КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень техник эффективного общения
Стадия конфронтации и конфликтов Стадия ориентации Кризисы в развитии коллектива. Преодоление конфликтов
Детский коллектив (как и любой другой) проходит несколько стадий развития: Это стадия знакомства и принятия членами коллектива друг другом. Здесь происходит ориентировка в характерах и поиск взаимоприемлемого поведения. Это нарушение взаимодействия и отсутствие единства. Конфликты на этой стадии – закономерное явление, и если «замораживать» конфликты, группа не перейдет на следующую стадию развития, и так и останется «замороженной» либо «кипящей» в конфликтах. Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Если Вы стали участником конфликта и Вам приходится работать в агрессивной среде, то помните, что есть несколько способов противостоять агрессии, когда Ваш оппонент не готов к разрешению конфликта: · Не реагируйте на агрессию. Выслушайте собеседника с отсутствующим лицом. Достаточно быстро наступит реакция торможения. · Обрыв коммуникации. Развернитесь и уйдите. Данный способ не подходит для разрешения конфликта в тех случаях, когда Вам неизбежно придется вернуться к разговору (администрация лагеря, ваш отряд). · Пролонгируйте агрессию. Сообщите, что Вам надо срочно уйти, и Вы вернетесь через 15 минут. · Очень удачным является метод «Двойной бухгалтерии». Если кого-то обвиняют в трусости. Производим подмену понятий: меняем трусость на осторожность, что уже является положительным качеством. Тем самым мы не противоречим ни одному из оппонентов и можем плавно свести конфликт на нет.
Когда конфликт возник между детьми, то конструктивное разрешение этого конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Однако часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. Чтобы этого не произошло, важно знать и уметь применять технологии эффективного общения.
Методы разрешения конфликтов: Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий, например: · отделить реальные причины конфликта от инцидента – формального повода для начала столкновения; · сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях (оперирировать фактами, постараться спрятать свои эмоции); · говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого; · действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты; · использовать Я-высказывания: «Мне было бы очень приятно, если бы Вы…, Я был бы рад, если Вы…»; · создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта; · соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности (не переходить на личности); · создавать климат взаимного доверия и сотрудничества; Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т. д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве начального этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта: 1. Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации. 2. Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам типа: «Вы человек умный и т.д.» Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта. 3. Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием (в идеальном случае – вожатый). Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса. 4. Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью, воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной и накал напряженности в их отношении спадает. 5. Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента. 6. Расширение духовного горизонта спорящих. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями. Но самым главным условием выхода из конфликта является готовность к его разрешению. Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. Предлагаем Вам еще несколько технологий группового решения конфликтных ситуаций (средний, старший возраст). Контролируемый диалог Это упражнение помогает двум членам группы, вовлеченным в конфликт, научиться понимать позицию другого, вместо того, чтобы пытаться ее изменить. Четкие правила упражнения побуждают участников по очереди настраиваться на собеседника, чтобы понять его точку зрения на спорный вопрос. В упражнении используется прием перефразирования. Инструкция: Мне хотелось бы предложить вам упражнение, которое потребует от вас внутренней дисциплины. Группа выделит время для того, чтобы вы по очереди изложили свою позицию, и будет следить за тем, чтобы вы придерживались следующих правил: 1. Один из вас будет говорящим, а второй — его живым эхом. 2. Каждый может выполнять роль говорящего до тех пор, пока кто-нибудь из вас не захочет остановиться, но не более одного часа. После этого вы поменяетесь ролями. 3. Говорящий шаг за шагом излагает свое понимание спорной темы, стараясь сделать это как можно более прямо и ясно. 4. Живое эхо перефразирует высказывания говорящего, т.е. повторяет его утверждения своими словами. 5. Если говорящий доволен своим живым эхом, он продолжает говорить дальше, если нет — поправляет его. В заключение вся группа обсуждает это упражнение и рассказывает конфликтующим о своих впечатлениях. Увеличивающее зеркало Этот упражнение стоит предлагать двум участникам, не замечающим, как каждый из них постоянно провоцирует противостояние со стороны другого и тем самым мешает постепенному разрешению конфликта. Однако его проведение возможно лишь при условии, что остальные участники группы готовы взять на себя роль "преувеличивающего зеркала" и обладают достаточной для этого гибкостью. Инструкция: После того, как Вы получите согласие обеих конфликтующих сторон, предложите им сесть в середине круга. Сейчас в течение трех минут вам надо будет говорить о сложностях, которые вы испытываете в общении друг с другом, и о том, что вы ощущаете в отношении себя самого и вашего партнера. Через три минуты я прерву вас и попрошу группу помочь вам. Двое желающих членов группы займут ваше место, возьмут на себя ваши роли и заново продемонстрируют то, что происходило между вами в эти три минуты. При этом они должны будут максимально преувеличивать особенности вашего общения и содержание вашего противостояния. Таким образом, у нас будет возможность проверить, понимаем ли мы вас, а вы сможете выяснить, поняты ли вы нами. У показывающих вас добровольцев будет в распоряжении не больше трех минут, затем вы снова сможете занять свое место в центре круга. Если вы захотите, вы сможете, прежде чем вернуться к своей исходной теме, обсудить, как вам понравилось воспроизведение вашего общения участниками группы. На этот раз у вас будет пять минут, затем двое желающих участников попытаются снова продемонстрировать ваше общение. При этом им будет отведено, как и в первом случае, не больше 3 минут. Продолжайте работать таким образом до тех пор, пока не будет достигнут определенный прогресс. В конце — общее обсуждение.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |