Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы обновления социологического знания




Неосознанных мотивов поведения.

Организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и

Данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и

культурном контексте функционирования общества, его институтов и

Более полное представление о социологии, её теориях Вы получите в процессе

усвоения самого курса.

Как уже было отмечено, предмет социологии находится в постоянном

изменении и развитии, что обусловлено двумя решающими факторами. Фактор

первый – развитие самого научного знания, который открывает новые и новые

перспективы для научного исследования общества. Так, в послевоенный период среди

социологов усилились дебаты по поводу перспективных направлений приращения и

развития социологического знания. Дело в том, что общепризнанные парадигмы,

основанные на классической методологии, подвергались все большей критике.

Отмечалось, в частности, что и структурный функционализм слишком акцентирует

влияние социального целого по отношению к социальным субъектам – прежде всего,

реально действующим людям. Кроме того, критиковалась и натуралистичность этих

парадигм, которые строились на убеждении, что социальные законы и законы

природы едины по своей сути – они могут быть открыты путем анализа и обобщения

фактов, и те и другие объективны. Из чего следовало, что открытые “исторические

законы” позволяли прогнозировать в принципе безальтернативное будущее. Между

тем факты развития обществ и на Западе и на Востоке все больше свидетельствовали

об отсутствии жестких объективных закономерностей вообще.

Слабости отмечались и в интерпретивных парадигмах, которые критиковались

за их абсолютизацию, максимальную актуализацию субъективного начала, что

приводило к другой крайности – умалению влияния социально-культурного контекста

на человеческую деятельность.

Очевидно, нужно иметь в виду, что каждая парадигма в своих исходных

посылках упрощает нечто, имеющее принципиальное значение для других парадигм.

Как уже отмечалось выше, эти исходные посылки находятся на разных уровнях

абстракции. В этой связи социологической общественностью высказывались

соображения, что было бы желательно создать такую парадигму, которая бы

преодолела традиционную поляризацию объективного и субъективного, структуры и

индивида. Иными словами, возникла потребность в существенном обновлении

социологического знания, методологии исследования социальных реалий и,

соответственно, самого предмета социологической науки. Наиболее успешные

попытки в этом направлении осуществили выдающиеся социологи современности –

Э. Гидденс и П. Бурдье. Подробнее их взгляды будут рассмотрены в соответствующих

темах настоящего учебника.

Второй решающий фактор, влияющий на предмет исследований, – изменение,

усложнение самой социальной реальности и как следствие этого – меняющиеся

потребности общества, появление новых и новых социальных запросов. Так, сегодня

социология стала переосмысливать традиционные представления о социальных

группах общества (что представляет интеллигенция, интеллектуалы, рабочий класс,

“новые русские” и др.). Ныне социальные конфликты анализируются не только через

призму воздействия внешних экономических и социальных факторов, но и с учетом

того, что возрастает роль социальных процессов, характер которых зависит от

конкретной деятельности или бездеятельности социальных агентов (отдельных

личностей или социальных групп).

3. Ч.Р. Миллс: социологическое воображение

Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять

те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение,

социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические

принципы. Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к

тем проблемам, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не

заслуживающими внимания вообще. И тогда привычное может приобрести

совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем

кажутся. Но инакомыслие не является конечной целью ученого. Скорее с этого

момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось

ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение. На эту

тему Миллс написал целую работу, которая так и называется «Социологическое

воображение».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.