Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промышленные здания




ЛЕКЦИЯ №13

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТОВЫХ СИСТЕМ НЕКОТОРЫХ ОБЪЕКТОВ

Задачи проектирования предметно -пространственной среды могут быть успешно решены современными архитекторами только при условии владения богатейшим культурным материалом, накопленным в различных областях человеческой деятельности и, в частности, в теории колористики. Цвет как средство изображения окружающего мира, средство выражения мыслей и чувств художника, усилиями архитектора должен стать неотъемлемым органическим свойством будущего предметного мира, специфика которого определяется следующими основными аспектами:

1. Цвет как фактор психологического воздействия.

2. Цвет как эстетический фактор.

3. Цвет как средство выявления форм и организации пространства.

4. Цвет как средство информации.

 

 

Благоприятный цветовой климат в производственных зданиях - одно из важнейших условий повышения производительности труда и качества продукции. Проблема эстетизации производственной среды - не только эстетическая и не только экономическая, но и социальная. Ее назначение трудно переоценить.

Проектирование цветовой отделки производственного помещения начинается с анализа следующих факторов:

1. Назначения помещения, характера протекающих там процессов.

2. Освещения.

3. санитарно - гигиенических условий в помещении.

4. Особенностей объемно-пространственной структуры интерьера.

5. Цветовых предпочтений людей (в зависимости от возраста, пола, культурного уровня, национальности, рода занятий).

6. Характера имеющихся отделочных материалов, технических возможностей.

Задачу проектирования цветового климата производственной среды можно вкратце сформулировать следующим образом - обеспечение хорошей различимости всех объектов в поле зрения и комфортного самочувствия человека на рабочем месте.

Некоторые принципы организации цветовой среды

Рассмотрим некоторые цветовые приемы, целесообразные для упорядочивания окружающего пространства.

Вообще количество цветов в окружающем пространстве, в котором происходят приблизительно однотипные трудовые операции, не должно превышать 4-7 различающихся по цветовому тону. Увеличение числа цветов, различающихся по насыщенности и яркости должно быть ограничено, однако они должны соответствовать требованиям светового решения пространства.

Организация пространства должна происходить из овладения объемом помещений. Оно связано с психологическим разделением цветов на “выступающие” и “отступающие”.

Подбором цветов можно создать требуемое впечатление просторности или наоборот. Если требуется “укоротить” объект, то противоположные поверхности в направлении “укорачивания” должны иметь теплую цветовую гамму и соответствующую насыщенность, т. к. чем больше насыщенность цветовых поверхностей, тем больше они “выступают”. Для “расширения” соответственно применяется холодная гамма цветов тоже с определенной насыщенностью.

Большая насыщенность цветов не дает впечатление “удаленности” и создает совсем другие психологические восприятия.

Ощущение высоты зависит от яркости верхней части объекта: чем больше яркость верха, тем более он возвышается. Таким образом, даже светло-желтые цвета, хотя желтый цвет и “выступающий”, в некоторой степени могут способствовать увеличению высоты. Общепринято для такой цели применять малонасыщенные зеленовато-синие, голубые, синие цвета. Однако в данной психологической иллюзии немаловажную роль играет и цвет нижней части. Теплые тона и создают уверенность, прочность, даже поднимают настроение, не будут способствовать расширению пространства между потолком и полом. Более холодные тона будут более целесообразны, причем насыщенность их может быть довольно большой.

Следующим этапом организации пространства является овладение тектоничностью. Тут важно согласовать цвет с функциями отдельных конструкций, которые можно разделять на несущие и несомые. Естественно, что целесообразно несомые конструкции пропорционально к несущим “облегчать”, т. к. не всегда такая пропорциональность обеспечивается конструктивно. Для этой цели можно воспользоваться рядом “весомости” цвета.

Основная схема разработки цветового решения промышленных зданий

На 1-ом этапе проводится комплексный анализ производственно-технологических, санитарно-гигиенических и архитектурно-пространственных особенностей функционально-пространственной зоны.

На 2-ом этапе для каждой такой зоны определяются характеристики показателей принципиальной цветовой схемы:

n основной цвет объектов;

n преобладающая цветовая гамма окружения;

n характер цветовой гармонии;

n цветовые контрасты между основными поверхностями;

n количества цвета и коэффициенты отражения поверхностей по законам окружения;

n характер применения опознавательной окраски магистральных трубопроводов и сигнально- предупреждающей окраски подъемно - транспортных средств.

На 3-ем этапе разрабатывается общий колористический замысел композиции с учетом таких основных принципов, как гармонизация цветов, психофизическое воздействие цвета, принципы цветового формообразования, законы суперграфики и т. д.

На заключительном 4-ом этапе для каждой зоны определяется цветовое решение всех основных структурных элементов, а также напольная разметка и цветовая кодификация рабочей одежды.

Общая архитектурно - колористическая композиция сформирована с учетом следующих художественно - функциональных принципов:

Единство и многообразие

Это объединение принципиальных цветовых отдельных корпусов в единую колористическую композицию за счет окраски аналогичных структурных элементов в один и тот же цвет. Применение единой цветовой палитры суперграфических композиций, ограниченное количество применения основных цветов.

Комплектность. Она достигается включением в цветовую отделку всех основных структурных элементов пространства: строительных конструкций, встроенных помещений, металлоконструкций.

Психологическое воздействие - это принцип нецеленаправленного применения цвета, учитывающего особенности психологии зрения. Создания среды, стимулирующей производственно - эмоциональную деятельность работающих и способствующей оптимизации условий зрительной работы, а также повышении степени информативности пространства.

Гармонизация цветов. Здесь предусматривалось обеспечение художественной выразительности цветовой схемы за счет создания гармоничных, эстетически приятных цветовых сочетаний, применения цветов с малыми интервалами при нюансном характере цветовой гармонии, а со средним и большим - при контрастном. Производственному интерьеру должна быть свойственна определенная специфика цветового климата, свои эстетические нормы. Действующие нормы предписывают лишь основные принципы гармонизации:

1. Количество основных цветов должно быть минимальным. В одном помещении количество колеров не должно превышать 2-3. Для решения цветовой схемы самого крупного предприятия достаточно 12-14 колеров.

2. Тип цветовой композиции должен быть ясным и легко узнаваемым.

3. На основных поверхностях не следует применять цвета верхней части круга: красный, фиолетовый, оранжевый. В насыщенном виде эти цвета чрезмерно возбуждают и раздражают, а в разбавленном или ломаном вызывают негативные ассоциации и поэтому относятся к “запретным” цветам.

4. По психологическому воздействию в производственном интерьере уместны цвета и сочетания следующего характера: спокойные, мужественные, терпкие, приторные, сентиментальные и т. д.

5. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов: дерева, металла, камня, а также керамики, стекла, пластмассы.

Всякий производственный комплекс состоит из помещений различного назначения. Помимо цехов в него входят административные, бытовые и прочие по контрасту с цветовой схемой производственных помещений. Здесь уместна более насыщенная и контрастная гамма.

Суперграфика. Она применена в качестве дополнительного средства гармонизации, создающего смысловые и цветовые акценты, определенный масштаб, метр и ритм и способствующего индивидуализации объекта. Целый ряд объектов в производственной среде окрашивается в строгом соответствии с установленными нормами. В окраске этих объектов закодировано то или иное сообщение: о режиме, о фазе тона и т. д. Такая условная окраска называется функциональной. Для нее выбраны определенные цвета, которые делят на сигнальные (основные и вспомогательные) и опознавательные.

Основные сигнальные цвета и их значение

Красный - “стоп”, запрещение, явная опасность, противопожарные средства.

Желтый - внимание, предупреждение об опасности, о возможной опасности.

Зеленый - безопасность, разрешение, путь свободен. Безопасные места целесообразных медико - технических участников и пунктов принято указывать зеленым цветом.

Вспомогательные сигнальные цвета и их значение

Оранжевый - опасность возможна.

Синий - информация.

Сочетание желтого и черного, красного и белого, желтого и красного обычно применяются в виде чередующихся полос для предупреждения о любых движущихся объектах, представляющих опасность. Однако, если такое чередование гармонирует с чередованием в конструктивных цветовых решениях окружающей среды, то вполне реально применять какой - либо один цвет: красный, оранжевый, оранжево-желтый.

Поверхность для обращения внимания обычно имеет большие размеры и поэтому следует избегать ее покрытия желтым цветом, т. к. большие желтые площади рассеивают внимание, тоже самое касается и красного цвета. Тут по-видимому нужно исходить из принципа контрастности данной поверхности к другим.

Следует обратить внимание, что чрезмерное употребление желто - черной “зебры” неблагоприятно действует на нервную систему. Где возможно ее избегать, целесообразно это сделать. При окраске баллонов, трубопроводов, электрошин и прочего оборудования необходимо руководствоваться нормами.

Разумеется, необходимость конкретных цветовых решений может выявиться только в конкретной ситуации технологическо- пространственной обстановки. Деловой характер производственного интерьера отнюдь не исключает образного и художественного подхода к его решению. Как и всякий другой интерьер, он может быть полноценным произведением искусства.

ЛЕКЦИЯ №14

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТОВЫХ СХЕМ ЖИЛЬЯ

Ле Корбюзье пишет: “Жилище - это возможность свободно двигаться, стоять, лежать, наслаждаться в раздумье. Жилище - это возможность иметь семью, составляющую звено вечной жизни, это пространство, необходимое для семейных радостей. Родиться, есть, одеваться, ощущать узы привязанности и дружбы. Проблема жилища - первая из всех проблем. Жилище - это ключ ко всему.”

Цвет в интерьерах - композиционное средство первостепенной важности, один из главных элементов, определяющих их эмоциональную окраску. Проектируя цветовую схему жилища, необходимо учесть, что мера цветности бывает разной в зависимости от многих условий. Отношение людей к цвету носит сложный характер. Предпочтение полихромии или монохромности определяется, кроме факторов психологического воздействия, также социальным укладом жизни, географическими особенностями, национальными традициями и т. д.

Хроматичность или относительная ахроматичность интерьера весьма ощутимо и многогранно действует на людей, их физическое и психологическое состояние.

Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости: чистые, сильно насыщенные цветовые тона при известных условиях активно воздействуют на разные стороны психики. Люди постоянно испытывают потребность в нормальной цветовой нагрузке. Научно доказана необходимость непрерывного притока информации в том числе и цветовой.

Иногда ахроматическая окраска бывает оправданной и даже необходимой. Так, она идеальный фон для зрительного восприятия произведений живописи, ковров, гобеленов. Другая крайность - изобилие хроматических цветов. Цветовая перегрузка интерьера, как уже отмечалось, нередко способствует снижению чувствительности и цветовому переутомлению. Достигая при помощи цвета высокой степени эмоционального напряжения, допустимую меру не следует нарушать.

Оправданная мера или осознанные отступления от нее диктуются композиционной идеей и требованиями комплексного решения конкретного интерьера. Технологический процесс составления цветовой карты квартиры следующий:

1. Определяем колорит центральной комнаты, например, гостиной или общей комнаты.

2. Раскладываем доминирующие цвета по остальным помещениям так, чтобы их колорит чередовался в определенной логической последовательности, создавая разнообразие и вместе с тем не выходя за пределы единства.

Проходя последовательно по всем помещениям квартиры мы должны почувствовать динамику развития цветовой идеи от прихожей до кухни. При этом необходимо учесть следующие особенности:

а) цвет в передней может быть более насыщенным и контрастным, чем в жилых комнатах;

б) в спальне - самый спокойный и светлый;

в) кухня и санузел оформляются с учетом происходящих там процессов. К кухне не предъявляется требование стремительной белизны. В отделке кухни применяется фанеровка под древесину, различные текстуры, декоративная посуда и т. д. Но все же рабочие места и их окружающее остаются белыми. На кухне не желательны яркие и возбуждающие цвета, не следует допускать и “запретных” цветов, - напоминающих о грязи, порче и гниении.

г) цветовая гамма детской комнаты с учетом возрастных цветовых предпочтений детей. На детей бесцветность, блеклость, серость действуют угнетающе. Они уже в раннем возрасте испытывают чувство радости от светлого, цветного и яркого окружения, для них особенно важна новизна цвета, частая смена цветовых впечатлений.

д) цвет полов во всей квартире может быть общим (кроме кухни и санузла). То же относится и к цвету древесины мебели.

В отличие от других видов полихромии, архитектурная полихромия - это многоцветность интерьера и экстерьера, организованная по законам архитектурной композиции, в органической связи с архитектурной формой и немыслимая вне этой связи. Эти возможности в решении практических и художественных вопросов в архитектуре немного шире, чем иногда еще бытующее узкое представление о ней.

Предпринятая здесь попытка разобраться в механизме формирования цветового образа интерьера, конечно не исчерпывает и не может исчерпывать всей сложности и многосторонней обусловленности этого процесса. Цель настоящего пособия будет достигнута, если оно даст хотя бы общее представление о подлинной роли и возможностях архитектурной полихромии в формировании художественного образа интерьера и экстерьера.

Чрезвычайно ценные, но редко реализуемые ее возможности состоят в том, что полихромия может активизировать, либо полностью формировать зрительное восприятие интерьера, его художественный образ. Она способна выражать тончайшие оттенки чувств и настроения, будить воображение, гармонизировать цветопредметную среду и многое другое.

Для решения задач архитектурной полихромии на таком уровне и с обязательным учетом многосторонней обусловленности цвета нужно упорно овладеть архитектурным мастерством и развивать эмоциональность восприятия. Без этого вряд ли можно достичь результата, который называют словом синтез.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЛЕКЦИЯ №1 ВВЕДЕНИЕ.

2. ЛЕКЦИЯ №2 ИСТОРИЯ НАУКИ О ЦВЕТЕ. ДРЕВНИЙ МИР.

3. ЛЕКЦИЯ №3 ИСТОРИЯ НАУКИ О ЦВЕТЕ. ГРЕКО-РИМСКАЯ АНТИЧНОСТЬ. СРЕДНИЕ ВЕКА.

4. ЛЕКЦИЯ №4 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ И XVII век.

5. ЛЕКЦИЯ №5 РАЗВИТИЕ НАУКИ О ЦВЕТЕ В XVIII и XIX веках.

6. ЛЕКЦИЯ № 6 ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

7. ЛЕКЦИЯ №7 ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТА.

8. ЛЕКЦИЯ №8 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА. ЦВЕТОВАЯ АДАПТАЦИЯ.

9. ЛЕКЦИЯ №9 ЦВЕТОВАЯ ИНДУКЦИЯ.

10. ЛЕКЦИЯ №10 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА.

11. ЛЕКЦИЯ№11 СТРУКТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАР ЦВЕТОВ. КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА.

12. ЛЕКЦИЯ №12 СИМВОЛИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА.

13. ЛЕКЦИЯ № 13 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТОВЫХ СХЕМ НЕКОТОРЫХ ОБЪЕКТОВ.

14. ЛЕКЦИЯ №14 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТОВЫХ СХЕМ ЖИЛЬЯ.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.