КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прошедшее время
1. Вот пахнул ветерок, 2. Влага брызнула игриво 3. Солнышко уж встало
Таблица изменения глаголов прошедшего времени.
Упражнение 401. Прочитайте в классе и ответьте словами стихотворения — как рубили лес: осинник, березняк, дубняк, старую сосну? Спишите стихотворение и подчеркните глаголы; объясните, какого они времени и числа.
Упражнение 402. Спишите и подчеркните глаголы прошедшего времени. В ГРОЗУ. Когда я был маленьким, меня послали в лес за грибами.! Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь, и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, да такая светлая, что глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело, потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока не перестал дождь. Упражнение 403. Спишите и подчеркните глаголы прошедшего времени. Озаглавьте статью. Метель утихла. Немного потеплело. В полдень большими хлопьями повалил снег. Он запорошил все деревья, холмы и овражки. Снег шёл всю ночь. Дороги сравнялись с плетнями. Озеро совсем исчезло под снежным покровом. Упражнение 404. Спишите предложения и подчеркните в них глаголы прошедшего времени, 1. Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. 2. Заслонили солнце тучи, небо всё заволокли, и тростник сухой и жёлтый клонит ветер до земли. 3. В лесу кукушка куковала, и пела робкая свирель. 4. Мы на солнышке сидели и песенки пели. 5. Разлилася речка. Травка зеленеет. Лес принарядился в новенький убор. 6. Трещат морозы; на солнце искрится снежок. 7. Всходило солнце; подымался туман над рекой. 54. Неопределённая форма глагола. Родину надо любить! Идите, герои, отважно и смело
Упражнение 405. Пользуясь таблицей, придумайте сами и запишите десять глаголов в неопределённой форме. Таблица глаголов в неопределенной форме.
Упражнение 406. Прочитайте отрывки из стихотворений и укажите глаголы в неопределённой форме.
Упражнение 407. От данных существительных образуйте неопределённую форму глагола и запишите. Улыбка—улыбаться, смех, ласка, потеха, старание, забава, мир, веселье, перекличка, купанье, труд, резвость. Упражнение 404. Спишите стихотворение и подчеркните в нём неопределённую форму глагола. Будут снова жить в Артеке Будут на море купаться, С Михалков. Упражнение 409. Спишите и подчеркните неопределённую форму глагола.
Упражнение 410. Выпишите несколько предложений и подчеркнете в них глаголы, стоящие в неопределённой форме. 1. Станем дружно мы трудиться и друг другу помогать; надо много нам учиться, надо много нам узнать. 2. Нам песня строить и жить помогает; она скучать не даёт никогда. 3. Что-то пишет внучек? Надо деду знать, только не умеет сам он прочитать. 4. Школьное имущество надо беречь. 5. Листья поблёкнуть ещё не успели, б. Восток начал алеть. 7. Пора идти в школу. 8. Хвалилась синица море зажечь. 9. Сегодня хочу пораньше лечь. 10. Яблони начали цвести. 11. Ветер перестал шуметь. 12. По лесу на лыжах весело бежать. Упражнение 411. Составьте сообща и запишите несколько предложений с глаголами в неопределенной форме на темы: 1. Что надо делать в классе? Упражнение 412. Составьте сообща и запишите несколько предложений с глаголами в неопределенной форме на темы: 1.Что надо делать весной в огороде? Упражнение 413. Расскажите классу и запишите, что вы будете делать в помощь родителям летом в лесу, на лугу, в саду, на огороде, в домашнем хозяйстве. Вопросы для повторения. 1. Что обозначает глагол? 55. Повторительные упражнения Упражнение 414. Спишите и подчеркните глаголы. МЕТРО В МОСКВЕ. Входим. Взяли билеты. Вот и чудесная лестница. Люди стоят на ней, а лестница сама несёт их вверх и вниз. Внизу увидали мы красивый зал. Ждём минуты две. Из тоннеля вынырнул поезд. Мы пошли в вагон. Двери во всех вагонах сразу сами закрылись. Поезд тронулся и снова вошёл в тоннель. Сидим на мягких диванах. Яркий электрический свет заливает вагон. Через несколько минут мы приехали на другой конец города и вышли на площадь Белорусского вокзала. Упражнение 415. Спишите и подчеркните глаголы с частицей не. ДРУГ ЛЕСА. Будь другом леса и охраняй его. Друг леса не ломает веток, не обрывает листьев, не обдирает с деревьев коры. Он не лазает по деревьям, чтобы не сломать веток, и не подрубает корней. Друг леса не разводит костров в лесу, чтобы не сделать пожара. Упражнение 416. Спишите, изменяя в данных глаголах 1-е лицо на 2-е. Помогаю, говорю, делаю, завтракаю, гуляю, молчу, встаю, обедаю, сижу, дышу, рву, бегаю, чищу, ищу, пилю, держу, пою, смотрю, живу, отдыхаю, строю, стреляю, рассказываю, кошу, стираю, гуляю, рублю. Упражнение 417. Спишите и поставьте глаголы, данные в скобках, во 2-м лице единственного числа настоящего времени.' 1. Где ты (отдыхать) летом? 2. Чем ты (чистить) зубы? 3. Что ты (читать)? 4. Кому ты (писать) письмо? 5. Куда ты (идти)? 6. Сколько часов ты (спать)? 7. Что ты (делать) вечером? 8. (Играть) ли ты в шахматы? 9. Где ты (ловить) рыбу? 10. Куда ты (спешить)? 11. Где ты (жить)? 12. Что ты (нести)? 13. Что же ты (молчать)? Упражнение 418. Спишите; глаголы, данные в скобках, поставьте в 3-м лице единственного числа настоящего времени; окончания подчеркните. 1. Почтальон (разносить) письма. 2. Ветер (шгуметь). 3. Самолёт (лететь). 4. Петя (разговаривать) с товарищем. 5. Весь день (идти) дождь. 6. (Выходить) на дорогу волк. 7. Пионеры (ехать) в лагерь. 8. Девочка (прыгать) через верёвочку. 9. Около дома (расти) липа. 10. Заяц (бежать) по полю. 11. Бабушка (рассказывать) детям сказку, 12. Жаворонок (звенеть) над полем. Упражнение 419. Допишите окончания глаголов 3-го лица единственного числа. 1. Дождик вымоч..., а солнце высуш.... 2. Дитя не заплач..., мать не услыш.... 3. Тучи небо кроют, солнце не блеет..., ветер в поле во..., дождик морос.... 4. Слепой зрячего не вид.... 5. На дворе бушу... вьюга. 6. Над росистыми лугами ветерок ночной гуля..., разговор вед... с цветами, травку тихо колыха.... 7. Прямо к станции лет... тройка удалая. 8. Ветер весело шум..., судно весело беж.... Упражнение 420. Спишите и поставьте глаголы, данные в скобках, в 3-м лице единственного или множественного числа; окончания подчеркните. 1. Молотом (ковать). 2. Врачи (лечить). 3. Дети (играть). 4. Пилой (пилить). 5. Повар (готовить) обед. 6. Ребята (идти) в лес за грибами. 7. Деревья (рубить), а траву (косить). 8. Рыбаки (ловить) рыбу. 9. Птица (лететь). 10. Рабочие (строить). 11. Кистью (красить). 12. На крыше (сидеть) голуби. 13. С гор (бежать) ручьи. 14. По реке (плыть) льдины. Упражнение 421. Спишите; глаголы, данные в скобках, поставьте в настоящем времени. В ДЕРЕВНЕ. Летом мы с сестрицей Таней (жить) в деревне. Целый день (бегать) на свежем воздухе, (купаться) в речке, (ходить) в лес за ягодами и за грибами. С нами (ходить) в лес Жучка. Она (скакать) вокруг нас, (вилять) хвостом, но (убегать) от нас, когда мы (хотеть) её искупать в речке. Упражнение 422. Перепишите статью так, чтобы глаголы были в прошедшем времени. ВЕСНОЙ В ЛЕСУ. В лесу ещё сохраняется снег. Он прячется под кустами и деревьями, и солнце с трудом может его достать. В поле уже давно зеленеет посеянная с весны рожь, а лес всё ещё стоит голый. Но и в лесу с каждым днём становится веселее, не то, что зимой. Всё больше в нём птиц. Они порхают между деревьями, прыгают по земле, поют на ветвях, на макушках деревьев и в воздухе. Упражнение 423. Спишите, изменяя настоящее время глаголов на будущее. ВЕСНА. Весна. Летят скворцы. Тает снег, бегут ручьи, вскрывается река, зеленеет трава. Поют в рощах малиновки. На кустах и деревьях вырастают молодые листочки. Цветёт черемуха. В колхозах начинаются весенние работы. Упражнение 424. Прочитайте рассказ и озаглавьте его части. Объясните, какие слова здесь выделены и что они обозначают. Укажите в этих словах приставки. СОЛНЦЕ ВЗОШЛО. С каждым днём ярче разгоралась заря на небе. Становилось светлее. Наконец наступил последний тёмный день. Завтра покажется солнце. Упражнение 425. Прочитайте предложения и обратите внимание на написание выделенных глаголов; запишите эти глаголы в свой словарик. 1, Солнышко блеснуло в мёрзлое окно. 2. Мы хорошо вскопали землю на огороде. 3. Миша скоро выздоровел. 4. Я не мог добиться от него ни одного слова. 5. При встрече надо здороваться с учителем. 6. Изучай свой край. 7. Летом мы много купались и загорали. 8. Ваня рассердился на обидчика. Упражнение 426. Такое же задание, как в упражнении 425. 1. Надо остерегаться простуды. 2. Отдохни и принимайся за уроки. 3. Маша отсрочила свою поездку в город. 4. Отучись от неряшливости. 5. Долго не мог я отыскать знакомую полянку. 6. Сумел потерять, сумей и найти.7. Мальчик сжалился над птичкой и выпустил её на волю.8. Дедушка сделал скворечник. 9. Жучка съёжилась от холода. 56. Повторительные упражнения Упражнение 427. Спишите и подчеркните родственные слова. Белее всего на свете снег. Как только выпадет белый снег, побелеют и многие животные и птицы. Белеет зайчик, за что и зовут его беляком; белеет белка. На снегу белится полотно, из которого шьют бельё. Упражнение 423. Докажите, что данные слова однокоренные. Спишите эти слова и разделите их на составные части. а) Стрела, стрелки, стрелок, стрелять, стрельбище, выстрел, перестрелка, пристрелка, стрельба, самострел. Упражнение 429. Спишите, вставляя пропущенные гласные; Объясните их правописание. ВЕЧЕР. Солнце скл...нялось к западу. Д...леко отражались его к...сые лучи. Прибл...жались сумерки. Мы бр...дили по л...су. Лесные п...ляны нач...ли окутываться т...мнотой. Птицы постепенно зам...лкали. Стал пропадать след знакомой нам тр...пинки. Сквозь просеку виднелись кр...сноватые лучи зари. Вот высоко над ёлкой сверкнула первая зв...здочка. Упражнение 430. Прочитайте стихотворение. Почему ручей назван разговорчивым? Выпишите из стихотворения слова с выделенными гласными и рядом с каждым таким словом нашь шите проверочное слово, ПЕСНЯ О ВЕСНЕ. Ух о ди, моро з с е рдитый! В е сна ласково см е ётся. Упражнение 431. Спишите статью и в выделенных словах подчеркните приставку и корень. НОЧЬ В ЛЕСУ. Надвигалась ночь. Зарево костра освещало низину леса. С треском горели ветки ельника. Вдали послышались лесные голоса. Как ребёнок, запищал где-то сыч. В ответ раздался крик филина-пугача. Поближе завозилась в вершине сосны белка и перепрыгнула на другое дерево. Вот кругам всё стихло. Но вскоре из чащи доносится хруст сухого валежника. Чуткое ухо охотника отметит любой звук лесной глуши. Упражнение 432. Спишите статью и вставьте пропущенные буквы. ПО ДОРОГЕ К ДОМУ. В...черняя заря догорала. В воздухе нач...ли густеть х...лодные тени. Я решил вернуться д...мой. Быстрыми ш...гами прошёл я пл...щадку кустов. У ног моих т...нулась узкая д...лина, а дальше крутой ст...ной возвышался частый лес, Я спустился с х...лма. Высокая тр...ва на дне долины б...лела ровной скатертью. Л...тучие мыши н...сились над моей г...л...вой. Я добрался до к..нца леса, вышел на опушку и пошёл полем. Упражнение 433. Выпишите из стихотворения ту часть, где описывается, что произошло в лесу, когда "мужики с топорами явились"; подчеркните существительные и над каждым из них обозначьте падеж. РУБКА ЛЕСА.
Упражнение 434. Допишите рассказ по данному началу, употребляя глаголы: ходила, носила, кололи, поливали, убирали, мыли. ПИОНЕРЫ ПОМОГЛИ. Отец у Кости Скворцова ушёл на фронт. Матери у Кости не было. Мальчик остался на попечении бабушки. И вот пионеры стали заботиться о бабушке и её внуке. Они.. Упражнение 435. Спишите загадки, распределяя их по темам; явления природы, растенья, животные. 1. В огне не горит и в воде не тонет. 2. На дворе горой, а в избе водой. 3. Зимой и летом одним цветом. 4. Из окна в окно золотое веретено. 5. Красненький кочеток по жёрдочкам бежит. 6. Около кола золотая голова. 7. Все меня просят и ждут, а только покажусь — прятаться начнут. 8. Зубовато, серовато по лесу рыщет, добычу ищет. 9. По морю голубому гуси белые плывут. 10. Ничего не болит, а всё стонет. 11. Вся дорожка усыпана горошком. 12. Не зверь, а воет. 13. Никто не пугает, а дрожит. 14.Сверкнёт, мигнёт, кого-то позовёт. Отгадки: лёд, снег, ель, солнечный луч, огонь, подсолнечник, дождь, волк, небо и облака, свинья, небо и звёзды, ветер, осина, молния и гром. Упражнение 448. Спишите стихотворения и подчеркните существительные; укажите их род, число и падеж.
Упражнение 437. Напишите сочинение под заглавием: "Весна пришла" так, чтобы в нём говорилось; о погоде, о деревьях (верба, берёза, черёмуха); о полях, о лугах, о птицах (грач, скворец, жаворонок); о насекомых (пчёлы, муравьи); о весенних работах в колхозе. Упражнение 438. Укажите, какие прилагательные относятся в существительному река, какие — к существительному вода. Прозрачная, многоводная, широкая, холодная, быстрая, живая, горная, весенняя, чистая, судоходная, ключевая, мелководная, порожистая, целебная, мутная, извилистая, свежая, сплавная, глубокая, родниковая, крутобережная. Упражнение 419. Прочитайте статью; укажите род и число выделенных имен прилагательных. ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ СТАЛИН. Старая крепость поросла полынью. С крепости виден Кавказский хребет — высокие синие горы и снежные вершины. Внизу под крепостью—городок. Он весь перед глазами. Красная черепица крыш, коричневая каменная почва, яркая зелень садов, мутножёлтая вода реки, древняя крепость, — так выглядит Гори. Упражнение 440. Выпишите из статьи прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны по смыслу, и определите их род и число. СМОЛЬНЫЙ. Полукруглая площадь. За железной решёткой виднеется большой белый дом с колоннами. Широкая лестница ведёт наверх. Длинные сводчатые коридоры. Огромный светлый зал. По бокам белые колонны; на потолке красивые люстры, а посредине на возвышении большой портрет Ленина. Упражнение 441. Допишите окончания прилагательных. ЗИМОЮ. Повалил лёгк.., пушист... снег. Бел... крыши, бел... ковры на полях, на лугах, на дороге, бел... шапки на ветрах елей. Стала быстр..., светл... речка. Лёд ещё тонк..., чист..., прозрачн.... Зимн... день короток. Не успеешь всласть с ледяной горы накататься, как небо загорается красным пожаром вечерней зари. По сугробам ложатся син... сумерки. Мигнёт тускл... огонёк в одной избе, в другой. Пора и домой! Упражнение 442. Такое же задание, как в упражнении 441. НАША ШКОЛА. Наша школа нов..., она построена совсем недавно. Классы у нас чист..., просторн..., светл.... Окна в них широк... и высок.... При школе больш... двор. Весной мы разбили на нём цветочн... клумбы, посадили фруктов... деревья. Наблюдают за ними наши юн... натуралисты. Есть во дворе и физкультурн... площадка. В свободн... время мы там играем. Имеется в школе пионерск... комната. Здесь мы часто играем в шахматы, шашки, читаем газеты. Упражнение 443. Составьте с данными существительными и прилагательными предложения; запишите эти предложения. Дремучий лес, буйный ветер, чистое поле, голубое небо, крутой берег, старое дупло, кудрявая, берёзка, топкое болото, лесная поляна, синее море. Упражнение 444. Напишите связный рассказ по данному плану. 1) Сборы детей в лес за грибами. 2) По дороге к лесу.3) В лесу (грибы, ягоды, ёж, белка). 4) Появление тучи. 5. Ветер, лесной шум, раскаты грома. 6) Скорее домой! Упражнение 445. Прочитайте рассказ „Ледоход". Какие действующие лица в рассказе? Назовите место и время действия. ЛЕДОХОД. Проснулся я от страшного шума. Я выскочил на двор. Мы жили на самом берегу, у обрыва. Взглянул я на реку и не узнал её. Вода затопила всю низину. Льдины налетали друг на друга, вздымались, ломались, ныряли в воду и неслись дальше. Упражнение 446. О чём рассказывает данная картинка? Перечислите и запишите все действия пионеров. Упражнение 447. Прочитайте статью. Хорошо ли знаете свой край вы? Спишите статью и подчеркните глаголы 2-го лица, ЗНАЙ СВОЮ РОДИНУ. Твоя великая страна — могучий Советский Союз — начинается у самых дверей твоего дома. Упражнение 448. Прочитайте данную статью. Почему писатель называет капли росы алмазами? Что такое алмаз? Выпишите из статьи глаголы 2-го лица единственного числа будущего времени. КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ. Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Л. Н. Толстой. Упражнение 449. Допишите окончания глаголов 2-го лица; С нетерпением жд..., когда наступит весна. Внимательно наблюда... и след... за признаками её приближения. Но вот и она, желанная весна. Теперь уж не усид... дома. Весь день на улице прочища... ручейки, стро... плотины, дела... мельницы. Бега... весь день, но не чувству... усталости. А прид... домой, поужина..., ляж... спать и усн..., как убитый. Упражнение 450. Прочитайте стихотворение „Апрель", выделите глаголы и определите, в каком времени они поставлены. АПРЕЛЬ.
На деревенской улице. Упражнение 451. Рассмотрите картинку. Назовите слова, обозначающие действия предметов, изображённых на картинке. Поставьте эти слова в настоящем времени и запишите. Упражнение 452. Выберите из стихотворения глаголы и определите, в каком времени поставлен каждый глагол. МЫ ТРУДИМСЯ, МЫ СТРОИМ.
Упражнение 453. Расскажите какой-нибудь интересный случай или забавное приключение, происшедшее с вами в лесу. Употребляйте в своём рассказе глаголы прошедшего времени. План для рассказа: Когда встали? Что взяли с собой? С кем пошли? Какой дорогой шли (полем, лужком, через речку, мимо мельницы, через овражек)? Что делали в лесу? Кого видели или поймали в лесу (зайца, ежа, белку)? Когда Вернулись? Что принесли с собой из лесу? Упражнение 454. Прочитайте и выберите глаголы в неопределённой форме. Каждый ученик должен: Упражнение 455. Прочитайте стихотворение и выпишите сначала имена существительные, затем — имена прилагательные и, наконец, глаголы. СЕНОКОС.
Упражнение 456. Выпишите пословицы о труде: устно объясните их смысл; подчеркните существительные одной чертой, а глаголы — двумя чертами. 1. Терпение и труд всё перетрут. 2. Век живи, век учись.. 3. Труд кормит, а лень портит. 4. Скучен день до вечера, если делать нечего. 5. Многого захочешь, пораньше вскочишь. б. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. 7. Что помолотишь, то и в закром положишь. 8. Грамоте учиться — всегда пригодится 9. Воля и труд дивные всходы дают. 10. Где труд, там счастье. Упражнение 457. Прочитайте стихотворение; укажите в нём имена существительные, имена прилагательные и глаголы; объясните правописание выделенных гласных. ПЕСНЯ О РОССИИ.
| |||||||||||||||||||||
СЛОВАРИК СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫМИ УДАРЕНИЕМ
| ||||||||||||||||||||||
Используются технологии uCoz
|
|
|
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет