Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глагол. 1. Летом с друзьями сидел у костра, В речке купался, лежал на песке, Слушал, как поезд шумел вдалеке




1. Летом с друзьями сидел у костра,
В речке купался, лежал на песке,
Слушал, как поезд шумел вдалеке.

2. Вот передо мною чудный сад цветёт,
В том саду большое дерево растёт.
Золотая клетка на сучке висит,
А в той клетке птица, словно жар, горит.

Укажите в данных примерах слова, обозначающие действие предмета.

Слова, которые обозначают действие или состояние предмета, называются глаголами. Глаголы отвечают на вопросы: что делает предмет? что делается с предметом? в каком состоянии находится предмет?

Упражнение 354. Назовите по картинке действующих лиц и их действия.

По содержанию картинки определите её название.
Составьте по картинке связный рассказ.
Запишите его.

Упражнение 355. Прочитайте статью. Ответьте, кто как голос подаёт. Спишите статью и подчеркните все глаголы.

ЛЕСНЫЕ ГОЛОСА.

На утренних и вечерних зорях все лесные жители подают свой голос, кто как умеет: токуют тетерева, пищат рябчики, воркуют дикие голуби, стонут рябые кукушки, стучат разнопёрые дятлы, трещат сойки. Звонкими голосами поют зяблики. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. Лает лисица, кашляет козуля, воет волк. Хохочет сова. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Квакают лягушки,

Упражнение 356. Прочитайте стихотворение. Что значат слова: Буря мглою небо кроет? Спишите стихотворение и подчеркните все глаголы.

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А. С. Пушкин

 

Упражнение 357. Какие из данных глаголов можно отнести к существительному снег? Выпишите эти глаголы.

Сверкает, шумит, искрится, белеет, воет, крутит, падает, бушует, затихает, стелется, вьётся, ложится, порхает, тает, блестит, мелькает, хмурится, летит, завывает.

Образец: Снег искрится, белеет...

Упражнение 358. Из данного списка слов выберите глаголы, относящиеся к существительному туча, и выпишите их с этим словом.

Сверкала, неслась, мчалась, ползла, блестела, грохотала, приближалась, вспыхивала, расплывалась, чернела, затихала, застилала, клубилась, синела, доносилась, гудела, плыла, хмурилась, росла.

Образ е ц: Туча ползла, синела...

Упражнение 359. Прочитайте отрывок в классе; выберите из него глаголы и составьте с ними восемь предложений (по выбору).

Бьётся лебедь средь зыбей, Коршун в море кровь
Коршун носится над ней. пролил,
Та бедняжка так и плещет, Лук царевич опустил.
Воду вкруг мутит и хлещет... Смотрит: коршун в море тонет
Тот уж когти распустил, И не птичьим криком стонет,
Клёв кровавый Лебедь около плывёт,
навострил... Злого коршуна клюёт,
Но как раз стрела запела, Гибель близкую торопит,
В шею коршуна задела — Бьёт крылом и в море топит.

А. С. Пушкин.

Упражнение 360. Спишите предложения и подчеркните глаголы. Объясните, какие глаголы отвечают на вопрос: что делает предмет? и какие глаголы отвечают на вопрос: что с ним делается?

1. Опять трещит кузнечик и порхают бабочки, опять щебечут птицы. 2. Медленно ползёт по небу сизая туча. 3. Уж тает снег, бегут ручьи. 4. Вдруг полил сильный дождь. 5. Речка извивается, по травушке скользит. 6. Голову няня в дремоте склонила, на пол с лежанки чулок уронила. 7. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 8. Осенью трава вянет и желтеет. 9. Спит малютка, дремлет мать. 10. Волк из лесу в деревню забежал. 11. Студёный ключ играет по оврагу.

Упражнение 361. Сравните одинаковые слова, обозначающие действия предметов в предложениях левого и правого столбиков. Одинаковые ли действия предметов одушевлённых и предметов неодушевлённых обозначают они?

Мальчики идут. Часы идут.
Толпа шумит. Ветер шумит.
Девочка бежит по дороге. Вода бежит по камешкам.
Люди спят, а сторож ходит Солнце спит, а месяц ходит,
и деревню сторожит. сторожит земли покой..

Упражнение 362. Придумайте всем классом и запишите предложения с данными одинаковыми словами, чтобы они обозначали действия одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Гуляет, стоит, смеётся, смотрит, злится, плачет, летит, скачет, дремлет, мчится, играет.

Образец: Волк воет. — Буря воет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.