Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обобщенный другой и значимый другой




Любое организованное сообщество (спортивная команда, семья, иная

социальная группа), которое через выражение отношения всего сообщества к

действиям индивида обеспечивает тем самым формирование его самости, Мид

называет обобщенным другим. «Установка обобщенного другого есть установка всего

сообщества»5.

Люди видят себя с точки зрения обобщенного другого. Это создает основу для

мышления, которое становится постоянно идущим внутренним диалогом между

обобщенным другим и индивидом. Человек постоянно спрашивает, что подумают

люди, и постоянно ожидает отношения к себе со стороны социальных групп, к которым

принадлежит. Мид считает, что в форме обобщенного другого социальный процесс

оказывает влияние на поведение индивидов, а сообщество осуществляет контроль над

их действиями. Точнее, через адоптацию обобщенного другого осуществляется

непосредственное воздействие на компонент “Me” самости. Все это создает основу для

коммуникаций и социального контроля: по существу, “Me” осуществляет контроль над

самовыражением “I”.

Однако в обществе существует несколько обобщенных других. Естественно, не

все обобщенные другие оказывают одинаковое воздействие на индивида. Среди

множества людей, с которыми индивид осуществляет коммуникацию, он выделяет тех,

чьи оценки являются для него гораздо более важными. Эти люди становятся для

индивида значимым другим. Часто можно столкнуться с тем фактом, что

целенаправленный воспитательный процесс, осуществляемый рядом обобщенных

других, не совпадает с характером воздействия значимого другого. В таком случае

ребенку приходится выбирать ценностные ориентиры и в конечном счете самому

отвечать за свой выбор, за свои действия. Благодаря двойственной природе самости

индивиды обладают способностью не только усваивать, но и отвергать определенные

ценностные установки. В принципе “I” у здорового человека способно подвергать

сомнению и выдерживать социальное давление со стороны “Ме”, разумеется, в

4 Там же. – С. 226, 227

5 Там же. – С. 228

пределах того, что у общества всегда сохраняется возможность устанавливать ценности

и нормы, регламентирующие приемлемое поведение. Так в итоге возникает множество

различных самостей.

Благодаря внутреннему взаимодействию “I” и “Ме”, люди становятся

личностями, которые осведомлены, что ожидается от них в конкретных социальных и

культурных условиях и действуют соответственно – ставят цели для себя, планируют

будущее и просчитывают последствия от возможных альтернативных вариантов своего

поведения. Благодаря “Ме” люди чувствуют себя «комфортно» в любом обществе.

Однако самовыражение со стороны “I” ведет к постоянным изменениям структур и

функций самого общества. По мнению Мида, в традиционных обществах доминируют

“Ме”, в то время как в современных – “I”. Это позволяет социологу, работающему с

теоретико-методологическим инструментарием символического интеракционизма

исследовать взаимовлияние социального взаимодействия на микроуровне с

изменениями структур и функций общества на макроуровне.

Как считают выдающиеся современные социологи П. Бергер и Т. Лукман, Мид

предложил оригинальную диалектическую теорию соразвития индивидов и общества.

Благодаря конфликтам между “Ме” и “I”, а также между самостями и обществом

осуществляется развитие мира к свободной, открытой и совершенной коммуникации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.