КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цикл флуктуации
По Сорокину, процесс флуктуации социокультурной системы проходит через ряд последовательных этапов: дезинтеграция – кризис – мобилизация сил – новый социокультурный порядок. Катаклизмы, по мнению социолога, являются последствиями дезинтеграции чувственной культуры – моральных, правовых и других ценностей, которые прежде контролировали поведение людей. Выход из-под их контроля приводит к тому, что индивиды начинают, главным образом, руководствоваться своими биологическими побуждениями, страстями и вожделениями. В этих условиях обостряется борьба за существование, сила становится правом, революция и другие формы межчеловеческих раздоров вспыхивают в беспрецедентном масштабе. Сорокин особо рассматривает природу кризиса. Упадок происходит двумя путями: (а) путем вырождения свободных институтов, ценностей и идеологии в “принудительных и мошеннических монстров”; (в) путем растущего обесценивания прежних институтов, ценностей и идеологий11. Конкретно это выражается в том, что 10 Сорокин П. Главные тенденции нашего времени.– С. 30 11 См.: Там же. – С. 50 на фоне торжественных деклараций равных прав всех граждан на жизнь, свободу, поиски счастья в реальной жизни гигантски возрастает неравенство между властными магнатами и зависимым “человеческим прахом”; что газеты, радио и телевидение монопольно контролируются небольшой группой “властной элиты”; что принцип всеобщего избирательного права “в своей выхолощенной форме” обеспечивает лишь “правительства политиканов, посредством политиканов и для политиканов”12. К счастью, замечает Сорокин, процесс дезинтеграции, как правило, вызывает мобилизацию сил, которая не только борется с дезорганизацией, но также начинают строить новый интегральный социокультурный порядок, который характеризуется следующим образом. “Новый социополитический строй ставит целью построение современного научного знания и аккумулированной мудрости человечества; он вдохновляется не “борьбой за существование и взаимным соперничествам”, но духом всеобщей дружбы, симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью, вытекающих из этих отношений”13. Естественно, что новый социополитический строй предполагает и новые тенденции в деятельности властных организаций самого разного толка – правительств, деловых корпораций, профсоюзов и иных организаций. Здесь Сорокин выделяет следующие “значительные тенденции”. Возрастание роли ученых экспертов в планировании, развитии, контроле и управлении правительственной деятельности и политики. Многие из высших руководителей существующих правительств и корпораций уже в значительной степени являются скорее номинальными главами, чем самостоятельными политиками. Современные государственные политические деятели, по мнению социолога, все более становятся просто номинальными фигурами исполнителей “безмолвных приказов” науки и технологии. Имеет место и тенденция, которая, предвещает окончательное увядание правительств политиков, посредством политики и для политиков и их замещение “правительствами ученых и экспертов”. Развивая свою мысль, П. Сорокин отмечает, что “хорошее правительство близкого будущего будет нуждаться в том, чтобы каждый научный администратор успешно выполнял задачу интеграции узкого знания во взаимодействии с учеными и мудрецами, и одновременно будет нуждаться также в моральных руководителях, чтобы вести правительство в их служении только целях добра, а не зла”14. Можно сколь угодно критически оценивать деятельность нынешней власти в России, однако, объективности ради, отметим, что отдельные черты тенденций интегрального социокультурного порядка (приход во властные структуры ученых- специалистов) просматриваются и у нас.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |