Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные взаимодействия и социальные отношения




Среди различных связей, изучаемых социологами, можно выделить социальное взаимодействие. Его суть можно сформулировать как процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Социологи выделяют три основных варианта социальных взаимодействий: социальные отношения, социальные институты и социальные общности. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Что касается последних, то это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами, которые отличаются тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер.

По общей теории систем наличие связей между элементами ведет к появлению в целостной системе новых свойств (эмерджентность), не присущих элементам данной системы в отдельности. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество. При этом, общественные взаимодействия и отношения имеют надиндивидуальный, надличностный характер. Другими словами, общество — это своего рода самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

Для всякой системы, в том числе и общества, присущи с одной стороны, явления интеграции, упорядочивания связей, отношений элементов системы, с другой — наблюдаются явления дезинтеграции. Дезитеграция приводит к нарушению сложившихся связей и, в конечном счете, к деструкции системы. В обществе это может проявляться в противостоянии и борьбе политических сил, социальных групп, классов.

Интеграция общества напрямую связана с такими системными качествами общества как устойчивость, целостность, саморегулируемость. Саморегуляция, фундаментальная особенность общества как системы и находит свое выражение в управленческой деятельности людей. Цель управления — создание условий для нормального функционирования общества.

Дадим определение такому понятию как научное управление обществом. Научное управление обществом есть сознательное воздействие людей, различных общественных институтов, учреждений, организаций на общество в целом или его отдельные звенья на основе познания и использования объективных законов для достижения оптимального социально-экономического развития.

Само понятие «управление» отражает статику и остается неизменным. Но социальные процессы в современном обществе находятся в постоянном движении, функционируют в постоянно меняющейся ситуации. В динамике находится и само управление. Поэтому из общего понятия управления логически выводится общий процесс управления. В отличие от понятия управления, отражающего статику, общий процесс управления выражает динамику осуществления управления.

Процесс управления состоит из четырех подпроцессов: прогнозирование, планирование, принятие решений, контроль и регулирование выполнения принятых решений. Но управленческий процесс не является всецело субъективным, так как в нем проявляются социальные, экономические законы, детерминирующие его. Он объективно-субъективный. Вся эта деятельность предполагает наличие различного уровня специалистов. Таким образом, складывается управленческая система общества.

Ко всему вышесказанному следует добавить следующее. Общество как система состоит из множества элементов, которые в свою очередь могут быть рассмотрены как самостоятельные системы только меньшей степени общности (что соответствует общей теории систем). Поэтому из множества связей, взаимодействий и отношений наиболее характерными являются коррелятивные связи (коррелятивный (лат. — correlativus) — соотносительный), взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация — это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостностной системе.

Словом, общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности.

Системный подход к изучению и анализу общества присущ многим видным социологам. Вместе с тем, сопоставляя те или иные теоретические построения обнаруживаешь разноголосицу и разноречивость позиций авторов этих теорий в понимании общества как системы. Различие в подходах объясняется, с одной стороны, сложностью самого феномена общества, с другой — выбором основного структурного компонента общества, с которого начинается изучение общества, и который, образно говоря, является "первокирпичиком" теоретической конструкции.

Детерминизм. Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. Как известно, у К. Маркса в качестве основы, "первокирпичиком" выступает экономическая система. Именно способ производства материальных благ обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни, которые также являются подсистемами общества. В соответствии с общей теорией систем каждая из названных подсистем может быть рассмотрена как самостоятельная система. Однако эти системы представляют собой иерархию и находятся в соотношении субординации, подчиненности. С точки зрения марксизма, экономическая система лишь "в конечном счете" определяет развитие других систем общества. И социальная и политическая системы оказывают воздействие на экономическую. В результате общество предстает как диалектически развивающийся организм, ведущую роль в котором играют производственные отношения.

Однако практика строительства социализма нарушила постулаты экономического детерминизма. Новый политический строй стал основой для строительства экономического базиса общества, который был построен ко второй половине 30-х гг. XX века. Воздействие политики на все сферы жизни было настолько сильным, что все они оказались под ее тотальным контролем.

На Западе, где политика и экономика развивались относительно самостоятельно, не мешая друг другу, полемика разворачивалась между представителями технологического и культурного детерминизма.

Сторонники культурного детерминизма исходят из того, что основу общества составляют общепринятые ценности и нормы. Соблюдение этих норм обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур, таким образом, предопределяет различие в действиях людей. Культура проявляется в выборе форм политической организации, материального производства и т. д.

Сторонники технологического детерминизма в качестве основы общественной жизни видели материальное производство. Прежде всего техника и технология, по их мнению, определяют качество, т. е. количество и качество произведенных материальных благ, уровень потребления и культурных запросов людей. В 60-е гг. на Западе вышел целый ряд работ, которые составили целое направление исследования общества с позиции технологического детерминизма. Это такие теории как "теории индустриального общества", "единого индустриального общества", теория "конвергенций (схождение в одной точке) — сближение на базе развития техники разнотипных обществ с главной тенденцией движения к обществу потребления". Суть этих теорий состоит в следующем:

1) индустриальное общество имея производственную основу (машины, техника, технология), развитую систему коммуникаций и социальной мобильности;

2) индустриальное общество позволяет разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими социокультурными нормами и ценностями;

3) индустриальное общество в качестве основополагающих принципов имеет частную собственность (как основу экономического роста и личной свободы), бизнес (как двигатель социального прогресса), плюралистическую демократию (как основу политического консенсуса), и деидеологизацию общественной жизни.

По мнению авторов концепции единого индустриального общества оно может выступать в двух вариантах: 1) капитализм и 2) социализм. Эти разновидности индустриального общества скорее выступают как формы хозяйствования и системы социальной организации. Социализм представляет собой, по их мнению, индустриальное закрытое (тоталитарное) общество. Оно основано на общественной собственности и приоритете коллективного над индивидуальным.

Капиталистическая система напротив в результате индустриальной революции, которая свершилась на Западе в 50-60-е гг., превратилось в открытое, демократическое индустриальное общество. В результате революции изменился институт собственности, а это привело к социальному партнерству и преодолению классовой борьбы, возникла новая социально-экономическая система — "государство всеобщего благоденствия".

В рамках теории конвергенции осмысливалось сближение различных социальных систем и движение общества к всеобщей планетарной цивилизации. Этому способствует мировой рынок, взаимный научно-технический обмен, стремление человечества к выживанию перед угрозой глобальных экологических проблем.

Авторы теории конвергенции видели 2 варианта сближения двух социально-политических систем. Р. Арон, У. Ростоу и др. считали, что конвергенция ведет к внедрению западного образа жизни, идей, ценностей в странах социализма и этому будет способствовать "индустриализация, демократизация и т.п." Таким образом, процесс конвергенции шел путем поглощения одной социальной системы другой. Это вызывало критику и отрицание процессов сближения со стороны идеологов марксизма.

З.Бжезинский, П.Сорокин и др. процесс конвергенции рассматривали как соревнование 2-х социально-политических систем и заимствование друг у друга сильных, привлекательных сторон. В ходе сближения, по их мнению, будет идти сглаживание различий и происходить трансформация в "общество-гибрид", которое по своим качествам превосходит и капитализм и социализм.

Сложность восприятия теории конвергенции обусловлена была тем, что в условиях "холодной войны", ядерного противостояния двух систем идея сближения предполагала отказ от марксистской "однолинейной схемы" революционного преобразования капитализма социализмом, признания положения, что мир без границ, как общий дом человечества возможен и без радикальных (революционных) преобразований.

В 70-е гг. происходит сближение социологии с футурологией на основе прогнозирования моделей социального развития. Появился целый ряд таких моделей: "постиндустриальное" общество (Д. Белл), "посткапиталистическое" (Р. Дорендорф), "новое индустриальное" общество (Дж. Гелбрейт), "индустриальное в фазе зрелости" (Р.Арон), "сверх индустриального" (А. Тоффлера), "технотронного" (З.Бжезинского). Для всех этих концепций характерна единая основа — будущее "постиндустриальное" общество (буквально, находящееся после, по ту сторону), это общество, которое возникает в результате реиндустриализации, в котором наука и техника сформировали ресурсосберегающую экономику, трудосберегающее производство.

Функционализм. Идеи функционализма в социологии были заложены Г.Спенсером (1820-1903). Он исходил из органической взаимосвязи частей и относительной самостоятельности целого и частей как в организме, так и в обществе. При этом, каждая часть выполняет только ей присущую функцию и все вместе обеспечивают функционирование общества как целого. Такие представления обусловили понимание структурной сложности общества и сложности его функциональных связей.

Эти идеи в модифицированном виде получили свое развитие в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. Мертон использует понятие "дисфункция". Дисфункцией Мертон называет следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы, т. е. приводят к нарушению функций, потери системой равновесия и разрушению ее адаптации. К числу дисфункций в обществе можно отнести забастовки, расовые волнения, преступность, алкоголизм, т. е. все, что нарушает устойчивость и стабильность системы.

Для объяснения определенных социальных явлений, когда следует учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но также и побочные, вторичные Мертон вводит различие явных и латентных (скрытых) функций. Явная функция — это следствие намеренного, сознательного поступка, поэтому мотивация совпадает с объективными следствиями. Латентная функция — следствие, вызывать которое не собирался действующий индивид и он не знает, что его вызвало. При этом данное следствие может оказаться как дисфункциональным, так и в каком-то отношении положительным. Скрытая функция, доступна лишь для понимающего анализа. Функциональный анализ Мертон рассматривает как метод интерпретации социологических данных.

Т. Парсонс (1902-1979) в качестве исходного берет понятие "система социального действия". Элементом любой социальной системы, по Парсонсу, является каждый отдельный человек как "некоторая сущность", которая стремится к достижению определенных целей. Отсюда структура общества представляет собой совокупность относительно устойчивых, стандартизированных отношений между индивидами, как действующими лицами. Каждое действующее лицо в обществе выполняет определенную социальную роль. Социальные роли навязываются человеку обществом. Социальная роль — это некое ожидаемое социальное поведение.

Т. Парсонс разработал функциональную модель структурной организации общества. По Парсонсу каждая социальная система имеет следующие уровни организации и структурной иерархии:

1) "первичный" уровень предполагает взаимодействие личностей или элементов системы;

2) управленческий уровень регулирует взаимодействие элементов на первичном уровне;

3) "институциональный" уровень включает различные институты управления и руководства общества;

4) "социетальный" уровень организации общества. Это уровень правительственных, государственных организаций, выполняющих конролирующие и регулирующие функции по отношению к нижестоящему уровню.

Каждый из выделенных уровней анализируется через набор основных, по мнению Парсонса, функциональных категорий: адаптация, интеграция, самосохранение и воспроизводство, достижение целей. Эти функции социальной системы обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию интеграции — правовые институты, обычаи, функцию самосохранения — мораль, органы социализации и институты образования, наконец, функцию достижения цели выполняет политическая подсистема.

Наряду с понятием "функция" сторонники структурно-функционального анализа, и в особенности

Таким образом, в объяснении вопроса, что представляет собой общество, каковы механизмы его функционирования в социологии существуют различные методологические подходы, которые складываются как в рамках какой-либо единой теории, так и представляют направления социологической мысли.

Важной частью общества являются социальные институты. Рассмотрим их подробнее.

Первое изучение социальных институтов в социологии связано с именами Т.Веблена, Р.Миллса, П.Бергера, А.Гелена и др.

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Существует и такое определение социального института: это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Институт – относительно стабильная и интегрированная совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни.[10]

Термин "социальный институт" обычно употребляется при характеристике всякого рода упорядочений, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. Сам же процесс упорядочения, формализации и стандартизации получил название институционализации. Это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Институонализация – замена спонтанного и экспериментального поведения на поведение предсказуемое, которое ожидается и моделируется. Процесс институционализации состоит из следующих этапов: 1) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Например, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, предоставляет возможность людям развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Поэтому первым необходимым этапом институционализации является возникновение определенных общественных потребностей и условия для их удовлетворения.

2) Образование социального института на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов и социальных групп и иных общностей. Например, институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. 3) Организационное оформление социального института.

Следовательно, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, которые обеспечивают достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Любой социальный институт удовлетворяет определенную социальную потребность. Если же такая потребность исчезает, то существование института становится бессмысленным, а это тормозит общественную жизнь. Такой институт, в конце концов, прекращает свое существование.

Однако существуют такие важные, необходимые институты, которые вызваны к жизни непреходящими потребностями. Социологи выделяют в развитых обществах пять основных институтов: семейные, политические, экономические, образовательные, религиозные. Кроме того, часто выделяют другие институты, такие как науки, здравоохранения и т.п.

Таким образом, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, которая основана на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, ценностях, а также развитом социальном контроле их исполнения. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы.

Различают следующие основные функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов общества. Основным институтом, выполняющим эту функцию, является семья. Однако к ней причастны и другие социальные институты, например, государство.

2) Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение. Обеспечивается экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.

4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д.

Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Рассмотрим институциональные признаки, то есть признаки, по которым можно судить о наличии, о формировании социального института.

1) Культурные символы. Они в конкретизированном виде создают представления об институте, его образ. Например, для государства это флаг или герб, для церкви - распятие или полумесяц, для семьи - обручальное кольцо и т.д. Для формирования образа института используются национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш. В качестве символов института применяются также здания, или любой материальный или нематериальный элемент культуры, который выражает в концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

2) Кодексы поведения (устные и письменные). Люди, которые включены в деятельность институтов, выполняют те или иные предназначенные ими роли, которые выражаются в формальных кодексах (присяга на верность стране, клятва при заключении брака, врачебная клятва Гиппократа и др.). Однако формальный кодекс поведения не гарантирует необходимого исполнения ролей (например, супружеская клятва или государственная присяга не верность могут быть нарушены).

3) Идеология. Ее можно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Таким образом, идеология является одним из важнейших культурных комплексов, которые поддерживают влияние института, оправдывают и объясняют всю его деятельность.

4) Установки и образцы поведения. Это, например, в семье – привязанность, ответственность, уважение и взаимопомощь; в государстве – лояльность, субординация, подчинение и т.д.

5) Институциональные социальные роли.

Охарактеризуем основные социальные институты (табл. 4.1.)

Таблица 4.1. – Характеристики основных социальных институтов (на примере западной культуры)

Социальная потребность, для удовлетворения которой возникает и существует институт Установки и образцы поведения, кодексы Символы, культурные признаки Основные роли Функции
Семья
Воспроизводство населения привязанность, ответственность, уважение, взаимопомощь, супружеская верность и т.п. Обручальные кольца, свадебные платья/костюмы, общий дом и т.п. Супруги, родители, дети Сексуальная, репродуктивная, социализации, хозяйственно-экономическая, статусная, социального контроля, психологической поддержки/разгрузки, досуговая.
Экономические институты
Средства существования Договорная честность, выгода, прибыль, конкуренция, бережливость, зажиточность Торговая марка, бренд, миссия компании и т.п. Производитель, потребитель, собственник, рядовой работник, профессиональные роли и т.д.  
Религиозные институты
Объяснение мира, решение духовных и смысло-жизненных проблем Вера, набожность, богопочитание, благоговение, страх и т.п. Священные книги, храмы, кресты, иконы и т.п. Священнослужитель, прихожанин Мировоззренческая, компенсаторная, социальной самоидентификации. социально-регламентирующая, социального контроля, адаптационная, охранительная, социально-критическая..
Образование
Получение и передача знания, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров Послушание, хорошая учеба, ценность интеллектуальных способностей, уважение к учителю и т.п. Оценки, аттестаты и дипломы, научные звания. Учитель, ученик Формирование профессиональной структуры, обучение работников, подготовка кадров, воспроизводство социальной структуры, основа социальной мобильности, основа социализации, использование личных достижений культуры, социальная селекция
Политические институты
Регуляция отношений между людьми, безопасность, социальный порядок Уважение к власти, подчинение ей, легитимность власти, законопослушность и т.д. Флаги, гимны, гербы, девизы, денежные единицы, униформа госслужащих и военных Гражданин, избиратель, политический лидер, представитель политической элиты Определение целей для всего общества, организация населения на выполнение этих целей, обеспечение порядка, разработка законов, правовая регламентация жизни

Все социальные институты подразделяются на главные (основные) и неглавные (частные). Вторые скрываются внутри первых, представляют собой более мелкие образования. Институты классифицируют и по иным критериям. Например, по времени возникновения, продолжительности существования, жесткости применяемых санкций за нарушение правил и др.

Если институт начинает приносить обществу вред, плохо выполняет свои функции, то это называют дисфункцией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.