Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы социальной солидарности




Влияние разделения труда на общественное развитие

Методы

В принципе Э. Дюркгейм исходил из того, что в социологии должны применяться

объективные методы, аналогичные методам естественных наук. Задача социолога, по

мнению ученого, сводится к тому, чтобы исследовать и находить причинно-следственные

связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений общества, его структур и

индивидов, что позволяет обосновывать общественные законы и на этой основе формировать

общие представления (“норму”) о социальных и политических реалиях, а также, анализируя

отклонения от нормы, выявлять социальную патологию, как в развитии общества, его

социальных структурах, так и поведении индивидов.

Использование объективных методов естественных наук для изучения материальных

социальных фактов приемлемо и понятно. Например, можно путем наблюдения, измерения

зафиксировать определенные параметры населения. Но как измерить нематериальные

социальные факты, например, коллективные представления, верования? Не впадем ли мы

опять в философствование, если будет напрямую их оценивать? Дюркгейм считал

принципиально невозможным для социолога непосредственно изучать нематериальные

социальные факты. Тогда, где же выход из создавшегося положения?

По Дюркгейму, выход состоит в том, чтобы социальное объяснять социальным. Если

материальные и нематериальные факты находятся во взаимной зависимости, являются

причиной друг друга, то чтобы научно, эмпирически изучить нематериальные социальные

факты, социолог должен найти и исследовать материальные социальные факты,

непосредственно влияющие на первые, отражающие их природу. Скажем, определенная

структура семьи (материальный факт) непосредственно способствует формированию,

определенной брачной морали, коллективных представлений о должном в семейных

отношениях. Так, эмпирически изучая структуру и функции семьи конкретного общества,

социолог может получить данные о характере коллективного сознания членов этого общества.

Разделение труда как социальный закон

Конкретизацию своего теоретико-методологического инструментария Дюркгейм дает в

докторской диссертации, которая затем была опубликована в виде книге под названием “О

разделении общественного труда” (1893). По его мнению, разделение труда “составляет

необходимое условие материального и интеллектуального развития обществ, источник

цивилизации”; это – закон, который управляет обществами “почти без их ведома”3. Изучив

разделение общественного труда, социолог обретает возможность познать суть общества, его

явные и латентные (скрытые) функции его структур, сделать заключение, является ли

конкретное общество в историческом смысле нормальным или патологическим, какова его

мораль, в чем особенности коллективного сознания и коллективных представлений членов

этого общества. Разделение труда – это тот основополагающий фактор, который в конечном

счете определяет характер причинно-следственных связей и закономерностей, существующих

между социальными фактами общества и прежде всего – создает связи людей, которые

воспроизводят и поддерживают социальную солидарность.

По Дюркгейму, в истории человеческих обществ можно выделить два типа разделения

труда и, соответственно, два вида солидарности – механическую и органическую.

Для механической солидарности характерно следующее (материальные социальные

факты): низкий уровень разделения труда (индивиды практически могут заменять друг друга

в выполнении производственных и общественных функций), социальные структуры слабо

дифференцированы, их функции носят жесткий, рельефно выраженный характер. Им

соответствуют духовные социальные факты: наличие общей для всех морали, общих

ценностей и норм, общей для всех религии или идеологии; одинаковость отношений

индивидов к обществу, существующим структурам; их сходство, особенно по

индивидуальному сознанию, которое полностью подчиняется сознанию коллективному, что

создает ситуацию, когда люди связаны между собой подобно “социальным молекулам”, не

имеющим возможности для “собственных движений”. Поэтому-то социолог предложил

назвать этот вид солидарности механическим. “Солидарность, вытекающая из сходств, –

отмечает Дюркгейм, – достигает своего максимума тогда, когда коллективное сознание точно

покрывает все наше сознание и совпадает с ним во всех точках; но в этот момент наша

индивидуальность равна нулю”4.

Органическая солидарность предполагает качественно иное разделение труда,

связанное с выполнение каждым индивидом специфических профессиональных и

общественных функций, которые в силу сложности и специфичности не могут быть

выполнены всеми. Резко увеличивается количество структур и их функций. Люди

отличаются друг от друга, имеют свою собственную сферу деятельности, своеобразное

индивидуальное сознание и, следовательно, являются личностями. Влияние общества на

индивида не утрачивается, но коллективное сознание оставляет открытым часть

индивидуального сознания, которую оно не может регламентировать. “И чем обширнее эта

область, тем сильнее связь, вытекающая из этой солидарности. Действительно, с одной

стороны, каждый тем теснее зависит от общества, чем более разделен труд, а с другой –

3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.– С. 46

4 Там же. – С. 138

деятельность каждого тем личностнее, чем она более специализирована... Здесь, стало быть,

индивидуальность целого возрастает вместе с индивидуальностью частей; общество

становится способнее двигаться согласованно, в то время как каждый из его элементов

производит больше собственных движений”5.

В обществах с механической солидарностью доминирует репрессивное право со всеми

вытекающими последствиями для морали, коллективного сознания и коллективных

представлений. Соответственно эти социальные факты в конечном счете определяют характер

прав и свобод индивида – они практически отсутствуют. В обществах с органической

солидарностью действует реститутивное право, суть которого сводится к восстановлению

порядка вещей. «В этом случае тому, кто нарушил закон или не знал его, не причиняется

страдания, он просто приговаривается к подчинению ему. Если имеют место уже

свершившиеся факты, то судья приводит их к нормальному состоянию. Он утверждает право,

но не наказание. Возмещение убытков не имеет карательного характера»6

По Дюркгейму, фактором, обеспечивающим переход общества от механической

солидарности к обществу органической солидарности, является динамичная плотность,

которая предполагает радикальные и одновременные изменения двух параметров общества

(наличие одно из них недостаточно для этих перемен). Речь идет, во-первых, о резком

увеличении численности населения и во-вторых, – столь же значительном увеличение

взаимодействия между людьми. Эти компоненты динамичной плотности, будучи взятыми

вместе, приводят к утверждению более эффективных общественных отношений,

позволяющих при сохранении дефицита ресурсов мирно сосуществовать все большему числу

людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.