Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов




Синтетический учет материально-производственных запасов. Учет МПЗ ведут на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материалов.

Материальные ценности учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам.

Списание отклонений стоимости материалов или транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов на начало месяца.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:

при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов;

в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца;

ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5%.

Оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счета 20 «Основное производство», счета 23 «Вспомогательное производство», счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие. При этом материалы, поступающие от поставщиков, приходуются независимо от того, когда они поступили – до или после получения расчетных документов поставщика.

Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное поручение, платежное требование-поручение, принятые для расчетов с поставщиком).

К неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные материальные запасы, на которые имеются расчетные документы. Такие материальные запасы принимаются и приходуются организацией в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов. Организация принимает меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов.

Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце либо следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу материальных запасов, они учитываются в общеустановленном порядке в данной организации. При этом материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случаях, если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам.

После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.

Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то:

учетная стоимость материальных запасов не меняется;

величина налога на добавленную стоимость принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;

уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы;

уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счетов финансовых результатов (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году);

увеличение стоимости материальных запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).

Стоимость оплаченных материалов, остающихся на конец месяца в пути не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская задолженность по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами затрат на производство или другими соответствующими счетами (см. табл. 5).

Рассмотренные схемы соотношения норм бухгалтерского и налогового законодательства подчеркивают важность для бухгалтера основных правил работы с нормативными документами. Это особенно актуально в сегодняшней ситуации, в условиях постоянно обновляющейся нормативной базы, и это происходит в очень существенных объемах, когда на порядок бухгалтерского учета и налогообложения хозяйственных операций влияют нормы различных отраслей законодательства.

Следующим важным звеном в организации учета и контроля расходования материальных ценностей на производство является выбор аналитического учета материалов, согласно требованиям, изложенных в нормативных документах по бухгалтерскому учету.

Таблица 5

Корреспонденция счетов по движению
материально-производственных запасов

Содержание операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Приобретение за плату (оценка по фактической себестоимости)  
Акцептован счет поставщика   60, 76
Отражена сумма НДС по поступившим ценностям   60, 76
Оплачена задолженность поставщикам 60, 76  
Зачет НДС    
Приобретение за плату (оценка по учетной цене)  
Приняты к учету материалы, поступившие от поставщиков   60, 76  
Приняты к зачету материалы по учетным ценам      
Отражены отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам      
Заготовление (оценка по фактической себестоимости)  
Отражение расходов по заготовке материалов   70, 69, 71  
Приняты к учету материалы, произведенные основным, вспомогательным цехом   20, 23  

Продолжение табл. 5

Содержание операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Отражены расходы по заготовке материалов   70, 69
Отражены отклонения фактической стоимости материалов от их стоимости по учетным ценам    
Приняты к учету материалы, полученные от ликвидации основных средств   91-1
Приняты к учету материалы, полученные безвозмездно    
Создание резерва под снижение стоимости МПЗ
Образован резерв под снижение стоимости материалов 91-2  
Восстановлены суммы, образованного резерва под снижение суммы стоимости материалов   91-2
Списаны материалы, отпущенные на: капитальные вложения; основное производство; на вспомогательное производство; на цеховые и общезаводские нужды   25, 26  
Списание отклонений
Списаны по окончании месяца отклонения фактической себестоимости материала от стоимости по учетным ценам у Стериалов, отпущенных на: на капитальные вложения; на основное производство; на вспомогательное производство; на цеховые и общезаводские нужды; на нужды обслуживающих производств и хозяйств; (запись производится дополнительной бухгалтерской проводкой, либо записью сторно – к 16 счету)   25, 26  
Продажа МПЗ
Признан доход от продажи материалов   91-1
Отражена фактическая себестоимость (учетная цена продажи материалов) 91-2  
Списаны суммы отклонений по проданным материалам, Сли они учитывались по учетным ценам (дополнительной бухгалтерской записью, либо записью сторно) 91-2  
Отражен НДС с дохода от продажи 91-3  
Определен финансовый результат: прибыль; убыток 91-9 91-9
Прочие выбытие материалов
Переданы материалы безвозмездно 91-2 10, 16
Отражена сумма НДС 91-3  
Определен финансовый результат (убыток)   91-9

Окончание табл. 4

Содержание операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Создание резерва по сомнительным долгам 91-2  
Списание дебиторской задолженности за счет создания резерва    
Списание дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности 91-2 62, 76
Списание кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности 60, 76 91-1
Предъявлены претензии поставщикам за обнаруженную недостачу ТМЦ 76-2  

Аналитический учет материально-производственных запасов. Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

Учет МПЗ на любом производственном предприятии возложен на материально-ответственное лицо или бригаду материально-ответственных лиц. Материально ответственным лицом может быть как заведующий складом, так и любой другой работник, достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Существует перечень лиц, с которыми можно заключать договор о полной материальной ответственности и типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Если численность работников предприятия невелика и номенклатура производственных запасов небольшая, можно не содержать штатных складских работников, а их функции по приемке и отпуску материалов, обеспечению сохранности производственных запасов возложить на работников, чья деятельность непосредственно связана с использованием материалов в порядке совмещения. С этими работниками необходимо заключить договор о полной материальной ответственности. По мере поступления материалы закрепляются за материально-ответственным лицом.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98, способ организации аналитического учета материалов на предприятии должен быть в обязательном порядке отражен в его учетной политике, которая не может быть изменена в течение отчетного года, а следовательно, должна быть продумана еще до его начала.

Существует несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерии: сортовой, способ учета по номенклатурным номерам и оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Сортовой способ. На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов фиксируются операции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в бухгалтерии дублирует складской учет на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоговые данные по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные ведомости аналитического учета, открываемые по материально-ответствен­ным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.

Способ учета по номенклатурным номерам. Первичные документы по приходу и расходу материалов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по номенклатурным номерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

Оперативно-бухгалтерский метод. Данный метод является более прогрессивным. При этом методе не реже 1 раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в «Ведомости учета остатков материалов» (сальдовые ведомости).

В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу. Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на машинах.

Основным регистром учета движения материалов является ведомость № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)». Ведомость состоит из трех разделов:

первый – «Движение на общезаводских складах (по учетным ценам)»;

второй – «Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца – по синтетическим счетам и учетным группам)»;

третий – «Расход и остаток на конец месяца».

Ведомость № 10 позволяет осуществлять:

контроль сохранности материалов по местам их хранения;

учет поступления и остатков материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов (по учетным ценам и фактической себестоимости);

учет фактической себестоимости окончательного расхода материалов.

Ведомость № 10 заполняется на основании реестров сдачи документов, документов по движению материалов, производственных отчетов цехов.

Выбор наиболее эффективного способа организации аналитического учета материальных ценностей зависит от конкретной деятельности предприятия, его размеров и финансовых возможностей, он должен быть основан на следующих предпосылках:

классификация материалов в зависимости от их роли в процессе производства;

система кодирования различных номенклатур, необходимых для учета движения материалов;

современное состояние складского хозяйства;

разработка прогрессивных технико-экономических норм хранения и отпуска материалов;

механизация и автоматизация операций учета движения материалов.

Порядок учета МПЗ на складе и в бухгалтерии зависит от следующих методов их учета:

количественно-суммовой;

с помощью отчетов материально-ответственных лиц;

оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным и рациональным из них является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках складского учета материалов (форма № М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке учета материалов в графе «Приход».

На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала, а после каждой записи выводится остаток.

Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (форма № М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (сальдовые ведомости) (форма № М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок предприятиями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров.

Предприятия-поставщики одновременно с отгрузкой высылают накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные документы поступают в отдел маркетинга предприятия. Там проверяют правильность их заполнения, соответствие договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (форма № М-1), и акцептуют, т.е. дают согласие на оплату.

После регистрации платежные документы получают внутренний номер и передаются в бухгалтерию для оплаты, а квитанции и товарно-транспортные накладные передаются экспедитору для получения и доставки материалов.

С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку с расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.

При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, экспедитор при приемке груза в транспортной организации может потребовать проверку груза. В случае обнаружения недостачи мест, повреждения тары составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензии к транспортной организации или поставщику.

Учет расчетов с поставщиками ТМЦ ведут в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр аналитического и синтетического учета. Аналитический учет в нем организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера, приемного акта. Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. Заполняется журнал-ордер № 6 на основании акцептованных требований-поручений, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приемке материалов, выписок банка.

Журнал-ордер № 6 ведут линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу.

Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а по платежным требованиям-поручениям – по видам материалов (основные, вспомогательные, топливо и т.д.) сумма претензий записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Сумма недостач относится в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и отражается в журнале-ордере № 6 и ведомости № 7.

Предприятия пользуются также услугами поставщиков воды, газа, подрядчиков ремонтных работ и др. По этим расчетам за услуги ведется отдельный журнал-ордер № 6.

По окончании месяца показатели обоих журналов-ордеров суммируют для получения оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и переноса их в Главную книгу.

Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода учета следующие:

оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек учета материалов, которые ведутся материально-ответственными лицами;

систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов данным текущего складского учета;

осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии вычислительной установки – также в разрезе номенклатурных номеров;

систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

Порядок учета неотфактурованных поставок.

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили на предприятие без платежного документа. На складе их приходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер № 6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на группу материалов и в акцепт. Неотфактурованные поставки регистрируются в журнале-ордере № 6 в конце месяца (в графе Б «Номер счета» ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в следующем месяце они акцептуются предприятием, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе «Акцепт» в сумме платежного требования, а по строке сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется тоже по группе и в графе «Акцепт». Расчеты с поставщиком таким образом по этой поставке будут закончены.

Пример. В марте была неотфактурированная поставка в сумме 12 000 р. В апреле был предъявлен счет на оплату в сумме 14 160 р. (включая НДС).

В марте будет сделана запись:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 12 000 р.

В апреле:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 12 000 р.

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 2 160 р.

Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятие акцептовало платежные документы, а материалы на склад по ним еще не поступили. К учету принимаются акцептованные платежные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платежные документы регистрируются в течение месяца в графе «За неприбывший груз» и в графе «Акцепт». По окончании месяца предприятие обязано принять эти ценности на баланс, т.е. записать по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующего месяца расчеты по этим поставщикам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера со складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления платежных требований, а может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счета в незаконченных на начало месяца расчетах.

При закрытии журнала-ордера № 6, по окончании месяца, эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (форма № М-7). Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по договорным (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка – отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование-поручение. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензию к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок – пропорционально стоимости груза.

Пример. В марте материалов в пути было на 8 000 р. (без учета НДС). В апреле они поступили в количестве, превышающем указанную в счете сумму на 1 500 р. (без учета НДС).

Записи в марте:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 8 000 р.

В апреле сторнировочная запись:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 8 000 р.

Приходуют фактическое поступление бухгалтерскими записями:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 9 500 р.

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 1 710 р.

Инвентаризация материалов. Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:

не менее 1 раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;

при смене материально-ответственных лиц;

при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества;

при реорганизации или ликвидации организации;

при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия.

Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.

Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационной комиссией, состоящей из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия при обязательном участии материально-ответственного лица.

Складские операции в момент инвентаризации не производятся.

Заведующий складом дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально-ответственных лиц осуществляет подсчет, взвешивание каждого вида материалов и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись.

Опись подписывают члены комиссии и материально-от­ветственное лицо.

Данные инвентаризационых описей используются для составления сличительной ведомости, в которой фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.

Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.

Независимо от причин возникновения, все недостачи производственных запасов по фактической себестоимости списывают с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 10 «Материалы».

Недостачи материалов в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства или обращения:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списывают на счета виновных лиц:

Дебет счета 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Стоимость недостающих ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах можно получить в органах ценообразования или органах государственной статистики.

Разница между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов»:

Дебет счета 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 98/4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

По мере погашения задолженности, учтенной на счете 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» соответствующая сумма разницы списывается со счета 98/4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет счета 98/4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

Кредит счета 91/1 «Прочие доходы».

Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с отнесением на доходы организации:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 91/1 «Прочие доходы».

Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности организации:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 10 «Материалы».

Когда конкретные виновники не установлены, недостачи относят в состав прочих расходов:

Дебет счета 91/2 «Прочие расходы»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.