Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символический обмен




В потребительском обществе нет таких символов, которые бы не были товаром.

Все символы – пиво и сигареты, высокое искусство и сексуальные акты, абстрактные

теории и автомобили – производятся, обмениваются и продаются. Так, возникает и

9 Baudrillard J. Selected Writings. Stanford: Stanford University Press. – Р. 22

утверждается символический обмен. Концепция символического обмена является

стержнем теории Бодрийяра. По его мнению, символический обмен становится

основополагающей универсалией современного потребительского общества.

С обоснованием концепции символического обмена Бодрийяр полностью отходит

от Маркса, который, как мы помним, акцент делал на экономическом обмене. Она же

позволяет её автору обосновать новое, трехстадийное видение истории человеческой

цивилизации. На первой стадии, включающей архаическое и феодальное общества,

обменивался только прибавочный материальный продукт. На второй –

капиталистической – обменивались все товары промышленного производства. На третей,

нынешней утверждается и господствует символический обмен. Символический обмен в

принципе отличается от обмена экономического: он не предполагает прямой обмен

товаров; взаимодействие обменивающихся практически ни чем не ограничено; и главное

– по сути он является скорее разрушительным, чем созидательным. Причем разрушается

и то, против чего были направлены традиционные социальные движения.

Так, третья стадия десоциализирует и кладет конец прежним отношениям между

капиталистами и рабочими. Им на смену приходят отношения между террористом и

заложником, имея в виду, что все мы в цикле символического обмена (взятия и возврата)

можем потенциально выступать и террористами и заложниками. С помощью этой

метафоры Бодрийяр подчеркивает отмирание социальных правил, регулировавших

человеческие отношения, наступления антирационалистской патологии. Более того, эти

новые отношения свидетельствуют и об отмирании отчуждения в марксовом понимании,

и об отмирании аномии в дюркгеймовском видении. По Бодрийяру, новые отношения

«хуже» отчуждения и аномии, они находятся «за их пределами». Но, уж таковы они есть.

Однако символический обмен не распространяется на взаимодействие с

мертвыми, что было характерно для предыдущих обществ. В традиционных обществах

существовали многочисленные ритуалы, символизирующие неразрывную связь ныне

живущих с предшествующими поколениями. Потребительское общество по существу

разрывает эту связь, радикально обособляя жизнь от смерти. Пожилых людей

направляют, хотя и в комфортабельные, но сегрегированные дома престарелых.

Бодрийяр, как видно, пытается подвести читателей к выводу, что символический

обмен разрушает прежние социальные отношения. И главным разрушителем выступает

не революции, не какая-то социальная сила, а контроль со стороны кода сигнификации.

Сила его эффективности оказалась куда большей, чем сила ранее известных социальных

движений. Но сам код также контролируется и, прежде всего средствами массовой

информации. Причем современные СМИ практически тотально манипулируют кодом.

Это проявляется в том, что символы, имеющие концентрированное выражение в коде,

становятся абсолютно индетерминированы, относительны от реалий окружающего

мира. В итоге разрушается и отмирает связь между символами и реальностью. Обмен

между символами происходит относительно друг друга, но не между символами и

реальностью. За символами не стоит ничего конкретного. Так стирается грань между

реальностью и вымыслом, между истиной и заблуждением. Реальность и истина, как

считает Бодрияр, просто перестают существовать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.