Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет социологической теории постмодерна




Постмодернистская социология, по мнению Баумана, должна быть в принципе

отлична от современной социологии, ибо имеет дело с нерациональной культурой

постмодерна. Стало быть, сама постмодернистская социология должна быть

нерациональной по форме, из чего логически следует, что она должна радикально

отказаться от традиционного теоретико-методологического инструментария

классических и модернистских социологических парадигм. Хотя Бауман признает

справедливость данного постулата, он полагает, что сегодня он сам не готов к

обоснованию нерациональной социологии и, по возможности, выступает за

преемственность, сохранение постмодернистской социологией всего того, что уже

наработано мировой социологической мыслью. В постмодернистской социологии

научность не исчезает вообще, но акцент смещается на искусство интерпретации.

Вместе с тем Бауман выступает за то, чтобы уже сегодня пересмотреть понимание

полипарадигмальной сущности социологии. Пока в современной социологии

представители каждой парадигмы подчеркивают свою особую значимость, некоторые из

них не оставляют попыток добиться того, чтобы их теории была бы своего рода

гегемоном в социологии. По мнению Баумана, полипарадигмальная сущность

социологии должна сохраниться, но преобразоваться в мирное сосуществование теорий,

так, чтобы каждая из них, по существу, могла дополнять полученные результаты всех

других теорий. Заметим, что подобный взгляд ещё в начале восьмидесятых годов

высказывал Дж. Ритцер5.

4 См.: Ritzer G. Op. cit. – P. 156

5 См.: Ritzer G. Toward an Integrated Sociological Paradigm: The Search for an Exemplar and an

Image of the Subject Matter. Boston: Allyn and Bacon, 1981

В силу высказанных соображений Бауман особые усилия прилагает к созданию

социологической теории постмодерна. Такой подход предполагает определенную

преемственность с социологией классической и модерна.

Принципиальные положения, высказанные Бауманом об обществе постмодерна,

следующие. Нельзя постмодерн рассматривать через призму ценностей современного

общества. Постмодерн это общество с самостоятельной самодостаточностью. Отсюда

следует, что постмодерн не болезненная форма и не аномия современного общества.

«Постмодернистское общество есть система со своим собственным правом»6, –

заключает Бауман. И социология постмодерна должна принять «специфику

постмодернистской конфигурации, вместо того, чтобы рассматривать её как больную

или деградированную форму современного общества»7.

Социологическая теория постмодерна должна освоить неодетерминистский

характер новых социальных реалий. У них весьма слабые связи с прошлым

историческим развитием, и они не обладают способностью детерминировать будущее.

Словом, у социологии постмодерна должен быть свой новый предмет исследования.

В самых общих чертах социология постмодерна включает в себя следующее:

1. Её предметом является сложная непредсказуемая общественная система,

прежде всего, в виде потребительского общества.

2. Изучение разнообразных агентов, которые практически не зависят друг от

друга и в целях достижения своих, свободно выбираемых целей, стремятся преодолеть

централизованный контроль.

3. Она исследует хаотическое пространство и хроническую неопределенность,

состояние беспокойства, в котором оказываются интеллектуалы интерпретаторы.

4. Изучение идентичности агентов, которая постоянно изменяется, но не

развивается в определенно ясном направлении.

5. Она изучает то, как люди относятся к своему телу, имея в виду как воздействие

внешних институтов, так и внутреннее выражение свободы.

6. С учетом того, разнообразные агенты практически не зависят друг от друга, тем

не менее, исследуются их временные выборы, объединения, распады связей, о чем

свидетельствуют символические признаки, которые и могут быть предметом изучения.

7. Она исследует символические признаки, которые в условиях неопределенности

выражают определенную значимость для определенных категорий агентов.

8. Особую значимость приобретает исследование знания, которое в условиях

постмодерна знаменует свободу доступа к жизненным ресурсам и возможность их

выбора. Знание также становится одним из основных источников конфликта,

нацеленного на перераспределение ресурсов среди агентов.

3. Ж. Бодрийяр: создание «антисоциальной» теории

Жан Бодрийяр (J. Baudrillard) – родился в 1929 году, французский социолог и

культуролог.

Ж. Бодрийяр является профессором Парижского университета, преподает также в

ведущих учебных заведениях США и Европы.

Ж. Бодрийяр испытал сильное влияние К. Маркса, Э. Дюркгейма,

структуралистов, особенно структурных лингвистов, и, конечно, М. Фуко, взяв у него

идею деконструкции. Строго говоря, сам Ж. Бодрйияр не считает себя постмодернистом

и даже социологом: «Я метафизик, возможно, моралист, но определенно не социолог.

6 Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992. – Р. 65

7 Ibid. – P. 27

Единственная «социологическая» работа, на которую я могу иметь законные притязания

– это моё усилие положить конец социальному, самой концепции социального»8.

Однако, несмотря на данные заявления, Бодрйияр среди социологов считается все

же социологом. Он автор многочисленных сугубо социологических работ. Среди его

трудов: «Система вещей», «Потребительское общество», «Критика политической

экономии знака», «Зеркало производства», «Символический обмен и смерть», «В тени

молчаливого большинства», «Совращение», «Симулякры и симуляции», «Фатальные

стратегии», «Иллюзия конца», «Экстаз коммунизации», «Год 2000 может не

наступить», «Америка», «Прозрачность зла: очерки об экстремальных явлениях»

(последние две работы были переведены на русский язык и вышли в свет в России в 2000

г.) и др.

«Конец социального»

Что стоит за высказанным Бодрийяром постулатом о «конце социального»? По

его мнению, это означает, что социальное растворяется, разжижается в массе. Такие

социальные реалии как класс или этнос просто растворяются при создании огромной,

недифференцированной массы, которая мыслится им как статистическая категория, а

не социальная общность. В таком понимании социальное отмирает. А если социальное

отмирает, то с ним исчезает и классическая социология, предметом которой как раз

является социальное. Тогда возникает потребность о новом типе теоретизирования об

окружающем мире. И Бодрийяр предпринимает такую попытку создания принципиально

новой теории об обществе.

Речь идет об «антисоциальной» теории с принципиально новыми понятиями.

Бодрийяр свою теорию ассоциирует с «патафизикой» – «наукой воображаемых

решений», заявляя, что это единственный путь отражения реальности, в которой сегодня

оказалось человечество.

Отнюдь не случайно, ряд ученых относят работы Бодрийяра к научной

социологической фантастике, в которой нарочито утрируются реальные тенденции и

при этом исследуется, каким может быть будущее, если люди не вмешаются в нынешний

ход жизненных процессов. При этом само исследование осуществляется не в привычных

научных понятиях, а подчас посредством неординарных трактовок старых понятий, в

которые вкладывается новый смысл (упоминавшаяся выше «масса»), с помощью

афоризмов и даже стихов и анекдотов. Такова форма теории постмодерна, таков её

научный инструментарий, к которому, очевидно, придется привыкать всем, кто серьезно

относится к этому научному направлению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.