Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема X: Социологическое исследование: виды, методы




1. Виды социологических исследований.

2. Методы социологических исследований.

Основные понятия: социологические исследования, пилотажное исследование, наблюдение в социологии, единицы наблюдения, включенное наблюдение, полевое наблюдение, документы в социологии, контент-анализ, репрезентативность, генеральная совокупность, выборка, респондент- опрос, анкетирование, интервью, открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, основные и контрольные вопросы, прямые, прожективные и косвенные вопросы «паспортичка», фокус-группа, модератор.

1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Социологическое исследование – один из основных способов развития социологического знания, сознательная концентрация усилий исследователя (коллектива исследователей) на определенных задачах, последовательная система процедур, позволяющая получить достоверные данные об изучаемом явлении. Термин «социологическое исследование» был введен в научный оборот французским социологом Э. Дюркгеймом в работе «Самоубийство» (1897 г.). С тех пор, получив широкое развитие, социологические исследования превратились в фундамент социологического знания и особый способ познания.

Выделяют различные виды социологических исследований. Основные представлены в таблице 9.1., ниже после таблицы, даны пояснения по каждой разновидности.

Таблица 9.1. - Виды социологических исследований.

Принципы классификации
По масштабу проведения По целям исследования По частоте проведения
Локальные – исследования в отдельных учебных заведениях, на отдельных промышленных предприятиях и т.п.;   разведывательные (пилотажные) используются в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Они охватывают небольшие обследуемые совокупности. Их назначение – проверка качества социологического инструментария;   разовые (точечные) дают информацию о явлении в момент его изучения;  
Региональные - исследования, охватывающие отдельные регионы;   Описательные применяются для сбора фактов, подробного описания изучаемого явления;   повторные – о динамике изучаемого объекта; они проводятся по единой программе и с помощью единого инструмента через определенные промежутки времени.  
Национальные проводимые в масштабах всей страны; Аналитические самый глубокий вид социологического анализа, ставящие целью, кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в их основе, последствий, тенденций и т.п.    
Международные – исследования, охватывающие ряд стран.    

 

Каждое социологическое исследование включает несколько этапов:

I. Подготовительный, на котором создается программа социологического исследования. Программа - научный документ, излагающий методологические подходы к изучаемой теме (т.е. теоретические принципы, на которые это исследование опирается), а также методические и технические приемы его проведения. Это рабочий механизм социологического поиска. Программа включает следующие основные разделы:

а) Формулировку проблемы и определение ее актуальности. Социальной проблемой называется существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп или социальных институтов.

б) Определение цели и задач (обычно 8-12) исследования; Этим проблема структурируется.

в) Определение объекта и предмета исследования. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носители той или иной социальной проблемы, т.е. социальные группы, социальные институты и т.п. Например, студенты, рабочие, матери одиночки и т.д. Предмет исследования- это стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражает исследуемую проблему и подлежат изучению. Например, политические интересы студентов.

г) Формулировка рабочих гипотез. Гипотезы -это предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Их обычно формулируют к каждой задаче отдельно.

д) Определение и интерпретация основных понятий исследования;

е) Определение обследуемой совокупности, т.е. расчет выборки*;

ж) Определение основных методов сбора и обработки данных и разработка инструмента исследования (анкет, бланков интервью или наблюдений и т.п.).

II. Пилотажное исследование, о котором уже было сказано выше. Обычно это опрос 50-60 человек, среди которых есть представители всех социальных групп нужных для исследования. По итогам пилотажа дорабатываются, уточняются задачи и инструменты исследования.

III. Сбор основных данных по теме. Лучше использовать несколько методов одновременно.

IV. Обработка материалов с помощью компьютерных программ.

V. Анализ и интерпретация полученных результатов, подготовка отчетов и практических рекомендаций по исследованию.

2. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

К наиболее распространенным методам социологии относятся:

1) наблюдение; 2) анализ документов; 3) социологический опрос. 4) фокус-группы.

Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. В широком смысле любое научное знание начинается с непосредственного восприятия действительности. Наблюдение позволяет лучше понять реальное поведение людей. Процедура социологического наблюдения складывается из ответов на вопросы: «Что наблюдать?» «Как наблюдать?» «Как вести запись?». Наблюдение подчиняется ясной исследовательской цели, определяющей отбор объектов наблюдения, проводится по специально разработанной программе. Очень важно верно выделить единицы наблюдения. [38]

Это могут быть речевые высказывания или формы поведения, в которых проявляется тема исследования. Результаты наблюдений фиксируются по особой системе (в карточках, протоколах наблюдения, дневниках). Результаты проверяются на обоснованность, надежность повторными наблюдениями и другими социологическими методами.

В социологии выделяют различные виды наблюдений.

1. По организации:

а) полевые наблюдения (наблюдения в естественных для объекта условиях);

б) лабораторные (в экспериментальной ситуации, в специально созданных условиях);

2. В зависимости от положения наблюдателя:

а) открытое наблюдение, в котором социолог регистрирует события со стороны;

б) включенное наблюдение, когда исследователь адаптируется в изучаемой среде как своей, анализирует события как бы изнутри, становясь членом изучаемой социальной группы.

В обоих случаях социолог может делать записи, маскируясь, или вести их довольно открыто.

При использовании данного метода важно свести к минимуму ошибки, проистекающие от «возмущения объекта самим процессом наблюдения». Для этого можно отвлечь людей от главной цели наблюдения (например, при выявлении лидерских способностей группе испытуемых говорится о том, что проверяется их внимательность) или сделать так, чтобы наблюдаемые не знали, что за ними наблюдают (например, изучающий поведение рабочих на собрании ведет себя как рядовой участник). Необходимо помнить, что возможны и ошибки в интерпретации наблюдаемого из-за особенностей наблюдателя, преодолеть которые часто помогают четкие схемы фиксации наблюдаемого, осуществление наблюдения несколькими исследователями. Наблюдение - незаменимый источник информации на стадии начала исследования. Обычно этот метод используется в комплексе с другими методами.

Какие бы социальные процессы ни изучал социолог, он не может обойтись без анализа документов. Изучая, например, текучесть кадров на предприятии, социолог должен ознакомиться с отчетами отдела кадров. В общеупотребительном смысле документом называют лишь официальные материалы. В социологии документ трактуется очень широко - это любая информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте или кино- или фотопленке. Документы классифицируются в социологии самыми разными способами. По способу фиксации информации (рукописные, печатные, электронные); по степени персонификации (личные, например, письма и безличные, например, статистические данные); по статусу источника (официальные, например, правительственные материалы, деловая корреспонденция и неофициальные, например, личные документы, данные других социологов, данные СМИ).

Важной проблемой при работе с документами является определение достоверности содержащейся в них информации. Для этого проверяются подлинность самих документов, анализируются мотивы, условия их составления, целевые установки авторов, ситуации, в которых действовали авторы, характер окружения. Например, отчет о проделанной работе скорее будет приукрашивать ситуацию, чем отчет о проверке этой работы другими лицами.

Классический анализ документов предполагает выдвижение гипотез, тщательное изучение содержания материалов, логики текстов, обоснованности суждений. Большую роль здесь играют опыт исследователя, его знания и интуиция. Огромное самостоятельное значение для социологов имеют данные государственной статистики. Документы нередко выступают главным источником информации, дополненной опросом или наблюдениями. Анализ документов придает исследованию более полный и объективный характер.

Сегодня часто используются также количественный метод анализа текстов - контент-анализ. Его основные операции были разработаны в 40-х годах XX века американскими социологами Х. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Контент-анализ используется для получения выводов высокой точности при сопоставлении однопорядковых данных. Он применяется, если однотипных материалов много и они репрезентируют область изучения. Например, для анализа статей, рекламных объявлений, политических листовок и т.п. Приведем пример одной из первых попыток такого анализа. В 1893 г. Д.М.Спид, изучая тему «Дают ли сегодня газеты новости», анализировал воскресные выпуски нью-йоркских газет за 1881 и 1893 г. Исследователь классифицировал содержание материалов по темам (литература, политика, религия, сплетни, скандалы и т.д.) и измерял длину колонок (в дюймах), отводимую для освещения этих тем. Сравнив данные по годам,он пришел к выводу, что в 1893 г. ряд газет стал публиковать гораздо больше материалов с пересказом скандалов, слухов, сплетен. Объем остальных тем сократился. Так Д.М.Спид выявил причину увеличения тиража «Нью-Йорк Таймс», связав ее с тематической переориентацией материалов.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц изучаемой темы, содержащихся в текстах. Такими единицами анализа могут выступать понятия, темы, отдельные события, факты, имена известных деятелей. Далее определяются единицы счета - частота упоминаний, площадь текстов, длительность вещания и т.п. Сегодня трудоемкие процедуры счета облегчены использованием компьютерных программ.

Опрос в социологии используется в самых разнообразных вариантах - это массовые анкетные опросы, опросы по телефону, через Интернет, фокус группы и т.д. В принципе все это многообразие можно свести к двум главным формам - анкетному опросу и опросу-интервью. При анкетировании каждый респондент сам заполняет стандартную анкету, что позволяет быстро и не дорого опрашивать большие массы населения. При интервью социолог - интервьёр лично беседует с каждым респондентом и сам записывает ответы. Это позволяет получить более глубокую и точную информацию, но дольше и дороже. Проведение каждого опроса имеет свою специфику, но у всех есть нечто общее - в основе любого из них лежат подготовленные заранее вопросы. Составление их подчинено ряду требований, направленных на достижение достоверности информации. Приведем несколько наиболее простых требований.

1. Нужно учитывать границы компетентности респондента, спрашивать о вещах, известных ему.

2. Вопрос должен «говорить» с респондентом на одном языке и быть понятным, т.е. не содержать незнакомых или многозначных терминов, усложненных грамматических конструкций. Например, вопрос: «Вы хорошо проводите свое свободное время?» не корректен, поскольку термины «хорошо» и «свободное время» по-разному интерпретируются людьми.

3. Вопрос не должен подсказывать респонденту ответ, не должен «давить» на него. Способов повлиять на ответ респондента множество. Например, если мы спрашиваем: «Нравится ли Вам …..», «Не правда ли, нельзя не согласиться…?», то мы чаще получим утвердительный ответ чем, если бы задавали это вопрос в нейтральной форме.

4. Вопрос не должен требовать от респондента долгих, сложных подсчетов, чрезмерных усилий памяти. Например, бесполезно спрашивать, сколько раз за год респондент покупал подсолнечное масло «Идеал».

5. Нельзя объединять в один вопрос два и более. Например, нельзя спрашивать; «За кого Вы голосовали на выборах и почему?».

6. Вопрос не должен умалять достоинства респондента. Кроме очевидной необходимости ставить вопросы вежливо, уважительно, это требование означает, что недопустимо ставить вопрос так, чтобы побуждать опрашиваемого скрыть информацию. Например, бесполезно спрашивать: «Вы вышли замуж по любви или по расчету?». Часто уместно задать вопрос в косвенной, безличной форме,(т.е. не о мыслях или поведении самого респондента, а о том, что по его мнению думают или делают люди вообще)что снимет напряжение опрашиваемого.

7. Если мы ставим вопрос с вариантами ответов (так называемые закрытые или полузакрытые вопросы, которых в анкетных опросах большинство), то мы должны продумать и включить в него максимально полный перечень вариантов, подчинив их одной логике. Например, задав вопрос об уровне удовлетворенности работой, недостаточно дать два варианта ответа «да» и «нет», а лучше дать варианты «удовлетворен полностью», «в основном удовлетворен», «в основном не удовлетворен», «совсем не удовлетворен».

Повышению объективности данных социологического опроса способствует также включение в опросники контрольных вопросов, позволяющих проверить честность, искренность респондентов. Это могут быть простые контрольные вопросы. Например, спрашивая об удовлетворенности выбором профессии, можно для контроля поставить вопрос: «Вы бы повторили свой выбор, если Вам пришлось вновь выбирать профессию?». Это также могут быть контрольные вопросы -ловушки, когда, например, в перечень политических партий и движений включаются выдуманные и респондентов просят высказать свое отношение к ним. Это, наконец, могут быть так называемые «детекторы лжи», т.е. вопросы, проверяющие общую искренность респондента. К ним относится, например, вопрос типа: «Бывают ли у Вас мысли, которые хотелось бы скрыть?». Контрольные вопросы позволяют исключить из массива анкеты, информация в которых недостоверна.

В социологических опросах используют разные виды опросов. Основные представлены в таблице 9.2.

Таблица 9.2. - Виды вопросов в социологии

Принцип выделения Виды вопросов
1. По структуре а) открытые - вопросы, на которые ответ вписывается респондентами в произвольной форме. б) закрытые — вопросы с вариантами ответов, только из которых можно выбирать в) полузакрытые - вопросы с вариантами ответов, а последний вариант которых дает возможность респонденту вписать свое мнение
2. По функциям а) основные - вопросы по теме исследования в соответствии с целью, задачами, гипотезами исследования б) контрольные - вопросы, которые проверяют честность, точность ответов на другие вопросы анкеты
3. По форме а) прямые - прямо о мнениях и поведении самого респондента б) косвенные - вопросы поведении и мнениях других людей в) прожективные - о возможном поведении в выдуманных ситуациях, об отношениях к таким ситуациям респондентов. Например, «если бы Вы были ректором Вуза, что бы Вы сделали для улучшения качества образования»

Опросный лист состоит из трех основных частей. Первая, вводная часть, содержит обращение к респонденту, где кратко и понятно сообщается о том, кто и зачем проводит исследование, излагаются основные правила заполнения листа, в том числе анонимность, выражается благодарность за сотрудничество.

Вторая часть является основной, в ней расположены вопросы в соответствии с задачами из программы исследования. Нет никаких общих правил, определяющих количество вопросов к одной задаче исследования, в анкете в целом. Вопросы к одной задаче располагаются в опросном листе рядом, блоком. Порядок расположения блоков вопросов в этой части не обязательно должен повторять порядок задач программы. Тут важно идти от простых вопросов к более сложным. Только контрольные вопросы не располагаются рядом с теми вопросами, которые они проверяют. Открытых вопросов в анкетах обычно делаю только 2-3.

Третья часть - сведения о респонденте социально- демографического характера (пол, возраст, образование и т.п.). Эти вопросы позволяют понять, как люди разных специальных групп относятся к изучаемой теме. Вопросы для нее зависят от цели и гипотез исследования. Напомним, что каждый вопрос анкеты направлен на решение определенной задачи и не задается просто потому, что кажется интересным. Вопросы и варианты ответов к ним нумеруются, чтобы легче было обрабатывать анкету.

В бланке интервью кроме этих трех разделов, есть четвертый, организационный. В нем указывается дата и продолжительность интервью, номер или фамилия интервьёра, а также контактные данные респондента (последние указывают для того, чтобы можно было проверить добросовестность работы интервьёра, а анонимность респондента сохраняется при использовании результатов интервью).

Важно, чтобы респондент не заскучал и не начал пропускать вопросы. Для снятия монотонности при заполнении опросного листа используют:

а) Чередование открытых и полузакрытых вопросов.

б) Использование не только словесных формулировок, но и графических (графики, картинки, геометрические фигуры и т.п.).

в) Ставят не только прямые, но и косвенные и прожективные вопросы.

Первичная обработка опросных листов выделяет линейные частоты выборов каждого варианта. Для этого к каждому вопросу оформляется таблица, где указывается, сколько человек выбрало тот или иной вариант ответа в процентах от числа тех респондентов, которые должны были отвечать на этот вопрос. Делают классификацию ответов на открытые вопросы. Потом устанавливается и просчитывается связь между ответами на некоторые вопросы (так называемые таблицы парных распределений).

Достоверность социологических опросов во многом зависит от того, какое количество человек мы опросили и по какому принципу мы их отобрали. Ведь изучая социальные процессы, касающиеся миллионов людей, социологи опрашивают обычно несколько сотен, в лучшем случае 1-2 тысячи человек. Выбранные для опроса люди (выборочная совокупность) должны быть подобраны так, чтобы сведения об их позициях характеризовали позиции всех, имеющих отношение к изучаемой теме (т.е. генеральной совокупности темы). Выборка должна быть репрезентативна, представительна. Ошибки выборки - самая частая причина ошибок социологических прогнозов. Приведем хрестоматийный пример подобной ошибки из истории социологии. В 1936 г. американские социологи изучали, за кого собираются голосовать избиратели на президентских выборах. Группа социологов при литературном журнале разослала 10 тыс. анкет и предсказала победу республиканскому кандидату А. Лендону. Дж. Гэллап, опросив несколько сот избирателей, предсказал успех Ф. Рузвельту, кандидату демократов, который и получил победу с 62% голосов. Ошибка первой группы состояла в том, что не была учтена неоднородность американского народа, поскольку для опросов были взяты адреса из телефонных справочников и списков владельцев автомашин, т.е. людей со средним достатком и выше. Дж. Гэллап же построил типологическую выборку, включив в нее различающиеся по доходам группы избирателей, в пропорциях, соответствующих их реальной доле в обществе.

При изучении субъективных состояний людей, мотиваций, мнений и отношений к событиям опросы имеют большие преимущества перед другими методами сбора данных. Интервью и анкетные опросы могут быть использованы как единственный источник данных, но, конечно, они широко применяются при изучении общественного мнения по самым разным проблемам, в том числе при изучении покупательского спроса - при маркетинговых исследованиях.

Респондентов подбирают, используя различные типы выборки.

Таблица 9.3. - Основные типы выборки социологии

1. Случайная: респонденты подбираются из каких- либо общих списков (например, общих списков телефонов, автомобилей, списков работающих, учащихся и т.п.) на основании случайно выбранного числа (например, каждый 32-й из списка). 2. Типологическая: респонденты подбираются пропорционально их представленности в генеральной совокупности по значимому для исследования признаку или 2-3 признакам.

При изучении субъективных состояний людей, мотиваций, мнений и отношений к событиям опросы имеют большие преимущества перед другими методами сбора данных, и, конечно, они широко применяются при изучении покупательского спроса - при маркетинговых исследованиях.

Опрос относится к количественным методам социологии, т.к. опрашиваются многие люди, подсчитывается частота проявления признаков, ценностей. Сегодня количественные методы часто критикуют. Социологи переориентируются на познание, понимание локальных сообществ, на исследование специфики меньшинств, обыденной жизни людей. Это требует интерпретации жизни как особой реальности. В социологических понятиях основными видами качественных исследований выступают: устные истории (описание людьми исторических событий, свидетелями и участниками которых они были), описание отдельных случаев, биографические исследования, история семьи и др.

Использование качественных методов является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социологического объекта или новое явление или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях социальных изменений. Самым распространенным качественным методом является метод фокус-групп.

Метод впервые был предложен еще в 1941 г. американским социологом Р. Мертоном. Методика была разработана полностью в 60—70 гг. XX века. Самые заметные внешние отличия этого метода, этой своеобразной опросной методики, заключается в том, что интервью берется в группе у нескольких человек сразу, одновременно.

Полное название метода - групповое глубинное фокусированное интервью. Ведущий группы – модератор - задает множество вопросов группе респондентов из 8-12 человек.

В фокусе внимания такого исследования, беседы всего 2-3 проблемы. К каждой из них у модератора есть множество вопросов. Модератор использует специальные приемы, позволяющие получать более глубокую информацию, чем в обычной беседе. Главное, что анализируется не только слова и высказывания респондентов, но их мимика, жесты, позы. Активизируются подсознание респондентов, их память, используется так называемые стимулы и тесты, т.е. образцы товаров, рекламы и т.п.

Респондентов для группы подбирают так, чтобы у них были знания по теме исследования (не на уровне экспертов, а на уровне рядовых покупателей изучаемого товара или рядовых избирателей, если изучается политический процесс и т.п.). В одну конкретную группы отбирают респондентов, примерно равных относительно изучаемой темы. В одну группу не берут знакомых между собой. На фокус-группу не приглашают тех, кто профессионально знаком с методикой интервью, т.е. журналистов, социологов, психологов, маркетологов, рекламщиков и т.п. Не берут тех, кто недавно принимал участие в фокус-группах. Два последних требования связаны со стремлением обеспечить объективность и непредвзятость поведения респондентов.

Респондентов для группы подбирают обычно с помощью небольших анкет, которые проводят на улице или в общественных местах.

Конкретное исследование методом фокус-группы требует проведения не одной, а нескольких таких групп. Их количество определяется прежде всего сегментацией генеральной совокупности исследования.

Метод дает полную, глубокую информацию, стоит дешевле индивидуальных интервью, требует меньших временных затрат и поэтому становится все популярнее в социологических, маркетинговых и политических исследованиях.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные виды социологических исследований.

2. Перечислите этапы социологического исследования,

охарактеризуйте содержание каждого.

3. Опишите содержание и структуру программы социологического исследования.

4. Перечислите требования к социологическим вопросам.

5. Назовите основные виды вопросов в социологии, охарактеризуйте каждый.

6. Определите понятия «генеральная совокупность», «выборка», «репрезентативность».

7. Назовите основные виды наблюдения в социологии, сформулируйте их различия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.