особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. «Огонек» — это особое искусство создавать теплое вечернее задушевное общение. Вожатый должен видеть перед собой не воспитанников – объектов воздействия, а друзей, с которыми он разделяет общую жизнь Общение, которое организуется педагогом в ходе совместной деятельности детского коллектива, становится содержанием образования, подростки усваивают особый ритм и особую атмосферу общения. Правила вечернего «огонька»: 1. Создание и поддержка эмоционального настроя, доброй атмосферы. 2. Дети должны быть заранее настроены и готовы к «огоньку», тема огонька должна быть актуальной для участников. 3. Все участники — и дети, и взрослые — располагаются в кругу на одном уровне вокруг огня, который находится в центре, или вокруг свечи. 4. Дети и вожатые выполняют законы «Огонька»: ü Когда говорит один — остальные участники молчат. ü Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки. ü Закон свободного микрофона. Высказаться может каждый желающий. ü Все сказанное на «огоньке» не должно «выноситься» за его пределы. «Огонек» — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют. Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой развития совместной деятельности. Поэтому «огоньки», организуемые на каждом из этапов, имеют свои функции. «Огоньки» организационного периода Задача — воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности. В первые дни «огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40-60 мин в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Не смотря на продолжительность «огонька» основное содержание — рефлексия дня — не должно длиться более 15-25 минут. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. У вожатого, конечно, должно быть очень много заготовок для вечернего «огонька». Самое главное — это разбудить у детей потребность к непринужденному общению. В частности, предлагается уже с первых дней вводить правила проведения «огонька». Способы введения правил разные. Опытные вожатые вводят их постепенно, обсуждая неудачи общения, а только потом предлагают ребятам их записать (формулировки, сами правила ребята могут придумать свои). В некоторых ситуациях приходится вводить правила в открытом порядке, т.е. предъявлять правила с их обсуждением. При этом опытный вожатый делает ссылку, что эти правила были созданы ребятами из прошлых смен, что они оставили наказ в целях передать свой опыт, и просят вас в течение смены внести свои поправки. Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослых, другого коллектива), а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают. Еще одна педагогическая ошибка — длинная речь вожатого в анализе дня, в которой он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в оргпериод «фестивальное» настроение, то речь вожатого останется не воспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы вожатый в этих первых диалогах получил «обратную связь», способствовал укреплению веры у ребят в лучшее. Такие формы позволяют снимать оценочное и потребительское отношение ребят к окружающим, концентрировать внимание на собственных ресурсах и возможностях. Традиционным в оргпериод является огонек «Расскажи мне о себе». «Огоньки» в основной период Задача — рефлексия деятельности отряда. Обычная продолжительность небольшая 15-20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «огонек» может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на «огонек» всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать опосредованные формы сбора: вожатый на месте проведения огоньков затевает какой-то рассказ с детьми (тема может быть самой необычной — о цветопсихологии, о стихах, легенда, случай, рассказ о киногерое или о книге, фантастика и приключения — все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу), или с небольшой группой поют песни, или вожатый зачитывает какой-то отрывок из книги (особенно в отрядах младших подростков). Необязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы «огонька», как свеча или костер, их необходимо «беречь» для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и формальные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда. «Огоньки» в итоговый период Задача «огоньков» этого периода — подвести итог жизни отряда, определить какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Традиционно в это время проводится огонек «Расскажи мне обо мне». Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а о том кто его держит, говорят члены детского коллектива. Один из вариантов итогового огонька — «Живой огонь». Все собираются у костра, в руках у каждого участника «огонька» — свеча. Каждый говорит по кругу, передавая эстафету зажженным от костра огнем свечи. К окончанию разговора у всех участников «огонька» зажжены свечи. Это не только красиво, но и символично. У каждого появились новые друзья, идеи для реализации после окончания лета. Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечи в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить свечами дерево или ель и устроить импровизированный концерт (веселое завершение смены — для младших подростков).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |