КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 9. Цветность, цветовая адаптация - кажущееся изменение цветности наблюдаемых объектов или попадающего в глаз излучения источников света под влиянием
ЦВЕТОВАЯ АДАПТАЦИЯ Цветность, цветовая адаптация - кажущееся изменение цветности наблюдаемых объектов или попадающего в глаз излучения источников света под влиянием предшествующих цветовых восприятий. В наиболее распространенной трехкомпонентной теории цветового зрения цветовую адаптацию принято считать следствием уменьшения чувствительности одного или двух из трех обеспечивающих цветовое зрение независимых фоторецепторов (колбочек) сетчатки глаза, максимумы спектральной чувствительности которых расположены в красном (К), зеленом (З) и синем (С) участках спектра видимого излучения. Обычно понижение чувствительности рецепторов К, З и С объясняют различной степенью их утомления в предадаптационный период, который зависит от времени воздействия на них “цветного” излучения. При цветовой адаптации восприятие цветов “смещается” в сторону дополнительного цвета: например, после возбуждения глаза красным цветом ахроматичные цвета (белые и серые) представляются зеленоватыми, после возбуждения синим цветом - желтоватыми и так далее. Цветовая адаптация объясняет возможность наблюдения пересыщенных цветовых тонов, то есть более насыщенных, чем природные цвета. Например, при предварительном возбуждении глаз красным цветом можно увидеть зеленый объект более зеленым, нежели зеленый цвет его натуральной окраски. Следует иметь в виду, что цветовая адаптация быстро убывает и ее эффект наиболее заметен лишь в первые несколько секунд после смены освещения. Цветная адаптация еще недостаточно изучена, и не все экспериментально наблюдаемые явления, связанные с ней, могут быть прямо истолкованы, в рамках трехкомпонентной теории цветового зрения.
ЦВЕТОВАЯ ИНДУКЦИЯ Чрезвычайно важное значение для зрительных восприятий имеет явление цветовой индукции. Цветовой индукцией мы называем изменение характеристик цвета под влияние наблюдения другого цвета или, проще говоря, взаимное влияние цветов. Различают одновременную и последовательную индукцию. Последовательную индукцию можно наблюдать на простом опыте. Если положить цветной квадрат на белый фон и фиксировать на нем взгляд в течение полминуты, то затем на белом фоне мы увидим, контрастный цвету квадрата. Контрастные цвета близки к дополнительным, но не совпадают с ними. Одновременная индукция наблюдается во всякой цветовой композиции при сопоставлении цветовых пятен. Фактически она происходит всегда, постоянно сопровождая процесс зрительного восприятия. Наличие контраста между пятнами необходимо для того, чтобы их увидеть. В этом смысле можно утверждать, что контраст - основное условие зрительного восприятия. Мера индукционного окрашивания может быть различной. На нее влияют следующие факторы: 1. Расстояние между пятнами. Чем меньше расстояние, тем больше контраст. Этим объясняется явление краевого контраста - кажущееся изменение цвета к краю пятна. 2. Четкость контура. Четкий контур увеличивает яркостный контраст и уменьшает хроматический. 3. Отношение площадей пятен. Чем больше площадь одного пятна относительно другого, тем сильнее его индуцирующее действие. 4. Насыщенность пятна. Насыщенность пятна пропорциональна его индуцирующему действию. 5. Отношение яркостей цветовых пятен. Чем ближе значения яркости пятен, тем сильнее хроматическая индукция. И наоборот, увеличение яркостного контраста приводит к уменьшению хроматического. Таким образом, яркостный и хроматический контрасты - антагонистичны. Автоиндукция - способность органа зрения в ответ на раздражение каким - либо цветом продуцировать противоположный цвет. Глаз как бы сам стремиться замкнуть цветовой круг и уравновесить возбуждение трех цветоощущающих аппаратов. Изложенные объяснения цветовой индукции принадлежат Э. Герингу. Впервые гипотезу об автоиндукции высказал И.В. Гете в начале ХIХ века, Г. Гельмгольц предложил объяснение индукции психологическими причинами, в частности плохой памятью на цвета. Цвет любого пятна на хроматическом фоне изменяется. Например: желтый цвет на белом фоне выглядит плотным и погашенным, кажется, что его энергия уходит на то, чтобы вызвать в белом фиолетовый оттенок. Желтый цвет на разбеленном красном фоне в результате одновременного контраста приобретает зеленоватый оттенок. Его лучезарность пропадает из - за равенства по светлоте с фоном. На оранжевом фоне он производит впечатление светящегося оранжевого цвета. На зеленом фоне выглядит сияющим и одновременно связанным с зеленым, т.к. зеленый представляет смесь желтого и синего. Желто-зеленое сочетание часто вызывает сочетание с природой. Желтый цвет на фиолетовом фоне приобретает сильное свечение и цветность. Желтый цвет сияет на синем фоне, а на красном - несколько гасится, но все же проявляется достаточно убедительно. Черный фон слишком подчеркивает свечение желтого, отчего он представляется белесым и отвлеченным. Красный цвет - активный и энергичный, возбуждающий и экспансивный. Красный цвет с оранжевым оттенком ассоциируется с огнем; красный цвет с пурпурным оттенком приобретает более уверенное и спокойное звучание. На холодном зеленомфоне красный цвет ассоциируется с горящим огнем. На фиолетовом фоне он угасает в силу родственности с фиолетовым цветом, а еще более приглушается на темно- красном фоне. На желтом фоне красный цвет выглядит тяжелым и темным, на желто-зеленом - он теряет тяжесть, но редко по-настоящему гармонирует с ним несмотря на психологическую дополнительность зеленого и красного. На оранжевом фоне красный гасится свечением и энергией фона. Ахроматические примеси, доводящие оранжевый до темно-коричневого высветляют красный и дают возможность проявить ему свою энергию. Синий цвет на черном фоне светится в полную силу, хотя теряет часть насыщенности. Если поместить синий цвет на светло-фиолетовый фон, то он еще больше потеряет насыщенность и даже силу свечения, которые вернуться, если фон станет более темным. На затемненном тусклом оранжевом фоне синий цвет значительно активизируется и вызывает к взаимодействию скрытые силы фона. На красно-оранжевом фоне синий цвет встает темной массой, которая характеризуется свечением, все более угасающим при насыщении и высветлении фона. Синий цвет на фоне среднего зеленого цвета, приобретает характер теплоты, противопоставленный нейтральности зеленого. Когда мы видим синий цвет на желтом фоне, он кажется темным и тусклым.
ЛЕКЦИЯ №10 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА
Ряд психофизиологических характеристик цвета связан с разного рода ассоциациями, вызванными цветом. К таким характеристикам прежде всего следует отнести различие холодных и теплых цветов. В основу данного различия легли природные ассоциации. Мы привыкли цвет огня отождествлять с теплым, а цвет воды или льда - с холодным ощущением. Поэтому все желто-красные, красные, красно-оранжевые цвета принято считать теплыми, а фиолетовые, сине-фиолетовые, синии, сине-зеленые - холодными. Однако, среди группы “холодных” - синих и “теплых” - красных цветов различают оппозицию холодных и теплых, чем ближе красный к оранжевому, тем теплее, чем ближе к фиолетовому, тем холоднее. Различным цветам приписывают противоположные пространственные характеристики, разделяя их на отступающие и выступающие. Холодные и теплые цвета, лежащие на одной плоскости, кажутся находящимися в разных плоскостях: холодные и темные отступают, а теплые и светлые выступают. Цветные поверхности должны иметь соответствующую насыщенность, т. к. чем больше насыщенность теплых цветовых поверхностей, тем больше они выступают. Большая насыщенность холодной гаммы цветов не дает впечатления “удаленности” и создает совсем другие психологические восприятия. Цветовые поверхности обладают также весовыми характеристиками. Весомость цвета нарастает в оба конца спектра от наилегчайшего желтого цвета. Красный - признан самым тяжелым, за ним идут равные по цвету оранжевый, синий и зеленый, затем желтый. К легким относятся светлые холодные цвета. (илл. №1). Цвет способен изменить наше представление о действительных размерах предметов, причем те цвета, которые кажутся тяжелее, уменьшают эти размеры. Из равновеликих квадратов самым меньшим кажется красный, синий несколько больше, а желтый самым большим. Существенным различием цветов, основанным на психологическом воздействии, является разделение на стимулирующие -цвета, способствующие возбуждению, дезинтегрирующие - приглушающие раздражение, статичные - способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов. Они благотворно действуют на зрительный аппарат, ускоряют восприятие. Стимулирующие (теплые) - красный, оранжевый, желтый. Дезинтегрирующие (холодные) - фиолетовый, синий. Статичные - желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.
Цвет влияет и на функциональные системы человека: красный -возбуждающий, активный, активизирует все функции организма,
увеличивает мускульное напряжение, повышает давление, ускоряет ритм дыхания; оранжевый - тонизирующий, действует в том же направлении, что и красный, но слабее, ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение; желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность; зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный, уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает, облегчает мигрени и невралгии, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность; голубой - успокаивающий, снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания; синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует затормаживанию функций физиологических систем человека; фиолетовый - красный и синий, производит угнетающее действие на нервную систему. Известный художник В. Кандинский предложил в 20-е годы ряд развернутых характеристик основных цветов. В книге “О духовном в искусстве” В. Кандинский объясняет взаимоотношение формы и краски. Треугольник, закрашенный желтым, круг - синим, квадрат - зеленым, снова треугольник, но зеленый, желтый круг, синий квадрат и т. д. Все это совершенно различно действующие сущности. При этом легко заметить, что одна форма подчеркивает значение какого-нибудь цвета, другая же форма притупляет его. Во всяком случае резкая краска в остроконечной форме усиливается в своих свойствах (например, желтый цвет в треугольнике), цвета, склонные к углублению, усиливают свое воздействие при крупных формах (например, синий в круге). С другой стороны, разумеется, ясно, несоответствие между формой и цветом не должно рассматриваться как что-то “негармоничное”, напротив, это несоответствие дает новую возможность, а также гармонию. Т. к. количество красок и форм бесконечно, то бесконечно и число комбинаций и в то же время действий. Этот материал неистощим (13). Далее Кандинский рассматривает движение краски и выводит ряд контрастов. Первый большой контраст - это горизонтальное движение теплых и холодных красок. Вторым большим контрастом является различие между белым и черным - красками, которые образуют другую пару четырех главных звучаний - склонность к светлому или темному. Эти последние также движутся или к зрителю, или от него, но не в динамической, а в статически застывшей форме. Второго рода движение, желтого и синего, усиливающее первый большой контраст, есть их эксцентрическое или концентрическое движение. Если нарисовать два круга одинаковой величины и закрасить их желтым, а другой синим цветом, то уже при непродолжительном сосредоточивании на этих кругах можно заметить, что желтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение и удаляется от человека. Первый круг как бы пронзает глаз, в то время как второй круг как бы погружается. Это действие усиливается, если добавить контраст светлого и темного: действие желтого возрастает при посветлении; действие синего увеличивается при потемнении. Таким образом ясно видно глубокое физическое сродство желтого с белым, а также синего с черным, т. к. синее может получать такую глубину, что будет граничить с черным. Если попытаться желтый цвет сделать более холодным, то этот типично теплый цвет приобретает зеленоватый оттенок, а оба движения - горизонтальное и эксцентрическое сразу же замедляются. Синий цвет как движение совершенно противоположного порядка, тормозит действие желтого, а при дальнейшем прибавлении синего цвета к желтому, оба эти противоположные движения в конце концов взаимоуничтожаются. Возникает полная неподвижность и покой. Возникает зеленый цвет. Красный цвет - безграничный характерно теплый цвет, внутренне он действует как очень живая, подвижная, беспокойная краска, которая, однако, не имеет легкомысленного характера, распространяющегося на все стороны желтого цвета, и, несмотря на всю энергию и интенсивность, производит впечатление почти целеустремленной необъятной мощи. Это цвет внутреннего кипения. Красный цвет проявляет одно движение - движение внутри себя: он не стремится ни наружу, ни внутрь, ни к зрителю, ни от него. Эта однородность движения связана с характером внутреннего кипения, ясно обнаруживает связь красного с квадратом. Теплый красный цвет, усиленный родственным желтым, дает оранжевый. Путем этой примеси внутреннее движение красного цвета начинает становиться движением излучения, излиянием в окружающее. Как оранжевый цвет возникает путем приближения красного цвета к человеку, так фиолетовый, имеющий в себе склонность удаляться от человека, возникает в результате вытеснения красного синим. Оба последних цвета, возникающие путем суммирования красного с желтым и синим, являются цветами малоустойчивого равновесия. При смешении красок наблюдается их склонность утрачивать равновесие. Оба, только что охарактеризованных цвета (оранжевый и фиолетовый) составляют третий и последний контраст в царстве красок. Как большой круг, как змея кусающая свой хвост, - символ бесконечности и вечности, - стоят перед нами эти шесть цветов, составляющие три пары контрастов. Направо и налево от них находятся две великие возможности безмолвия: безмолвие смерти и безмолвие рождения (13) (см. гл. 2, 3). Эмоционально-психологическое воздействие на человека. Цвет непосредственно влияет на наши чувства. Колористика урбанистического пейзажа может казаться печальной, легкой и т. д. цвет может влиять на человека через объективные и субъективные ассоциации, возникающие на основе колористических впечатлений. Символика цвета, а также сложившиеся тысячелетиями связи цветов с определенными понятиями, событиями, предметами зачастую формируют психологическое воздействие цвета на людей. Та или иная колористическая атмосфера создает предпосылки для психологически направленного восприятия цвета, а следовательно и объектов, которые являются его носителями. Цвет окружения может таким образом настраивать на восприятие полихромной формы. Критический анализ зарубежных работ позволяет выявить некоторые характеристики психологического воздействия отдельных цветов: их эмоциональную окраску, связанные с ними ассоциации, присущее им символическое значение. Эмоциональное воздействие цвета связано во-первых, с его непосредственным действием, во-вторых, с ассоциациями, присущими этому цвету. Может преобладать тот или иной фактор, часто они действуют совместно. Если даже признать, что из основных причин эмоционального воздействия цветов являются ассоциации, то все же было бы неверно считать эмоциональный характер каждого цвета всеобщим и обязательным. Он определяется конкретной социальной, национальной, культурной и исторической средой. Серый цвет считается “бесцветным”, не темным и не светлым. В нем не заложено никаких психологических тенденций. Он нейтрален, это не объект и не субъект, не внутреннее и не внешнее, не напряжение и не расслабление. Серый - это граница, линия разграничения, позволяет различить контрастные части. Серый - это Берлинская стена, по другую сторону которой существуют другие порядки. Окружая себя серым цветом, человек хочет отрезать себя от остального мира, хочет чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали. Тогда он сможет освободиться от любых внешних влияний и стандартов. Он изолирует себя от окружающего мира, делая все чисто механически, не затрагивая душу. Даже когда необходимо полностью погрузиться в какое-нибудь дело, человек, поставивший серый цвет на первое место, контролирует свои действия на расстоянии, он как бы стоит в стороне и наблюдает за собой, не позволяя захватить себя целиком. Серый цвет содержит ярко выраженный элемент утаивания и самообмана. Это цвет сдержанности, и при длительном нахождении человека в окружении серого он вызывает усталость и нервное напряжение. Синий - является красочным выражением существующей биологической потребности: в физическом плане - это потребность в спокойствии, в психологическом - в чувстве уравновешенности, то есть в покое и удовлетворении желаний. Тело настраивается на расслабление и восстановление сил, поэтому потребность в этом цвете возрастает в случае болезни,упадка сил, а такяччс амипприорже, когда появляется склонность к чувствительности и обидчивости. “Синий цвет - это цвет преданности”, это отражение умиротворенной чувствительности и поэтому он связан со способностью к сопереживанию эстетическим наблюдениям и философским размышлениям. Синий цвет является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности, озарения в литературе. Он ассоциируется со сладким вкусом, его содержание - нежность, его органом чувств является кожа. Синий цвет обладает значительной глубиной и объемностью, подчеркивает дистанцию. Он особенно привлекает тех людей, кто весит больше нормы. Синева - это бесконечность во времени, воплощая традицию и вечные ценности, и поэтому синий цвет увековечивает прошлое. Зеленый цвет - это воля к действию, упорство и настойчивость. Это воплощение твердости, постоянства и, прежде всего сопротивление переменам. Это свидетельство постоянной точки зрения и постоянного внимания к своей персоне. “Я” обретает высокую ценность во всех проявлениях самоутверждения и обладания собственностью. Последнее рассматривается как способ обеспечить свою безопасность и самоуважения. Зеленый цвет символически соответствует авторитарному характеру. Этот цвет имеет терпкий, вяжущий вкус, в эмоциональном отношении он олицетворяет гордость, сознание превосходства над другими людьми, своей силы, способности контролировать события, управлять ими и направлять их. По мере добавления к зеленому цвету желтой краски возрастает значение статичности и уравновешенности. Поэтому оливковый цвет вызывает состояние успокоения, смягчения, умиротворения и бережливости. Желто - зеленый - это цвет обновляющий, раскрепощенный. Желтый - самый яркий цвет и воспринимается как источник света и бодрости. В отличие от зеленого означающего сжатие и напряжение, желтый цвет - это расслабление и расширение. На психологическом уровне расслабление означает освобождение от тягот, проблем, давления или ограничивающих обстоятельств. Желтый вызывает радость, бодрость духа и счастье. Он острый на вкус, его эмоциональное содержание - оптимистическая изменчивость. В отличие от красного, желтый носит более неопределенный характер, активность желтого лишена четкой структуры и цельности красного цвета. Желтый цвет может быть неистощимым источником энергии, но эта энергия извергается импульсами. Желтый цвет - это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся и неоформленному. Зеленый цвет - горд и сдержан, желтый никогда не бывает в покое, постоянно стремится вперед, движимый своей амбицией. Зеленый - это настойчивость, желтый - изменчивость. Зеленый - это напряжение, желтый - расслабление. Оранжевый цвет создает ощущение теплоты и уюта. Он облегчает и освобождает от проблем, способствует общительности, живости ума. Оранжевый одухотворяет и создает веселое настроение. Это, пожалуй, самый “веселый” цвет в спектре основных цветов. Оранжевый цвет вызывает ощущение здоровья. Красный цвет - это выражение жизненной силы, активности нервной системы. Это непреодолимое желание достичь результатов, добиться успехов, это страсть ко всему, в чем присутствует интенсивная жизненная активность и богатство опыта. Красный цвет - это воля к победе, все формы жизненной силы, начиная с половой активности до революционного преобразования общества. Это импульс к активной деятельности, спорту, борьбе, соревнованию. Красный цвет - это воздействие воли, в отличие от зеленого, который символизирует гибкость ума. Красный это огонь, темперамент, мужское начало. На уровне плотских ощущений этот цвет проявляется в аппетите, его эмоциональное выражение - желание, его органами являются мышцы. Время красного цвета - настоящее. Красный цвет создает впечатление громкости. Фиолетовый - это смесь красного и синего. Хотя он и является самостоятельным цветом, но составляет свойства синего и красного. Фиолетовый старается объединить импульсную победоносность красного и мягкую уступчивость синего. Это мистическое единение, высокая степень чувственной интимности, ведущая к такому полному слиянию между объектом и субъектом, в ходе которого, то о чем мечтают и чего желают должно стать реальностью. В известной степени это очарование, мечта, ставшая фактом. При длительном рассмотрении он действует углубленно - мистически и, в результате, беспокойно и обременяюще. Коричневый цвет - это затемненный желто - красный. Импульсивность красного ослаблена и приобрела более спокойный характер. Коричневый лишен экспансивного творческого импульса, активной жизненной силы красного цвета. Жизненное начало более не является действительной силой, а лишь пассивно воспринимаемой на уровне органов ощущений. Коричневый создает ощущение прочности и уверенности, он показывает, что для человека особенно важным является ощущение своих “корней” - очага, дома, людей своего рода и племени. Это цвет “стадного чувства”, семейного уюта и безопасности. Черный - самый темный цвет и по сути является отрицанием цвета. Черный - это та граница, за которой прекращается жизнь, и поэтому он олицетворяет идею уничтожения. Черный - это “нет, противостоящее белому да”. Белый цвет -это чистый лист бумаги, на котором история еще будет написана, черный - это конец, за которым ничего нет. Белый и черный -это две крайности, начало и конец. Черный - это отрицание по своей природе, означает отказ, окончательную капитуляцию, и он оказывает сильное воздействие на любой цвет, усиливая черты этого цвета.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |