Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека




По мнению Сорокина, известные до сих пор формы правления, будь то в

Америке или России, не принимали в расчет Доброту, энергию неэгоистической

любви, и потому “демократические режимы были почти столь же воинственными,

неустойчивыми, как и авторитарные режимы, и имели такой же высокий уровень

преступности”6.

При осуществлении той или иной политики в России никогда не ставился

вопрос о Доброте – прежде всего, вопрос о гуманности путей и средств

достижения поставленных целей, об их адекватности природе человека, об

“умиротворяющей и гармонизирующей функции любви”, которая есть “наилучший

“гаситель” межчеловеческой агрессии, вражды и борьбы” 7.

Из-за умаления и забвения фактора Доброты, сугубо прагматического подхода

к политическим преобразованиям, в стране никак не может сложиться механизм

согласования многообразных интересов. Изначально политика либеральных

демократов в России в 90-е годы была ориентирована на самые различные

прагматические цели – спекулятивную куплю-продажу, приватизацию,

ваучеризацию, сбор налогов и т.д. – но только не на то, чтобы новое взаимодействие

людей привело к собственно совершенствованию человеческих отношений.

Демократы-реформаторы, недооценивая важность Доброты, полагали, что

нигилистическое упразднение государственной авторитарной экономики,

политического господства одной партии автоматически создаст разумных и

свободных людей, разблокирует творческую энергию миллионов людей и они

станут готовыми к сотрудничеству в условиях рыночных отношений и соблюдения

прав человека. Однако, как показало провидение социолога и подтвердила жизнь,

“без любви все Билли о правах и все конституционные гарантии свободы есть пустая

фраза”8. Любые благие замыслы сами по себе вовсе не ведут к процветанию,

согласию, миру, если они не обеспечивают производство любви и Доброты, их

проникновение в социальные институты и культуры.

К сожалению, место Доброты у нас оказалось занятым завистью, ненавистью и

разрушительностью, что и привело общество в состояние кризиса и социального

беспорядка. И руководители, и руководимые стали жить по иррационально-

деструктивным принципам, подчас не осознавая того.

Вероятно, сорокинские прозрения, акцентирующие необходимость

человеческих отношений, пропитанных взаимной любовью, есть та панацея,

позволяющая стране вырваться из политически бунтарского поля, в котором она

оказалась несколько столетий назад, отойти от постоянного политического

противоборства. Следование установкам ученого на “Дух всеобщей дружбы,

симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью”, возможно, позволило бы

выбрать принципиально новый, эффективный вектор политической стратегии, от

которой зависит реализация интегральной сущности человека в объективно сложных

5 Подробнее об этом см.: Сорокина. П. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт

социологии РАН, 1993. – Глава 5

6 Сорокин П. Таинственная энергия любви.– Социс, 1991, № 8. – С.121

7 Там же. – С. 131

8 Сорокин П. Таинственная энергия любви.– Социс, 1991, № 9. – С. 150

реалиях – когда требуется согласование интересов между людьми в условиях

культурной, ценностной дифференциации, а также дефицита материальных и

духовных благ.

Для западного общества фактор Доброты в общественной и политической

жизни также имеет свою актуальность. Особенно это касается внешней политики

США, представлений ряда политических лидеров об “однополярном мире”, в

котором должен доминировать миропорядок с “единственной сверхдержавой”.

Отсюда следуют убеждения об особой роли США в поддержании международной

безопасности, урегулировании конфликтов, в процессах демократизации других

стран и т.д.

Именно Доброта, как считает Сорокин, является тем фактором, который

позволяет человеку выдвигать гуманные цели и использовать для их достижения

такие средства, которые адекватны его интегральной природе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.