Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 12




СИМВОЛИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА

 

Природа символических характеристик цвета, неразрывно связана с историей культуры разных народов мира. На протяжении всей своей истории человечество хранит цветовую информацию. Цвет в структуре символических характеристик приобретает особое значение, которое передается знаком-цветом. Существует как бы “цветовой код”, понятный всем членам общества. Он используется по существу во всех творениях рук человеческих: в архитектуре, убранстве храмов и дворцов, в одежде, живописи, книжной графике, театре. Такая массовая и устойчивая во времени система цветовых символов могла существовать только при том условии, что количество символов невелико, а их значение прочно обосновано и поэтому понятно и общеприемлемо.

Цветовая символика особенно развита у народов востока.

В буддийской философии и практике духовного совершенствования определенный цвет соотносится с эзотерическим символом определенной стихии, планеты, звука:

- зеленый - пламя мудрости, ограниченный мир;

- белый - Солнце, вода;

- красный - Луна, огонь;

- голубой - бесформенный мир;

- желтый (золотой) - Земля;

- черный - ветер.

Визуализация определенного цвета используется для преодоления различных омрачений ума в процессе медитации. Так визуализация белого цвета используется для преодоления гордости; зеленого цвета - для преодоления ревности; желтого цвета - для преодоления желаний и разочарований; рубиново-красного цвета - для преодоления вожделений; темно-голубого цвета - для преодоления злобы.

Визуализация ярких сияний медитативных Будд также противодействует тусклым цветам шести миров:

темно-синее сияние противодействует белому цвету мира богов;

белое сияние противодействует черному цвету чистилища;

золотое сияние противодействует тускло-голубому цвету человеческого мира;

красное сияние противодействует тускло-желтому цвету мира духов умерших;

зеленое сияние противодействует тускло-красному цвету мира демонов;

пятицветное сияние противодействует тускло-зеленому цвету мира животных.

Шесть цветов соответствуют шести областям мира сансары (см.ил.№10). Символы стихий в архитектуре тибетских буддийских храмов также увязаны с формой отдельных их частей (илл. №11).

В религии иудаизма также широко используется символика цвета. В книге Исход Господь говорит Моисею: “и пусть сделают Мне святилище и буду обитать в среде их. Как я показываю образец скинии, так и сделайте! Скинию же сделайте из десяти покрывал (Сефирот) из тонкого полотна (Эманация) и голубого (сотворения) и пурпуровой (формирование) и червленой шерсти (устройство), и херувимов сделай на них исскусною работаю”. (Исход 26:1)

Для формирования образа важен правильно понятый символ цвета - представление, сложившееся под влиянием определенных исторических и социальных условий, обычно не меняющееся во времени, по смыслу всем понятое.

Хорошо известны мощные по своему воздействию цветовые символы.

Белый цвет - это символ света со всеми его значениями: божественность, чистота, духовность, святость. В иконографии это цвет святых, апостолов, ангелов.

Желтый цвет - это “застывший солнечный цвет”, это золото сияющее, подобно солнцу. Все солярные боги разъезжают в золотых колесницах. Необычно богата символика желтого цвета. Это - прежде всего свет, блеск, слава, солнце, нетление. Золото - это жизнь и здоровье, так как оно не подвержено старению и распаду.

Красный и пурпурный - также священные и светоносные цвета, как желтый. К тому же красный - цвет крови, поэтому он как и в древности, остается символом жизни.

Красный цвет сопровождает человека от рождения до смерти, помогая ему бороться с болезнями и несчастьями, воодушевляя на большие свершения, отмечая важнейшие события его жизни. В медицинской магии красный - самый употребительный цвет.

Белый, красный и желтый - это цвета причастные к свету, поэтому они всегда имеют позитивную символику.

Зеленый - чисто земной цвет, символ земной жизни Христа и святых. Зеленый цвет находится как раз посередине спектра. В нем нет ни яркости света, ни глубины мрака, ни жизненного жара, ни смертного холода. Он промежуточный, серединный. Мусульманский рай - это царство зеленого цвета, и сам Магомет выбрал зеленый цвет для своего знамени. В зеленом цвете соединялись и небесное и земное начала. Зеленый цвет в культуре ислама не имеет негативных значений. Зато есть два цвета полностью негативных: серый и коричневый. Оба они представляют собой заглушение и затемнение двух прекраснейших сияющих цветов: белого и желтого.

В египетской культуре зеленый цвет обозначал бессмертие.

Синий, голубой, фиолетовый - это цвет тени. Они скрывают в себе некую тайну, ведь в синеве неба содержится божественная субстанция. Небо по представлению верующих - давнее и постоянное место жительство Богов. Синий цвет в отличие от большинства других лишен амбивалентности. Его значение едино и устойчиво, как вечность которую он символизирует.

Черный цвет - самый непопулярный из основных цветов. Его понимали как противоположность свету, как символ мрака, смерти и ада, “знак скорби”, символ неверия и греха. Черный цвет как символ смерти обозначал также умерщвление и вообще был знаком всяческого смирения и отказа от мирских радостей. Отсюда происходит черный цвет одежды духовенства и монашества.

Серый цвет был цветом нищенского рубища, цветом отверженности от христианского мира. Это даже не цвет, а просто его отсутствие.

При сравнении цветовой символики нас всегда поражает не сходство функций, а их различие. Так у многих народов белый цвет традиционно свадебный, а у некоторых - траурный. В костюмах и гриме традиционного вьетнамского театра, белый цвет - символ предательства, а черный - смелости.

В современной проектной культуре цветовая символика выполняет важную функциально-информационную роль. Системы цветового кодирования широко используются в городской среде, на производстве, на транспорте. Опыт организации всемирных и международных выставок повысил значимость системы визуальной информации, в которой цвет наряду с изображением используется как универсальное средство для преодоления языкового барьера, так как несмотря на некоторые различия в структуре символических характеристик цвета, в своем восприятии цвета и отношении к нему, люди очень похожи друг на друга.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.