Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема III: Общество как система 2 страница




Второй этап охватывает порядка 30 лет с середины 40-х до начала 70-х г.г. Характерной особенностью развития социологии в это время является с одной стороны попытка преодолеть отрыв теоретического уровня социологии от эмпирического, разработка проблем методологии, с другой - попытка теоретически осмыслить наблюдающиеся в обществе изменения. В этой связи выдвигается целый ряд социологических концепций общественного развития.

Идея сближения теоретического и эмпирического уровней социологии в работе Р.Мертона «Социальная теория и социальная структура» была представлена через посредство теория «среднего уровня». Теории «среднего уровня» социологические знания, по мысли Р.Мертона, должны были стать связующим звеном между теоретической социологией и эмпирической, выступая в качестве специальных социологических теорий. Р.Мертон и особенно Т. Парсонс, в этот период, разрабатывая принципы структурно - функционального анализа, стремятся создать общую «всеохватывающую» социологическую теорию, которая могла бы служить руководством для конкретных эмпирических исследований.

Т. Парсонс, американский социолог, особенно глубоко занимается двумя теориями: теорией структурно - функционального анализа и теорией социального действия. Парсонс и Мертон исходят из того, что необходимо анализировать не отдельные частности и детали социальной жизни, а общество в целом. Основными категориями их позиций являются понятия «система», «функция», «структура».

Парсонс в качестве исходного берет понятие «система социального действия». Он считает, что «социальное действие» является исходной единицей всей социальной системы. Элементом всякой социальной системы является отдельный человек, который вступает во взаимодействие с другими членами общества. Поскольку социальная структура по Парсонсу, это система стандартизированных отношений между производящими действия лицами, можно исследовать социальные роли, которые они выполняют. Мертон определяет «социальную роль» как некое ожидаемое социальное поведение. Понятие «социальная роль» широко используется не только представителями структурно-функционального анализа, но и, по существу, всеми современными социологами.

В рамках второго этапа появилась целая серия концепций, описывающих состояние развития общества. Среди них такие популярные на Западе теории как теория «индустриального общества» Р.Арона и У.Ростоу, концепция «революции управляющих» Дж. Бергхема, «технотронного общества» З. Баежинского, «сверхиндустриальной цивилизации» О.Тоффлера, «индустриального общества» Д.Белла.

Французский социолог А.Тьерри, американский социолог Л. Липсет и Ч.Р.Миллс, западногерманский социолог Р. Дарендорф, наконец, Д. Белл и многие другие разработали критерии и принципы социальной стратификации общества.

III-й этап - 70-е гг. XX века - по настоящее время.

В основе современной социологической науки лежит понятие «парадигма». Это общее представление о характере социологической реальности. В переводе с древнегреческого «парадигма» значит «образец». Новое звучание ему придал Т.Кун (1922–1996), обратив внимание на то, что наука развивается не сама по себе, а в результате деятельности сообществ ученых, научных школ и направлений, разделяющих определенные научные традиции. Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования. Характерной особенностью современной социологии является то, что она принимает несколько парадигм, признавая их равноценными им взаимодополняющими.

Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии для социологии впервые обосновал в середине 1970-х гг. известный американский социолог Джордж Ритцер. Полипарадигмальность социологии предполагает возможность и необходимость существования и использования разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов.

Среди различных школ социологии XX века чаще всего выделяют три направления, три парадигмы: функционализм, конфликтологический подход и, наконец, символический интеракционизм. Но надо учесть, что это довольно общее деление.

В современной зарубежной социологии во второй половине XX века можно выделить:

Макросоциологические теории Микросоциологические теории
структурный функционализм; неопозитивизм; теория социальных изменений; теории социального конфликта; теории социальных систем; структурализм символический интеракционизм; феноменологическая социология; теория социального обмена; теоретический гуманизм;  

 

Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А.Рэдклифф-Брауна и Б.Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы выделились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р.Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

Структурный функционализм – это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы – внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы, или паттерны (от англ. pattern – образец, шаблон), деятельности людей. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, то есть ее положительная роль в социальной системе, – это функция данной структуры.

В контексте структурного функционализма Т. Парсонс (1902–1979) разрабатывает теорию социальных систем, в которой он подчеркивает необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций (адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание латентного образца). По первым буквам английских названий функций «adaptation», «goal attainment», «integration», «latent pattern maintenance» концепцию Парсонса принято именовать схемой AGIL. Схема AGIL может служить универсальным аналитическим инструментом. Согласно концепции Парсонса общество и организации могут служить примером самодостаточных универсальных непротиворечивых устойчивых систем.

Однако Р.Мертон (1910–2003) указывает на недостатки этой теории Согласно Мертону, следует не постулировать функциональность всех социальных структур – паттернов, а выявлять значение каждой из них для людей, чья деятельность организуется и регулируется структурами, и тип влияния этих структур на систему. Мертон разделил функции на явные и латентные. Мертон также указал на то, что структурные элементы не всегда функциональны. Результатом существования структурного элемента может быть дисфункция – вредное воздействие на систему, нарушающее ее стабильность и нормальное воспроизводство

Введенное Мертоном представление о латентных функциях и дисфункциях позволило анализировать конфликты и изменения в системе и тем самым несколько скорректировало парсонсовскую трактовку социальных систем как внутренне единых, устойчивых и упорядоченных образований.

Альтернативой классическому марксизму в современной социологии является неомарксистская критическая теория общества, представленная франкфуртской школой социологии. Это подход, опирающийся на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего контроля. Основными представителями можно считать основателей этого направления в социологии – германских ученых М. Хоркхаймера (1895–1973), Г.Маркузе (1898–1979), Т.Адорно (1903–1969). Основные принципы критической школы заключаются в следующем:

- Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов.

- Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.

- Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях

- Критика капиталистического общества за его тотальный контроль, деиндивидуализацию в рамках массовой культуры, массовое общество, одномерность отношений.

Критическая теория хорошо описывает и объясняет целостность общества и его способность интегрировать в себя любую оппозицию, и поэтому схема «новые формы контроля – интеграция общества» может служить универсальным инструментом анализа социальных явлений.

Микросоциологические парадигмы часто называют субъективистскими. Они опираются на идеи понимающей социологии Макса Вебера.

Приверженцы символического интеракционизма (Дж. Мид, Т. Блумер, Т. Шибутани, Т. Партленд и их ученики) исходят из того, что люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных символов. Отсюда вытекает их повышенный интерес к анализу процессуального аспекта взаимодействий.

Суть феноменологической парадигмы заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в т.ч. процессами межличностных коммуникаций (А. Шюц, И.Гофман, П. Бергер, Н. Лукман и др.). Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для социальной жизни, понимания людьми друг друга. А.Шюц сформулировал концепцию социальной феноменологии как изучения тех представлений, которые образуют общество как «горизонт жизненного мира» – сферу опыта, доступного индивидам в их повседневной жизни. Жизненный мир не является предметом размышлений, люди просто переживают его как очевидную реальность. Объективность вещей, действий, событий в мире повседневности – это естественная установка индивидуального сознания. Интерпретация ситуаций взаимодействия и действий его участников как типичных превращает взаимодействие в социальный порядок – устойчивую структуру. Социальная структура с точки зрения феноменологической социологии представляет собой всю сумму типизаций и созданных

Г. Гарфинкель разработал исследовательскую стратегию феноменологической социологии как эмпирическую технику выявления скрытых, подразумеваемых смыслов, определяющих возможность и характер коммуникации. Понятием этнометодология у Гарфинкеля обозначается и предмет его исследования – практикуемые индивидами в повседневной жизни методы объяснения, то есть способы наделения смыслом ситуаций и действий, и одновременно исследовательский метод – обнаружение латентных смысловых структур в привычных, обыденных ситуациях, рассматриваемых подобно тому, как этнографы смотрят на обычаи и ритуалы иных народов, непривычные и требующие усилий для раскрытия их смысла.

Теория социального обмена, предложенная выдающимися американскими социологами Дж. Хомансом (1910–1989) и П.Блау (1918–2002), это – научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и, в свою очередь, совершает действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, символические блага – знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п.

Совершение людьми поступков, полезных для других людей, объясняется наличием ожиданий, то есть устойчивых представлений о том, что в ответ на свои действия они получат пользу от действий других людей. Подтверждение ожиданий в процессе межиндивидуального взаимодействия закрепляет обмен поступками в качестве поведенческого образца – своего рода «социального рефлекса», связывающего в сознании индивидов определенные действия как стимулы и реакции.

Зарубежная социология второй половины XX века характеризуется появлением новых крупных направлений, их борьбой со старыми, созданием новых теорий, усложнением концептуального аппарата, совершенствованием исходных принципов и дальнейшим поиском специфически социологического подхода к изучению общества.

Отечественная социология. После 1917 г. она как наука развивалась противоречиво. В 1919 г. учреждается Российский Социологический институт. Возобновило свою деятельность российское социологическое общество им. М.М.Ковалевского, председателем которого стал Н.И.Кареев. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, которое возглавил виднейший ученый и общественный деятель П.А.Сорокин (1889-1968). Это был один из лидеров партии правого крыла эсеров, после Февральской революции 1917 года - секретарь Керенского, с 1920 года - профессор Петроградского университета. В 1922 году в числе большой группы российской интеллигенции по решению ЦК ВКП (б) выслан из России за границу. Жил и работал в США.

П.А. Сорокин внес большой вклад в развитие отечественной и мировой социологии Его перу принадлежит ряд крупных работ, в частности, он разработал теорию социальной мобильности и социальной стратификации, о которых пойдет речь ниже.

Исключительная заслуга Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделил три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная антропология и морфология); социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни.

Еще большую известность приобрело фундаментальнейшее исследование социодинамики культуры, проведенное Сорокиным. Исторический процесс по Сорокину, есть цикличная флуктуация типов культуры, каждый из которых – специфическая целостность, имеющая в основе несколько главных предпосылок (представлений о природе реальности методах ее познания). Он выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate), где преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), где преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic), где господствует интуитивный вид познания.

Параллельно с разработкой теоретических вопросов проводились эмпирические и социологические исследования. Такие исследования, в частности, велись по социальным и социально - психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. Особенно существенный вклад в это направление внесли такие виднейшие ученые, как С.Г.Струмилин, А.К. Гастев, В.И. Тодорский, Е.О. Кабо и др.

В 30-х годах, когда марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм» - это и есть социология марксизма. В этой связи эмпирические конкретно-социологические исследования были выведены за пределы социологии как несовместимые со спецификой философской теории. На конкретно социологическое изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Начинается упадок социологии и, в конце концов, она была практически разгромлена. Дело в том, что в условиях тоталитарного режима социологические исследования, опирающиеся на точные факты, вступали в противоречие с пропагандой так называемых «социалистических завоеваний». Поэтому социология как социальный институт в период идеологизации всей общественной жизни, в том числе и науки, прекращает свое существование. Отдельные ее проблемы находили отражение только в смежных дисциплинах, таких, например, как исторический материализм, демография, статистика, психология. А сама социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему.

Конец 50-х - начало 60-х г.г. можно обозначить как начало третьего этапа, когда на волне «хрущевской оттепели» философия как наука стала постепенно возрождаться. В этот период начали практиковаться масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Широкое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов, совхозов, городов. В ходе этих исследований был накоплен большой фактический материал, приобретены навыки проведения социологических исследований.

В 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В 1962 г. создается Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. появился институт конкретных социальных исследований АН СССР (с 1972 г. институт социологических исследований) с отделением в союзных республиках и крупных городах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. стал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Киевском, Уральском университетах.

Социологи были первыми в исследовании большого круга проблем, связанных с деятельностью человека («человеческого фактора»), социальной ориентированностью экономического развития и становления социального мышления, отчуждения власти и труда, научных основ социального управления.

Сейчас в России имеется ряд академических, вузовских и независимых социальных центров, которые проводят эмпирические и теоретические исследования по самым различным направлениям.


 

Дидактические единицы: Общество и социальные институты, общественное мнение как институт гражданского общества, социальные взаимодействия и социальные отношения.

Общество интересовало социологов на протяжении всей истории. Социология пыталась ответить на многие вопросы, связанные с существованием общества. Но понятие "общество" неодинаково трактовалось различными учеными. Так, французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на объективных представлениях. Немецкий социолог М. Вебер понимал общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий. Американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. К. Маркс понимал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

Если проанализировать все эти определения, то можно сделать вывод о том, что во всех из них выражен подход к обществу как к целостной системе, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу получил название системного подхода. Специфика системного подхода определяется тем, что в процессе исследования делается попытка раскрыть целостность объекта и обеспечивающих эту целостность механизмов, т. е. выявляются многообразные связи сложного объекта и объект предстает как система.

Дадим определение системы. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Целостность — свойство системы. Она является основой стабильности системы. Если говорить об обществе, то таковой основой является общественное производство, которое включает как производство материальных благ, так и производство самого человека. Таким образом, в фундаменте социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы.

Основным элементом социальной системы являются люди, их связи, взаимодействия и взаимоотношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Устойчивость — важнейшая характеристика общества как системы. Однако социологи расходятся в объяснении ее причин. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в "коллективном сознании", наличии единой власти. Р.Мертон считает, что общество обретает устойчивость благодаря "ценностям", усваиваемым большинством населения и ориентирующих членов общества на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Авторы учебного пособия "Основы социологии" под редакцией А.Г. Эфендиева считают, что главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Под структурой, пишут они, "понимаются устойчивые социальные образования, связи отношения. Это могут быть социальные институты, социальные общности"[9]. Что мы будем подразумевать под социальной связью в данном контексте?

Социальная связь — это набор фактов, в силу которых обеспечивается совместная деятельность в конкретных общностях и в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи возникают объективно, они устанавливаются не по прихоти людей и диктуются теми социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Если говорить о сущности социальных связей, то они проявляются в содержании и в характере действий людей, которые составляют данную социальную общность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.